kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Согласные звонкие звуки [д], [д’] и буквы Д, д»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен к теме из УМК "Школа России". Содержит коррекционно-развивающие технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Согласные звонкие звуки [д], [д’] и буквы Д, д»»



Конспект урока по теме «Согласные звонкие звуки [д], [д’] и буквы Д, д»

(УМК «Школа России», В.Г.Горецкий «Азбука»)



Цели:

Образовательные: формировать умения различать на слух звуки [д] и [д’], характеризовать эти звуки, находить их на слого-звуковых схемах, читать слоги, слова, слова, предложения, тексты с буквой «дэ»

Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление через формирование аналитико-синтетической деятельности; развивать и корректировать речь путём полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений; развивать фонематическое восприятие.

Задачи:

- изучить букву «дэ», усвоить звуковую природу данной буквы;

- научиться правильно соотносить букву и звуки, которые она обозначает;

- выработать умение плавного слогового чтения;

- развивать устную речь детей на уровне предложения, слова и текста.

Планируемые результаты:

- предметные: владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтение предложений и коротких текстов;

- личностные: воспринимают важность учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

- регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата;

- познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические – характеризуют звуки [д] и [д’];

- коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Этап: основной (буквенный)

Тип урока: урок чтения, урок-знакомство со звуками и буквами, которыми они обозначаются.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка учеников готовности к уроку.

  1. Звуковой анализ слов

Артикуляционная гимнастика

Зарядка для языка

Упражнение «Конфетка» - губы сомкнуты, языком за ними перемещаем воображаемую конфетку вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

Упражнение «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) - улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Упражнение на постановку дыхания «Погасите свечи» - представьте, что перед вами 3 свечи. На одном выдохе «погасите» эти свечи, разделив ваш выдох на три порции (при непонимании, учитель показывает описанное действие). Теперь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше..

У: Ребята, посмотрите на первую картинку. Что на ней изображено?

Д: Гвозди.

Методическое обоснование: упражнения для языка проводятся с целью развивать подвижность языка, укреплять кончик языка, отрабатывать подъем языка, т. к. в образовании звуков [д] и [д’] участвует передняя часть языка. Упражнение «Погасите свечи» позволяет тренировать интенсивный прерывистый выдох (такой же прерывистый выдох образуется при произнесении звуков [д] и [д’]); определение слова через предметную картинку как способ его предъявления, с целью назвать слово, в котором содержится изучаемая буква (звук).

У: Давайте вычленим первый звук в слове гвозди и дадим ему характеристику.

[гггвоз’д’и]

[г] – согласный, звонкий, твердый.

У: Как вы определили, что звук [г] – согласный?

Д: Воздушная струя воздуха встречает преграду.

У: Почему вы считаете, что звук [г] – звонкий?

Д: Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание.

У: Как вы определили, что звук [г] – твердый?

Д: Понаблюдали друг за другом и увидели, что при произнесении звука [г] губы сомкнуты, и улыбка не появляется, значит, звук [г] – твердый.

У: Как мы обозначим звук [г] на звуковой схеме?

Д: Синим квадратом.

У: Теперь вычленим второй звук в слове гвозди

[гвввоз’д’и]

Д: [в] – согласный, звонкий, твердый. Воздушная струя воздуха встречает преграду, значит звук [в] – согласный. Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание, значит, звук [в] – звонкий. При произнесении звука [в] губы сомкнуты, и улыбка не появляется, значит, звук [в] – твердый.

У: Как мы обозначим звук [в] на звуковой схеме?

Д: Синим треугольником.

У: Какой третий звук в слове гвозди?

[гвоооз’д’и]

[о] – гласный, ударный.

Д: Воздушная струя воздуха не встречает преграду, значит звук [о] –гласный. Если с удивлением спросить: «Это гвозди?», то можно услышать, что звук [о] – ударный.

У: Как мы обозначим звук [о] на звуковой схеме?

Д: Красным треугольником.

У: Давайте выделим четвертый звук в слове гвозди.

[гвоз’ з’ з’д’и]

[з’] – согласный, звонкий, мягкий.

Д: Воздушная струя воздуха встречает преграду, значит звук [з’] – согласный. Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание, значит, звук [з’] – звонкий. При произнесении звука [з’] губы растягиваются в улыбке, значит звук [з’] – мягкий.

У: Как мы обозначим на звуковой схеме звук [з’]?

Д: Зеленым квадратом.

У: Какой пятый звук в слове гвозди?

[гвоз’д’ д’ д’и]

Д: [д’].

У: Произнесем звук [д’] еще раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов.

Легко ли проходит воздух?

Д: Нет, его задерживает язык, а язык «ударяется» об верхние зубы.

У: Значит, это какой звук?

Д: Согласный.

У: Звук звонкий или глухой?

Д: Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание, значит, звук [д’] – звонкий.

У: Определите, является ли звук [д’] твердым или мягким.

Д: При произнесении звука [д’] губы растягиваются в улыбке, значит звук [д’] – мягкий

У: Как мы обозначим на звуковой схеме звук [д’]?

Д: Зеленым треугольником.

У: Определим последний звук в слове гвозди.

[гвоз’д’ иии]

[и] – гласный, безударный.

Д: Воздушная струя воздуха не встречает преграду, значит звук [и] –гласный. Если с удивлением спросить: «Это гвозди?», то можно услышать, что ударение падает на звук [о], а звук [и] – безударный.

У: Посмотрите на вторую картинку, что на ней изображено?

Д: Цифра два.

У: Вычленим первый звук в слове два

[дддва]

[д] – согласный, звонкий, твердый.

Д: Воздушная струя воздуха встречает преграду, значит звук [д] – согласный. Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание, значит, звук [д] – звонкий. При произнесении звука [д] губы сомкнуты, и улыбка не появляется, значит, звук [д] – твердый.

У: Как мы обозначим звук [д] на звуковой схеме?

Д: Синим квадратом.

У: Какой второй звук в слове два?

[дввва]

[в] – согласный, звонкий, твердый.

Д: Воздушная струя воздуха встречает преграду, значит звук [в] – согласный. Если мы приложим ладонь к шее, то почувствуем дребезжание, значит, звук [в] – звонкий. При произнесении звука [в] губы сомкнуты, и улыбка не появляется, значит, звук [в] – твердый.

У: Как мы обозначим звук [в] на звуковой схеме?

Д: Синим треугольником.

У: Назовите последний звук в слове два.

[двааа]

[а] – гласный, ударный.

Д: Воздушная струя воздуха не встречает преграду, значит звук [а] –гласный. Если с удивлением спросить: «Это два?», то можно услышать, что звук [а] – ударный.

У: Как мы обозначим звук [а] на звуковой схеме?

Д: Красным треугольником.

Методическое обоснование: составление звуковой модели с помощью интонирования звуков способствует научению анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки в слове, что оказывает влияние на формирование фонематического слуха. Для характеристики звуков используется наблюдение за артикуляцией при произнесении этих звуков.

У: Назовите еще раз предпоследний звук в слове гвозди

Д: [д’]

У: Назовите первый звук в слове два.

Д: [д]

У: Что общего в этих звуках?

Д: Оба звука согласные, звонкие.

У: Чем различаются звуки [д] и [д’]?

Д: Звук [д’] – мягкий, а звук [д] – твердый.

Методическое обоснование: обратить внимание детей на звуки, с которыми предстоит дальнейшая работа, сравнить данные звуки с целью облегчить осознание того, что буквы Д, д обозначает два звука - [д’] и [д], что будет обозначено позднее.

У: Давайте мы с вами потренируемся в узнавании звуков [д] и [д’] в словах на слух. Я вам называю слово, а вы говорите, в каком месте в слове стоит звук [д] или [д’] и твердый он или мягкий.

ДОРОГА

Д: Звук [д] – твердый, стоит в начале слова.

У: ВЕДЁРКО

Д: Звук [д’] – мягкий, стоит в середине слова.

У: МЕДЬ

Д: Звук [д’] – мягкий, стоит в конце слова.

У: Приведите собственные примеры слов, в которых есть звук [д] или [д’] и скажите мягкий он или твердый, где в слове находится данный звук.

Д: Друг – звук [д] твердый, стоит в начале слова. Редька – звук [д’] мягкий, стоит в середине слова.

Методическое обоснование: данная работа проводится с целью проверить понимают ли дети, в каком случае в слове слышится звук [д], а в каком звук [д’].

У: А сейчас послушайте чистоговорку и скажите, какие звуки в ней повторяются чаще всего:

Да-да-да

- Не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду

- Всё равно туда пойду,

Ди-ди-ди

- Ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да

- Ой, холодная вода!

Де-де-де

- Вот беда! Вадим, ты где?

- «Ды-ды-ды»

Только слышно из воды.

У: Какие звуки повторяются в чистоговорке чаще всего?

Д: [д] и [д’]

У: Проговорим чистоговорку медленно вслух.

А теперь произнесите чистоговорку несколько раз вслух в быстром темпе.

Посоревнуйтесь с соседом по парте, кто из вас быстрее проговорит чистоговорку.

Методическое обоснование: проводится работа над артикуляцией звуков [д], [д’].

  1. Знакомство с буквой Д

У: Кто знает. Какой буквой можно обозначить данные звуки?

Д: Буквой «дэ».

У: Давайте подумаем. На что похожа буква Д (дети называют различные предметы, на что похожа Д).

У: Послушайте стихотворение про букву Д.

Буква Д – добротный дом.

Детский садик в доме том.

Д корабликом плывёт,

Д печной трубой встаёт.

На дымок глядят спросонок

Дрозд, дрофа и домовёнок.

Учитель показывает картинки, на которых изображены предметы, похожие букву Д.

Методическое обоснование: данная работа проводится с целью овладеть представлением о знаковой природе букв, овладеть зрительным образом буквы, лучше запомнить его на основе ассоциаций с похожими на букву предметами. Даётся алфавитное название буквы.

У: Теперь найдите данную букву в кассе букв.

Давайте напечатаем букву Д в своих тетрадях.

Учитель показывает образец печатанья букв Д, д.

Методическое обоснование: усвоение норм графики.

У: Поместим букву Д на ленту букв. На какой фон мы её поместим?

Д: На синий фон. Потому что это буква обозначает согласные звуки.

  1. Чтение слогов-слияний с новой буквой

На доске написаны слоги.

да дя

до дё

ду де

ды ди

дэ ды

У: Подготовимся к чтению первого слога в 1-м столбике.

Как узнать, какой звук [д] или [д’] произносим?

Д: Нужно посмотреть на букву гласного.

У: Какой звук обозначает буква Д в первом слоге? И почему?

Д: Звук [д], потому что после Д идёт буква А.

У: Давайте хором прочитаем оба столбика слогов.

Методическое обоснование: данная работа проводится с целью научить слитному чтению слогов-слияний с буквой Д, ориентируясь на букву гласного, формировать способ обозначения твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных.

У: А теперь прочитайте слоги, в которых буква Д обозначает твёрдый звук.

Д: да, до, ду, ды, дэ.

У: Прочитайте слоги. В которых буква Д обозначает мягкий звук.

Д: дя, дю, ди, де, дё.

Методическое обоснование: способствует осознанному прочтению слогов, выбранных по указанному критерию.

  1. Чтение слов с изученной буквой

У: Сейчас мы прочитаем первое слово в 1-м столбике хором (слова даны в учебнике).

Сначала читаем слово по вспомогательным пометам.

ВО|ДА

Теперь читаем слово по слогам.

ВО-ДА

Поставьте в слове «вода» ударение и прочитайте целым словом с правильным ударением.

Методическое обоснование: трёхкратное чтение слова облегчает ребёнку прочтение слов.

У: Прочитайте все слова в этом задании самостоятельно. Как вы себе поможете?

Д: Поставлю вспомогательные пометы, разделю на слоги.

У: Найдите и прочитайте слово, в котором 1 слог.

Д: Труд.

У: Найдите и прочитайте слово, которое обозначает воду, падающую с горы.

Д: Водопад.

У: Прочитайте слова, в которых три слога.

Д: Водопад, водолаз, водные.

У: Какое из данных слов ещё ни разу не прозвучало сегодня?

Д: Подводные.

Методическое обоснование: чтение слов с заданием способствует осмысленному (а не механическому) прочтению данных слов, формируется умение анализировать набор слов, выделяя из них те, которые подходят к заданиям. Работа по сравнению слов помогает учащимся точнее понимать лексическое значение каждого слова. Идёт подготовительная работа к пониманию детьми родственных (однокоренных) слов.

У: Кого называют водолазом?

Д: Это человек, работающий под водой.

У: Что общего у слов «вода, водопад, водолаз, водные, подводные»?

Д: Они все имеют отношение к воде и в них есть одинаковая часть «вод».

У: Чем различаются слова «водные и подводные»?

Д: В одном слове есть часть «под», в другом её нет. «Водные» - расположенные на воде. «Подводные» - под водой.

Методическое обоснование: Работа по сравнению слов помогает учащимся точнее понимать лексическое значение каждого слова. Идёт подготовительная работа к пониманию детьми родственных (однокоренных) слов.

  1. Чтение текста, данного в букваре

У: Ребята, как вы думаете, о чём тексте?

Д: О рыбах.

У: Почему вы так думаете?

Д: Потому что на картинке нарисована рыба.

У: О чём ещё этот текст?

Д: О водолазах.

У: Теперь давайте прочитаем текст и проверим ваши предположения.

Методическое обоснование: проводится работа до чтения текста с целью антиципировать детей на содержание текста, заинтересовать в прочтении.

У: Сейчас мы с вами прочитаем текст. Сначала негромко своему соседу по парте. А теперь я предлагаю вам прочитать текст всему классу по желанию, по одному предложению.

После прочтения текста детьми целиком:

У: Прочитайте из текста то, что делали водолазы.

Д: Они работали на дне реки, укрепили опоры моста.

У: Прочитайте, как зовут детей, у которых папа водолазы.

Д: Надя и Дима.

Методическое обоснование: работа во время чтения, такая как чтение текста друг другу в парах, чтение вслух на класс и выборочное чтение способствуют научению детей читать текст.

У: Давайте вспомним, какие предположения о содержании текста мы сделали по картинке к тексту?

Д: Предположение, что речь в тексте пойдет о рыбах. Что текст будет о водолазах.

У: Какое предположение оправдалось?

Д: Предположение о том, что текст о водолазах.

У: Почему тогда на картинке нарисованы рыбы?

Д: Потому что водолаз видит рыб, когда опускается под воду.

У: Как мы можем озаглавить текст?

Д: Водолазы. Трудная работа водолазов. Что делают водолазы под водой.

Методическое обоснование: благодаря работе после текста, которая предполагает соотношение текста с иллюстрацией, озаглавливание текста, достигается понимание детьми прочитанного.

  1. Итог урока

У: Какие звуки мы узнали? Чем они интересны?

Д: Звуки [д], [д’]. Эти звуки согласные, звонкие, но один звук – твердый, а другой – мягкий.

У: Какая буква на письме обозначает эти два звука?

Д: Буква «дэ».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме «Согласные звонкие звуки [д], [д’] и буквы Д, д»

Автор: Кураленко Дарья Андреевна

Дата: 14.10.2020

Номер свидетельства: 560066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости и твердости. Буквы В, в "
    ["seo_title"] => string(96) "soghlasnyie-zvonkiie-zvuki-v-v-otlichaiushchiiesia-po-priznaku-miaghkosti-i-tvierdosti-bukvy-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "141117"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418057082"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект и презентация к уроку обучения грамоте: "Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы В, в" "
    ["seo_title"] => string(152) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-obuchieniia-ghramotie-soghlasnyie-zvonkiie-zvuki-v-v-otlichaiushchiiesia-po-priznaku-miaghkosti-tvierdosti-bukvy-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "229030"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441564353"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме:"СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ ЗВУКИ [в], [в'], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ  МЯГКОСТИ - ТВЕРДОСТИ.  БУКВЫ В, в""
    ["seo_title"] => string(152) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-v-1-klassie-po-tiemie-soglasnyie-zvonkiie-zvuki-v-v-otlichaiushchiiesia-po-priznaku-miagkosti-tvierdosti-bukvy-v-v"
    ["file_id"] => string(6) "251597"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447257221"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока на тему "Звуки и буквы" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zvuki-i-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "241997"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445356862"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературного чтения (обучение чтению) по теме: "Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-obuchieniie-chtieniiu-po-tiemie-soghlasnyie-zvuki-k-k-bukvy-k-k"
    ["file_id"] => string(6) "126179"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415121996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства