Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Согласные звонкие звуки [д], [д’] и буквы Д, д»»
Конспект урока по теме «Согласные звонкие звуки [д], [д’] и буквы Д, д»
(УМК «Школа России», В.Г.Горецкий «Азбука»)
Цели:
Образовательные: формировать умения различать на слух звуки [д] и [д’], характеризовать эти звуки, находить их на слого-звуковых схемах, читать слоги, слова, слова, предложения, тексты с буквой «дэ»
Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление через формирование аналитико-синтетической деятельности; развивать и корректировать речь путём полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений; развивать фонематическое восприятие.
Задачи:
- изучить букву «дэ», усвоить звуковую природу данной буквы;
- научиться правильно соотносить букву и звуки, которые она обозначает;
- выработать умение плавного слогового чтения;
- развивать устную речь детей на уровне предложения, слова и текста.
Планируемые результаты:
- предметные: владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтение предложений и коротких текстов;
- личностные: воспринимают важность учебы как интеллектуального труда и познания нового.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- регулятивные:удерживают цель деятельности до получения ее результата;
- познавательные:общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические – характеризуют звуки [д] и [д’];
- коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Этап: основной (буквенный)
Тип урока: урок чтения, урок-знакомство со звуками и буквами, которыми они обозначаются.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка учеников готовности к уроку.
Звуковой анализ слов
Артикуляционная гимнастика
Зарядка для языка
Упражнение «Конфетка» - губы сомкнуты, языком за ними перемещаем воображаемую конфетку вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
Упражнение «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) - улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Упражнение на постановку дыхания «Погасите свечи» - представьте, что перед вами 3 свечи. На одном выдохе «погасите» эти свечи, разделив ваш выдох на три порции (при непонимании, учитель показывает описанное действие). Теперь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше..
У: Ребята, посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?
Д: Гвозди.
Методическое обоснование: упражнения для языка проводятся с целью развивать подвижность языка, укреплять кончик языка, отрабатывать подъем языка, т. к. в образовании звуков [д] и [д’] участвует передняя часть языка. Упражнение «Погасите свечи» позволяет тренировать интенсивный прерывистый выдох (такой же прерывистый выдох образуется при произнесении звуков [д] и [д’]); определение слова через предметную картинку как способ его предъявления, с целью назвать слово, в котором содержится изучаемая буква (звук).
У: Давайте вычленим первый звук в слове гвозди и дадим ему характеристику.
[гггвоз’д’и]
[г] – согласный, звонкий, твердый.
У: Как вы определили, что звук [г] – согласный?
Д: Воздушная струя воздуха встречает преграду.
У: Почему вы считаете, что звук [г] – звонкий?
Д: Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание.
У: Как вы определили, что звук [г] – твердый?
Д: Понаблюдали друг за другом и увидели, что при произнесении звука [г] губы сомкнуты, и улыбка не появляется, значит, звук [г] – твердый.
У: Как мы обозначим звук [г] на звуковой схеме?
Д: Синим квадратом.
У: Теперь вычленим второй звук в слове гвозди
[гвввоз’д’и]
Д: [в] – согласный, звонкий, твердый. Воздушная струя воздуха встречает преграду, значит звук [в] – согласный. Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание, значит, звук [в] – звонкий. При произнесении звука [в] губы сомкнуты, и улыбка не появляется, значит, звук [в] – твердый.
У: Как мы обозначим звук [в] на звуковой схеме?
Д: Синим треугольником.
У: Какой третий звук в слове гвозди?
[гвоооз’д’и]
[о] – гласный, ударный.
Д: Воздушная струя воздуха не встречает преграду, значит звук [о] –гласный. Если с удивлением спросить: «Это гвозди?», то можно услышать, что звук [о] – ударный.
У: Как мы обозначим звук [о] на звуковой схеме?
Д: Красным треугольником.
У: Давайте выделим четвертый звук в слове гвозди.
[гвоз’ з’ з’д’и]
[з’] – согласный, звонкий, мягкий.
Д: Воздушная струя воздуха встречает преграду, значит звук [з’] – согласный. Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание, значит, звук [з’] – звонкий. При произнесении звука [з’] губы растягиваются в улыбке, значит звук [з’] – мягкий.
У: Как мы обозначим на звуковой схеме звук [з’]?
Д: Зеленым квадратом.
У: Какой пятый звук в слове гвозди?
[гвоз’д’ д’ д’и]
Д: [д’].
У: Произнесем звук [д’] еще раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов.
Легко ли проходит воздух?
Д: Нет, его задерживает язык, а язык «ударяется» об верхние зубы.
У: Значит, это какой звук?
Д: Согласный.
У: Звук звонкий или глухой?
Д: Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание, значит, звук [д’] – звонкий.
У: Определите, является ли звук [д’] твердым или мягким.
Д: При произнесении звука [д’] губы растягиваются в улыбке, значит звук [д’] – мягкий
У: Как мы обозначим на звуковой схеме звук [д’]?
Д: Зеленым треугольником.
У: Определим последний звук в слове гвозди.
[гвоз’д’ иии]
[и] – гласный, безударный.
Д: Воздушная струя воздуха не встречает преграду, значит звук [и] –гласный. Если с удивлением спросить: «Это гвозди?», то можно услышать, что ударение падает на звук [о], а звук [и] – безударный.
У: Посмотрите на вторую картинку, что на ней изображено?
Д: Цифра два.
У: Вычленим первый звук в слове два
[дддва]
[д] – согласный, звонкий, твердый.
Д: Воздушная струя воздуха встречает преграду, значит звук [д] – согласный. Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание, значит, звук [д] – звонкий. При произнесении звука [д] губы сомкнуты, и улыбка не появляется, значит, звук [д] – твердый.
У: Как мы обозначим звук [д] на звуковой схеме?
Д: Синим квадратом.
У: Какой второй звук в слове два?
[дввва]
[в] – согласный, звонкий, твердый.
Д: Воздушная струя воздуха встречает преграду, значит звук [в] – согласный. Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание, значит, звук [в] – звонкий. При произнесении звука [в] губы сомкнуты, и улыбка не появляется, значит, звук [в] – твердый.
У: Как мы обозначим звук [в] на звуковой схеме?
Д: Синим треугольником.
У: Назовите последний звук в слове два.
[двааа]
[а] – гласный, ударный.
Д: Воздушная струя воздуха не встречает преграду, значит звук [а] –гласный. Если с удивлением спросить: «Это два?», то можно услышать, что звук [а] – ударный.
У: Как мы обозначим звук [а] на звуковой схеме?
Д: Красным треугольником.
Методическое обоснование: составление звуковой модели с помощью интонирования звуков способствует научению анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки в слове, что оказывает влияние на формирование фонематического слуха. Для характеристики звуков используется наблюдение за артикуляцией при произнесении этих звуков.
У: Назовите еще раз предпоследний звук в слове гвозди
Д: [д’]
У: Назовите первый звук в слове два.
Д: [д]
У: Что общего в этих звуках?
Д: Оба звука согласные, звонкие.
У: Чем различаются звуки [д] и [д’]?
Д: Звук [д’] – мягкий, а звук [д] – твердый.
Методическое обоснование: обратить внимание детей на звуки, с которыми предстоит дальнейшая работа, сравнить данные звуки с целью облегчить осознание того, что буквы Д, д обозначает два звука - [д’] и [д], что будет обозначено позднее.
У: Давайте мы с вами потренируемся в узнавании звуков [д] и [д’] в словах на слух. Я вам называю слово, а вы говорите, в каком месте в слове стоит звук [д] или [д’] и твердый он или мягкий.
ДОРОГА
Д: Звук [д] – твердый, стоит в начале слова.
У: ВЕДЁРКО
Д: Звук [д’] – мягкий, стоит в середине слова.
У: МЕДЬ
Д: Звук [д’] – мягкий, стоит в конце слова.
У: Приведите собственные примеры слов, в которых есть звук [д] или [д’] и скажите мягкий он или твердый, где в слове находится данный звук.
Д: Друг – звук [д] твердый, стоит в начале слова. Редька – звук [д’] мягкий, стоит в середине слова.
Методическое обоснование: данная работа проводится с целью проверить понимают ли дети, в каком случае в слове слышится звук [д], а в каком звук [д’].
У: А сейчас послушайте чистоговорку и скажите, какие звуки в ней повторяются чаще всего:
Да-да-да
- Не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду
- Всё равно туда пойду,
Ди-ди-ди
- Ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да
- Ой, холодная вода!
Де-де-де
- Вот беда! Вадим, ты где?
- «Ды-ды-ды»
Только слышно из воды.
У: Какие звуки повторяются в чистоговорке чаще всего?
Д: [д] и [д’]
У: Проговорим чистоговорку медленно вслух.
А теперь произнесите чистоговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
Посоревнуйтесь с соседом по парте, кто из вас быстрее проговорит чистоговорку.
Методическое обоснование: проводится работа над артикуляцией звуков [д], [д’].
Знакомство с буквой Д
У: Кто знает. Какой буквой можно обозначить данные звуки?
Д: Буквой «дэ».
У: Давайте подумаем. На что похожа буква Д (дети называют различные предметы, на что похожа Д).
У: Послушайте стихотворение про букву Д.
Буква Д – добротный дом.
Детский садик в доме том.
Д корабликом плывёт,
Д печной трубой встаёт.
На дымок глядят спросонок
Дрозд, дрофа и домовёнок.
Учитель показывает картинки, на которых изображены предметы, похожие букву Д.
Методическое обоснование: данная работа проводится с целью овладеть представлением о знаковой природе букв, овладеть зрительным образом буквы, лучше запомнить его на основе ассоциаций с похожими на букву предметами. Даётся алфавитное название буквы.
У: Теперь найдите данную букву в кассе букв.
Давайте напечатаем букву Д в своих тетрадях.
Учитель показывает образец печатанья букв Д, д.
Методическое обоснование: усвоение норм графики.
У: Поместим букву Д на ленту букв. На какой фон мы её поместим?
Д: На синий фон. Потому что это буква обозначает согласные звуки.
Чтение слогов-слияний с новой буквой
На доске написаны слоги.
да дя
до дё
ду де
ды ди
дэ ды
У: Подготовимся к чтению первого слога в 1-м столбике.
Как узнать, какой звук [д] или [д’] произносим?
Д: Нужно посмотреть на букву гласного.
У: Какой звук обозначает буква Д в первом слоге? И почему?
Д: Звук [д], потому что после Д идёт буква А.
У: Давайте хором прочитаем оба столбика слогов.
Методическое обоснование: данная работа проводится с целью научить слитному чтению слогов-слияний с буквой Д, ориентируясь на букву гласного, формировать способ обозначения твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных.
У: А теперь прочитайте слоги, в которых буква Д обозначает твёрдый звук.
Д: да, до, ду, ды, дэ.
У: Прочитайте слоги. В которых буква Д обозначает мягкий звук.
Д: дя, дю, ди, де, дё.
Методическое обоснование: способствует осознанному прочтению слогов, выбранных по указанному критерию.
Чтение слов с изученной буквой
У: Сейчас мы прочитаем первое слово в 1-м столбике хором (слова даны в учебнике).
Сначала читаем слово по вспомогательным пометам.
ВО|ДА
Теперь читаем слово по слогам.
ВО-ДА
Поставьте в слове «вода» ударение и прочитайте целым словом с правильным ударением.
Методическое обоснование: трёхкратное чтение слова облегчает ребёнку прочтение слов.
У: Прочитайте все слова в этом задании самостоятельно. Как вы себе поможете?
Д: Поставлю вспомогательные пометы, разделю на слоги.
У: Найдите и прочитайте слово, в котором 1 слог.
Д: Труд.
У: Найдите и прочитайте слово, которое обозначает воду, падающую с горы.
Д: Водопад.
У: Прочитайте слова, в которых три слога.
Д: Водопад, водолаз, водные.
У: Какое из данных слов ещё ни разу не прозвучало сегодня?
Д: Подводные.
Методическое обоснование: чтение слов с заданием способствует осмысленному (а не механическому) прочтению данных слов, формируется умение анализировать набор слов, выделяя из них те, которые подходят к заданиям. Работа по сравнению слов помогает учащимся точнее понимать лексическое значение каждого слова. Идёт подготовительная работа к пониманию детьми родственных (однокоренных) слов.
У: Кого называют водолазом?
Д: Это человек, работающий под водой.
У: Что общего у слов «вода, водопад, водолаз, водные, подводные»?
Д: Они все имеют отношение к воде и в них есть одинаковая часть «вод».
У: Чем различаются слова «водные и подводные»?
Д: В одном слове есть часть «под», в другом её нет. «Водные» - расположенные на воде. «Подводные» - под водой.
Методическое обоснование: Работа по сравнению слов помогает учащимся точнее понимать лексическое значение каждого слова. Идёт подготовительная работа к пониманию детьми родственных (однокоренных) слов.
Чтение текста, данного в букваре
У: Ребята, как вы думаете, о чём тексте?
Д: О рыбах.
У: Почему вы так думаете?
Д: Потому что на картинке нарисована рыба.
У: О чём ещё этот текст?
Д: О водолазах.
У: Теперь давайте прочитаем текст и проверим ваши предположения.
Методическое обоснование: проводится работа до чтения текста с целью антиципировать детей на содержание текста, заинтересовать в прочтении.
У: Сейчас мы с вами прочитаем текст. Сначала негромко своему соседу по парте. А теперь я предлагаю вам прочитать текст всему классу по желанию, по одному предложению.
После прочтения текста детьми целиком:
У: Прочитайте из текста то, что делали водолазы.
Д: Они работали на дне реки, укрепили опоры моста.
У: Прочитайте, как зовут детей, у которых папа водолазы.
Д: Надя и Дима.
Методическое обоснование: работа во время чтения, такая как чтение текста друг другу в парах, чтение вслух на класс и выборочное чтение способствуют научению детей читать текст.
У: Давайте вспомним, какие предположения о содержании текста мы сделали по картинке к тексту?
Д: Предположение, что речь в тексте пойдет о рыбах. Что текст будет о водолазах.
У: Какое предположение оправдалось?
Д: Предположение о том, что текст о водолазах.
У: Почему тогда на картинке нарисованы рыбы?
Д: Потому что водолаз видит рыб, когда опускается под воду.
У: Как мы можем озаглавить текст?
Д: Водолазы. Трудная работа водолазов. Что делают водолазы под водой.
Методическое обоснование: благодаря работе после текста, которая предполагает соотношение текста с иллюстрацией, озаглавливание текста, достигается понимание детьми прочитанного.
Итог урока
У: Какие звуки мы узнали? Чем они интересны?
Д: Звуки [д], [д’]. Эти звуки согласные, звонкие, но один звук – твердый, а другой – мягкий.
У: Какая буква на письме обозначает эти два звука?