( Есть в этом предложении словарные слова? Если да, то какое и почему словарное?. В словарном слове « мороз» поставить ударение).
4. Словарный диктант (картинки)
Ворона, корова, яблоко, молоток, заяц.
5 Игра «Мозговой штурм» -ребята задают вопросы друг другу подготовленные дома
- Какую тему мы сейчас изучаем?
- Что мы знаем о согласных звуках?
- Какие согласные звуки бывают? (глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)
- Какие гласные буквы на письме обозначают мягкость согласных звуков? ( е, ё, я, ю, и, ь)
- Какие ещё буквы показывают мягкость согласных звуков? ( мягкий знак « ь» )
- А какие всегда твёрдые звуки – ж, ш, ц. а мягкие - ч, щ.
6. Физкультминутка
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало
Разомнёмся для начала.
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
По коленкам бьём ладошкой
Прыгаем на правой ножке,
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас,
И сначала ещё раз!
III. Самоопределение к деятельности
Мягкий голос
Мягкий шаг
Это буква …( мягкий знак)
IV. Работа по теме урока.
Ребята! У нас на уроке присутствует ещё один гость. ( Выходит ученик с буквой Ь и читает стихотворение Евгения Измайлова « Буква - мягкий знак»).
Мягкий знак - хитрый знак
Не сказать его никак
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
Учитель : так кто же к нам пришёл? Как вы думаете, почему к нам пришёл такой гость?
Потому что мы будем изучать тему « Мягкий знак».
V. Работа по учебнику с. 124
1. Беседа учителя
- Откройте учебники и прочитайте - какую же тему мы сегодня будем изучать. Скажите, это новая тема? Или мы уже знакомились с буквой Ь.
Давайте обобщим те знания, которые получили в 1 классе.
( Есть мягкий знак смягчающий - он может стоять в середине слова или в конце, а есть разделительный мягкий знак. Почему разделительный.? Он стоит после согласного и перед гласным).
VI. Закрепление изученного материала
1. Игра «Кто больше»
Работа в группа. Чья команда назовёт больше слов с Ь.
Смягчающим разделительным
Морковь печенье
Олень здоровье
Декабрь платье
Дождь перья
Ель веселье
2. Работа с загадками.
Отгадки записываем в тетрадь с объяснением.
1. Есть ребята у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? ( коньки)
2. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой (медведь).
3. Маленький рост,
Длинный хвост
Серенькая шубка
Остренькие зубки (мышь).
4. Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа - пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый (свинья).
5. Зверь смешной в огромной клетке
С ветки прыгает на ветку,
Ест бананы, сладости
К общей детской сладости (обезьяна).
3. Работа с учебником с. 124 упр 203 - списать слова, подчеркнуть буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
4. Физкультминутка для кисти рук.
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
5. Работа с деформированным предложением
Снега, лежат, деревьях, на, хлопья.
( Дети работают над предложением. Один из учеников записывают у доски. ).
На деревьях лежат хлопья снега.
Мягкий знак подчеркнуть.
6. Ребусы (разгадывание)
Мороз, экран, игрушка, коньки.
VII. Рефлексия
Игра «Незаконченное предложение». Ребята рассказывают о том, как они работали на уроке, чтобы урок был интересным.
- Сегодня на уроке я могу похвалить себя за то, что
VIII. Подведение итогов урока.
Оцените свою работу за весь урок. Зарисовать лицо клоуна - настроение. Затем показать учителю.
IX. Домашнее задание
Запись в дневнике с. 125 , упр.204 – 1 в., 11 в – упр. 204 (1)
- Спасибо всем за работу на уроке.
Х. Результаты урока
- Обобщают сведения, полученные на уроке.
- Анализируют свою деятельность.
- Обсуждают новое знание. Определяют, что буква «мягкий знак» (ь) в словах - это орфограмма.