kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему : "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему : "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова"»


Тема. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Класс - 2

Цель урока:

Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова.

Развивающие: развивать умение подбирать проверочные слова.

Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению.

Демонстрационный материал:

  1. картинка с изображением весёлого Смайлика.

2) карточки с шагами алгоритма проверки своей работы по образцу.

3) Карточки с изображением двух шагов учебной деятельности из пособия «Учусь учиться или приключения Смайлика»



Ход урока.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

На доске картинка с изображением весёлого Смайлика


- Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки.

- Наши гости ещё не знакомы со Смайликом, кто хочет их познакомит с ним? ( Смайлик- это наш друг. Он пришёл к нам, вместе с нами учиться).

На доске:





– Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

- Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) А я вам в этом помогу.

- А сейчас открыли тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу.

– Как обычно, начинаем урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? ( Подготовиться к письму по памяти.)

- А теперь, открыли учебники и ещё раз повторим домашнее задание. ( Учащиеся про себя читают стихотворение.)

- Закрыли учебники и пишем.

У каждого учащегося на парте лежат карточки с шагами алгоритма.

- А сейчас, взяли свои карточки с шагами алгоритма и по порядку в алгоритме проверяем свои работы. Сравним свою работу с образцом и поставим «+» или «?».

– Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу. У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

На доске записаны слова:

ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ.

- Найдите лишнее слово. ( Слушаются разные ответы учащихся с объяснением )

– Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.


3. Постановка проблемы..

– Какое задание надо было выполнить? (Надо было найти лишнее слово).

– А почему вы не смогли найти лишнее слово? ( Ответы учащихся).


4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения

– Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (Ответы учащихся).

- Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? ( Работа учащихся).

- Какое же слово оказалось лишним? ( Лишнее слово «травка». В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный).

- Давайте произнесём слово (травка).

- Какой звук слышим в середине слова? ([ф]).

- Какой буквой будем его обозначать? (в).

- А как вы догадались? (подбираем проверочное слово).

- Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).

- Почему? (за ним следует гласный).

- Где находится парный согласный? ( В корне).

- Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель пишет тему на доске.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

- Что же мы с вами сначала должны повторить? (Парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с ….( новыми словами.)

5. Чистописание.

- А теперь, ребята, кто желает на доске написать парные согласные? ( Ученик пишет) Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски (Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом).

б в г д ж з

п ф к т ш с

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Наблюдение над проверочными словами.

- Отгадайте загадку. ( Показ слайда).




- Ребята, какая орфограмма в слове медведь? ( Парный согласный).

- Как проверить парный согласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

- Подберите проверочное слово к слову медведь? ( Медведи.)

- А почему вы решили, что это слово являются проверочным словом к слову медведь?

( Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный.)

- Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова:

Медведь – медведи ( На доске появляются рисунки).

- Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне?( Изменили слово).

- Давайте зафиксируем наш вывод на доске

? парные согласные


Изменить слово







- А теперь, ребята, обратите внимание на 2 вариант слов:

Ягодки - ягода ( На доске появляются рисунки).

- Какая орфограмма в слове ягодки? (Парный согласный в корне). Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные).

- Выделяем корень в словах. Слово ягода является проверочным к слову ягодка? Почему ? (Да. После парный согласной стоит гласный ).

- Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? ( Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)

- Давайте зафиксируем наш вывод на доске

? парные согласные


Изменить слово

или


͡ = ͡


согласного – гласный



Изменить слово


=


согласные – гласные

или



- чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный

- нужно изменить слово

- подобрать однокоренное ( чтобы после согласного стоял гласный)

- А теперь проговорите друг – другу.

Учитель:

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

- Ребята, а почему нужно ставить гласный? ( Чтобы звук слышался ясно).

Физминутка.

а) - Ребята, наши медвежата скучают, давайте с ними поиграем.

- Где живут медвежата? ( В лесу).

- Давайте, будем ходить по лесу. Как медведи ходят? ( Облокачиваясь с одного бока на другой).

б) - Ребята, а что любят бурые медведи? ( Мёд). А где находится мёд в лесу? ( На дереве).

- Давайте поймаем мёд. 1- подкидываем, 2- поймаем.

в) – Ребята, а ещё, какие медведи бывают? ( Белые медведи). А где живут белые медведи?

( на северном полюсе ). Если они живут около океана, чем же они по - вашему питаются? ( Рыбками). А где они его ловят? Давайте поймаем рыбок? 1 – поймали, 2 – поймали.

г) – Ребята, бурые медведи ещё что любят? ( Ягоды). Давайте их покормим. 1 – поймали, 2- встали, 3 – ням-ням.


д) – Ребята, они у нас очень устали, давайте уложим спать, будем их укачивать.

Молодцы, они уснули.

- А теперь садитесь те, у кого имя начинается с гласного звука, затем – согласного звука.

- Мы выяснили, что парный согласный в корне слова необходимо проверять, напомните как мы говорили? ( Ответы учащихся).

- Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? ( Нет, чтобы после согласного стоял гласный)

  1. Работа по учебнику на с. 170.

- Рассмотрите рисунки. Какая орфограмма в этих словах? ( Парный согласный ).

- Как проверили парный согласный в слове голубь ? ( Изменили слово).

- А в словах морковь и лодка ? ( Подобрали однокоренные слова.)

- Ребята, что ещё нового вы узнали,о чём мы с вами ещё не говорили? (После проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук[ н ] ).

? парные согласные


Изменить слово

или


=

согласного – гласный

или


согласный звук [ н ]


- Давайте зафиксируем наш вывод на доске

? парные согласные











3. Работа над правилом.

- А теперь, ребята, давайте придумаем правило проверки парных согласных в корне?

( Учащиеся говорят свои доводы). А сейчас прочитаем по учебнику правило на странице 60. ( Учащиеся читают самостоятельно).

Вывод.

- Как проверить парный согласный звук в корне? ( Ответы учащихся).

- А теперь приведите свои примеры к данному правилу.




7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( внутренняя речь )

1. Выполнение упр. 321.

- Прочитайте задание. ( В какой части слова пропущены буквы? Подбери к данным словам проверочные слова.)

- Напишите слова. Выделите корень. Сравните согласные буквы в корне проверочного и проверяемого слова.

- А теперь проверьте работу.

Самопроверка по эталону.

- У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?

- У кого не было ошибок, поставьте на полях «+», а кто нашёл и исправил ошибки, поставьте на полях знак «?».

8. Включение в систему знаний, повторение.

Работа по мультимедийному учебному пособию «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс».

  1. Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.

- Я сочинил стишок, вот он

Берёзка – берёза

Ры _ ка – лодочка

Ло _ ка – селёдочка

Яго _ ка – рыба

Селё _ ка – ягода

- Помоги мне его записать правильно. Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з.

2. – Прочитай стишок, подбери к каждому слову проверочное и вставь пропущенную букву

Шила шу _ ку –

Сшила ю _ ку,

Шила ша _ ку –

Сшила та _ ку!

Хороша швея Наташа!

шапочка

тапок

шуба

юбочка

Вставь пропущенную букву.

- Проверь себя, сколько слов ты сможешь восстановить за 3 минуты.


Тест.

Обведи парные согласные:

З Н С Ч Б

Обведи слова с парной согласной на конце:

Кот дом рак луг нос

Подчеркни слова, которые являются проверочными:

Сапожек погодка грибы виноград глазок лебеди

Вставь букву:

Д У .

З У .

М О Р О .

А Р Б У .

Л Е Д Н И .

С У .


9. Рефлексия учебной деятельности.

- Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали.

- Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы этих целей?

- Что нам помогло?

- Молодцы! А теперь оцените свою активность на уроке.

( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке.)

Учитель согласовывая с учащимися ставит оценки за урок

- А теперь, ребята, открыли дневники и запишем домашнее задание. Выбрать из любого текста 10 слов с парной согласной в середине слова и записать проверочные слова; учить правило с. 60.

- Урок окончен. Спасибо за работу.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.


Игра « Доскажи словечко»

1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … ( глаз).

2. Всё перетрут терпение и … ( труд).

3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … ( друг).

4. Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином! ( Автобус).


Тест.


  1. Обведи парные согласные:

З Н С Ч Б


  1. Обведи слова с парной согласной на конце:

Кот дом рак луг нос


  1. Подчеркни слова, которые являются проверочными:

Сапожек погодка грибы виноград глазок лебеди


  1. Вставь букву:

Д У .

З У .

М О Р О .

А Р Б У .

Л Е Д Н И .

С У .





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Улюмжиева Илона Алексеевна

Дата: 01.06.2019

Номер свидетельства: 513056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока русского языка «Правописание слов с парными согласными в корне.» 3 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-slov-s-parnymi-soghlasnymi-v-kornie-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "139532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417732020"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "конспект урока русского языка по теме  «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-parnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie-soghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "149702"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420291249"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока русского языка по теме "Нахождение« опасного звучания»  в словах с непроизносимыми согласными . Алгоритм проверки. "
    ["seo_title"] => string(139) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nakhozhdieniie-opasnogho-zvuchaniia-v-slovakh-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi-alghoritm-provierki"
    ["file_id"] => string(6) "135576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416936318"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План-конспект открытого урока по русскому языку по теме «Правописание парных согласных в корне» "
    ["seo_title"] => string(103) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-parnykh-soghlasnykh-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "134082"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416663981"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по обучению грамоте в 1 "б" классе "Буква З з. Звуки [з], [з*]." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-v-1-b-klassie-bukva-z-z-zvuki-z-z"
    ["file_id"] => string(6) "190165"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427114161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства