2. | Мотивационный Пр.: упражнение Сл.: учебная беседа Актуализация знаний | ≈ 5-6 мин | - Запишите предложения: Иней запуш..л д..рев..я. На елке и осинке леж..т ша..ки снега. - Назовите выделенные орфограммы. Определите падеж имен существительных . (Ответ:Иней- и.п.; деревья – в.п.; на елке – п.п.; на осинке –п.п.; шапки – и.п.; снега-р.п.) - Им.сущ. в И.п. каким членом в предложении являются? - И чего нет у ИС? | Записывать предложения Называть орфограммы Определять падеж ИС Называть особенность И.п. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания. П: обобщают. |
3. | Постановка учебной задачи и ее решение Сл.: учебный диалог Пр.: работа с книгой, запись в упражнения в тетрадь Сл.: рассказ Пр.: запись упражнения в тетрадь | ≈ 10-14 мин | - Откройте учебник на с. 43. Прочитайте тему урока. - Какие задачи перед собой поставим? Найдите в учебнике упр.77, с.43. - Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных. Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки. - Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос- чего?, а к каким – кого? - Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные. - В каком словосочетании к ИС можно задать вопрос откуда? - Запишите словосочетания без вопросов в тетрадь. Подчеркните предлоги. Выделите окончания ИС в Р.п. - Прочитайте сведения о языке на с.44. - Назовите вопросы родительного падежа. - С какими предлогами употребляются имнена существительные в Р.п.? Прочитайте предложение Осина и без ветра шумит. Чтобы правильно определить падеж ИС ветра, нужно выделить словосочетание на следующей строчке: шумит (без чего?) без ветра. По падежному вопросу-чего и предлогу без устанавливается падеж ИС – родительный падеж. Родительный падеж получил свое название от того, что ИС в Р. п. без предлога часто обозначают лицо, являющееся родителем, владельцем (домик Петра, сын полка) - Найдите упр.78. Прочитайте пословицы Давайте объясним их смысл. - Запишите пословицы, где все ИС употреблены в Р.п. (3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют.) - Выделите окончания. 1) Не сиди без дела 2) Не бояться, не думать 3) Все делается с усилием, с терпением 4) Ждать своего, не торопиться 5) тратить в пустую много сил, применять что-то сильное против незначительного 6) Нужно научиться думать своей головой. - Прочитайте слова на экране: из-за туч, с плеч, много задач, около крыш. - какие это слова? Определите число имен существительных. - Какие буквы увидели на конце слов? (шипящие буквы) - Стоит ли после них мягкий знак? - Какой можно сделать вывод? (Учитель выслушивает мнения детей) В русском языке есть такое правило: У имен существительных множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется. | Ставить задачи урока Определять падеж ИС Участвовать в учебном диалоге Записывать словосочетания в тетрадь Читать и запоминать сведения о языке Понимать и учиться определять родительный падеж имен существительных Слушать о происхождении родительного падежа Объяснять смысл пословиц Читать слова с экрана Определять число, падеж Формулировать правило совместно с учителем | Л: учебно- познавательный интерес, мотивация К: владеть диалогической формой речи Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами П: обобщать, делать выводы П: осуществляют по учебнику поиск информации; |
5. | Решение частных задач Работа с книгой: чтение сведения о языке Сл.: беседа Пр.: списывание загадки | ≈ 10-13 мин | - Прочитайте сведения о языке на с.45. - Как пишутся ИС в Р.п. во множественном числе? (Ис в Р.п. мн.ч. после шипящих мягкий знак не пишется, напр.: из-за туч) - Придумайте и запишите предложение с одним из данных слов с предлогом. - Как определить в предложении ИС в родительном падеже? - найдите упр.80, с.45. прочитайте загадки. Отгадайте. - Найдите среди загадок ту, которая является скороговоркой. (От топота копыт пыль по полю летит) - Назовите, в каком падеже дано словосочетание? - Кто проговорит ее? - Давайте разберем слово ПЫЛЬ по звукам и буквам. | Читать сведения о языке Записывать предложение с одним словом в Р.п. с предлогом Отвечать на вопросы Выполнять упражнение 80 Отгадать загадки, определить падеж Выполнять звуко-буквенный анализ слова | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |