( Учитель читает стихотворение Яшина « Русский язык».)
Я люблю русский язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная – живуч.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
На доске: Язык – наш учитель, а каждое слово урок.
Учитель: - И пусть для каждого из нас язык станет учителем, а каждое слово- уроком.
Учитель: -А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в интересную и уже знакомую вам страну- страну Падежей. В этой стране существует 6 замков. Как вы думаете, что это за замки?(падежи) Правильно. И каждый замок имеет свое название. Кто догадался, как называются эти замки?(И.,Р,Д,В,Т.,П.) На предыдущих уроках мы с вами погостили в двух замках. В каких?(И.,Р.)
- Что вы можете сказать об И.п.? (ответы детей)
- Что можете сказать о Р.п.?(ответы детей)
- Кто знает, в какой из оставшихся замков мы сегодня отправимся?(Д.п.)
- Какова тема нашего урока?(Дети записывают число, классная работа и тему урока)
- Какие цели урока мы поставим перед собой и постараемся решить их к концу урока?
- На нашем пути будет много препятствий, которые предстоит вам преодолеть. И если вы всё преодолеете, то узнаете интересную информацию …
Cловарная работа
-А вот и первое препятствие.
На доске записаны словарные слова с ошибками
Работа по вариантам
-Ребята, чтобы добраться до замка Д.п. необходимо показать, что мы знаем все падежи и их вопросы, а для этого вам нужно просклонять существительные: 2 ученика у доски, остальные в тетрадях самостоятельно, затем проверка
I- вариант II- вариант
Зима Мел
Работа по карточкам. ( 2 человека)
Карточка № 1
1.Подчеркнуть грамматическую основу предложения. Определить падеж существительных
Любопытная Варвара Смотрит влево…, Смотрит вправо…, А потом глядит вперед - Тут немного отдохнет. Шея не напряжена, а расслаблена
Учитель: – Что вы можете рассказать о дательном падеже, прослушав стихотворение.
Я называюсь дательным.
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
( уч-ся выводят правило о Д.п)
Работа по учебнику
Работа с правилом.
- Давайте посмотрим, согласен ли с нами автор учебника?
Вот и попали мы с вами в замок Дательного падежа, а теперь нам необходимо закрепить наши знания о Д.п., для этого мы выполним упр.из нашего учебника
Игра « Кто первый?»
Учитель: . Каждый ученик получает карточки с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт 3 словосочетания с существительными в Д.п. падеже.
- Как вы узнали, что это Д.п.?
3. Тест
А вот и последнее препятствие и если мы его преодолеем, то добудем нужную нам информацию
1. Обведите букву, где падеж содержит правильные вопросы (Зачеркните неправильный вопрос, напишите правильный)
а) Именительный - кто? что?
б) Родительный - кого? чему?
в) Дательный - кому? чего?
г) Винительный - кто? что?
д) Творительный - кем? чем?
е) Предложный - о ком? о чём?
2. Найди существительные мужского рода в дательном падеже.
а) искать брата г) седлать коня
б) подойти к дому д) отойти от коня
в) увидеть фильм е) ходить около дома
3. Найди существительные женского рода в дательном падеже.
а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке
б) рассказать папе д) играть во дворе
в) подойти к сестре е) книга о природе
-Молодцы, ребята, вы справились с заданием, а вот и конверт, в котором расположена интересная для вас информация:
сколько падежей в других странах?
Россия – 6 падежей
Эстония – 14 падежей
Финляндия – 15падежей
Венгрия – 22 падежа
Германия – 4 падежа
- А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке? С каким падежом мы познакомились? - Что вы о нём можете рассказать? С каким настроением вы уходите с урока?
Оценки за урок.
Домашнее задание: в рабочей тетради № 36
1. Обведите букву, где падеж содержит правильные вопросы (Зачеркните неправильный вопрос, напишите правильный)
а) Именительный - кто? что?
б) Родительный - кого? чему?
в) Дательный - кому? чего?
г) Винительный - кто? что?
д) Творительный - кем? чем?
е) Предложный - о ком? о чём?
2. Найди существительные мужского рода в дательном падеже.
а) искать брата г) седлать коня
б) подойти к дому д) отойти от коня
в) увидеть фильм е) ходить около дома
3. Найди существительные женского рода в дательном падеже.
а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке
б) рассказать папе д) играть во дворе
в) подойти к сестре е) книга о природе
Карточка № 1
1.Подчеркнуть грамматическую основу предложения. Определить падеж существительных