Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения"»
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема урока: «Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения»
Цель: открыть способ распознавания типа склонения имен существительных единственного числа по окончанию и по роду
Планируемые результаты
(Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные
Регулятивные:
Постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; подведение под понятие; выведение следствий.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные: Овладение представлениями о грамматических нормах русского языка: определение склонения имён существительных
Ход урока:
Организационный момент.
Оформление записи в тетради. Минутка чистописания.
- Каждый пропишет в тетради букву, с которой начинается его имя (заглавную и строчную).
3. Словарная работа.
-Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня. (Обед)
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)
6. Это видимая граница неба и земли или водной поверхности. (горизонт)
- Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
Взаимопроверка.
"5" - нет ошибок "4" - 1 ошибка "3" - 2 ошибки "2" - 3 и более ошибок
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?
- Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
4. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
-Какой частью речи являются записанные слова? (имя существительное)
-Что мы знаем об этой части речи?
-Найдите имена существительные в предложении:
Бабушка рассказала мне о сестре и о матери.
-Каким членом предложения они являются? (обратить внимание на однородные дополнения)
-Определите их род, падеж.
-Выделите окончания в словах о сестре, о матери.
-Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?
-Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
5. Первичное усвоение знаний.
Конь, вода, дядя, море, степь,молоко.
- Прочитайте слова, найдите общее (сущ.в ед.числе, в именительном падеже)
-Выделите окончания, определите род.
-Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания (в таблицу):
Запишите в 1 колонку сущ. мужского и женского рода с окончаниями –а,-я.
Запишите во вторую колонку сущ. мужского рода с нулевым окончание и среднего рода с окончанием – о.
Запишите в третью колонку сущ. женского рода с нулевым окончанием.
-Ученые-лингвисты, изучая падежные окончания имен существительных, обнаружили, что по окончаниям можно объединить существительные в три группы – три склонения: 1,2,3. Что это за группы? Прочитаем определение в учебнике (стр.22)
-По каким признакам группируются существительные 1,2,3 склонений? (по роду и окончанию)
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я. (отметили в таблице)
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е. (отметили в таблице)
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием.(отметили в таблице)
-Какова же тема и цель нашего урока?
6. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного. Первичное закрепление.
-Как определить склонение имени существительного? Совместно составляем алгоритм.
1.Определить род имени существительного.
2. Выделить окончание имени существительного.
3. По роду и окончанию определить склонение.
Используя данный алгоритм, определяем склонение у существительных (стр.23 в учебнике)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Разноуровневая самостоятельная работа.
-Выберите карточку, с заданием который вы точно справитесь (учитель зачитывает задания на всех трех карточках)
Уровень 1.
Спиши имена существительные. Укажи склонение.
Герой, метель, яблоко, река,родник, погода.
Уровень 2.
Выпиши имена существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, автомобиль, степь, тетрадь, лошадь, конь, пень.
Уровень 3.
Подбери и запиши к словам синонимы. Определи склонение всех имен существительных.
Отец, торжество, везение, чародей, зной.
Используется самопроверка (выдаются карточки с ответами).На полях карандашом указывается количество допущенных ошибок.
-Кто не допустил ошибок? –У кого 1 ошибка? –У кого более 3 ошибок?
-Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах о сестре, о матери разные окончания? (потому что разного склонения)
-С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончания существительных)
-Об этом мы будем подробно говорить на следующих уроках русского языка.
-Оцените себя на уроке:
Если вам было все понятно на уроке, считаете, что тему усвоили – в конце классной работа нарисуйте зеленый кружок.
Если считаете, что тему усвоили, но есть еще небольшие затруднения, над которыми надо поработать – в конце классной работы нарисуйте синий кружок.
Если урок показался для вас очень трудным, много осталось непонятным, необходима дополнительная помощь учителя – в конце классной работы нарисуйте красный кружок.
Домашнее задание (на выбор) – выучить правило стр.22