kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по предмету: "Окружающий природный мир" в 5 классе по теме: "Время года - зима" общеобразовательной специальной коррекционной школы (В-II)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету: "Окружающий природный мир" в 5 классе по теме: "Время года - зима" общеобразовательной специальной коррекционной школы (В-II)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету: "Окружающий природный мир" в 5 классе по теме: "Время года - зима" общеобразовательной специальной коррекционной школы (В-II)»

Урок по предмету: Окружающий природный мир в 5 классе

по теме: «Время года - зима»

Специальной коррекционной школы В-II



Тип урока: Изучение нового материала.

Тема: «Время года - Зима».

Цель: Знакомство обучающихся со временем года - зима, зимними месяцами, признаками зимы.

Образовательные задачи: Дать представление  о времени года зима, об основных признаках зимы, объяснить значение понятий метель, вьюга.  

Воспитательные задачи: Воспитывать  бережное отношение к природе, к птицам и животным, развитие нравственные качества (способности сопереживать).

Коррекционно- развивающие задачи: Способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию,   наблюдательности, сообразительности, развитие устной связной  речи, развитие и активизация  познавательного интереса к предмету, обогащению словарного запаса обучающихся.

Оборудование: учебные и письменные принадлежности, иллюстрации, иллюстративный материал с заданиями, снежинки.

                                             Ход урока:                                             

 I     Организационный момент.

Организационный момент направлен на подготовку учащихся к уроку и состоит из приветствия учителя, отметки в журнале отсутствующих, проверки готовности к уроку, целеустановки на урок, психологического настроя учащихся.

                    Приветствие. Настрой на работу.

 Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите ручки сидящим рядом с вами одноклассникам. - А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу?

(Дети говорят, с каким настроением они пришли на занятие)

II  Изучение нового материала   

Когда я зашла в класс на урок - со мной вместе залетели снежинки и приземлились к вам на парты. Посмотрите на них какие они красивые, ажурные, изящные. А теперь переверните их и сложите из букв слово,- какое слово получилось? Правильно зима!

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке встала вдруг вода,

Неподвижна и тверда.

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

- Ребята, когда это бывает? (зимой).

Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме, о зимних месяцах, об основных  признаках зимы. Познакомимся с новыми понятиями: оттепель, вьюга, метель.

Запись в тетрадь числа и темы урока.

Наблюдение за погодой.

         Дата          Облачность          Температура воздуха           Осадки

Оценивание.

Объяснение учителя:

Зима - самое суровое время года. Земля надолго укрыта белым снежным покрывалом. Скованы льдом быстрые реки и большие озера. Холод и недостаток корма делают зиму самым тяжелым временем года для зверей и птиц.

Учитель: - Давайте вспомним названия зимних месяцев (запись в пустых клеточках на доске по цепочке)

    ДЕКАБРЬ                    ЯНВАРЬ            ФЕВРАЛЬ

1.Назовите-ка, ребятки,

месяц в этой вот загадке.

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей, короче ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт -

Мы встречаем Новый год.

На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает 

2.Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это?

Январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму на две половины.

3.Снег мешками валит с неба,

с дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

на деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

В народе говорили - февраль метет да вьюжит.

Учитель: - Давайте вспомним основные явления зимы. В этом вам помогут загадки. Отгадайте их.

Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке. (Снежинки)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лёд)

И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней)

Гуляю в поле, летаю на воле,

 Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

 Вдоль села пробегаю,

 Сугробы наметаю. (Метель)

  Невидимкой, осторожно

 Он является ко мне,

 И рисует, как художник,

 Он узоры на окне. (Мороз)

 

Это, какое явление?  Картинка 

Ребята, а как называется явление зимней природы, когда снежинки падают тихо, спокойно?  Снегопад.

Но снег не всегда падает тихо. Часто дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Такой снегопад называется? Метель, вьюга.

Учитель:  Основные признаки зимы.  

1.День стал короче, а ночь длиннее.

2. Солнце выглядывает редко и не греет.

3. Прилетели зимние птицы.

 4.Температура  воздуха понижается.

5.Дикие  животные поменяли шубки.

6.На  реке вода покрыта льдом.

 Работа с текстом учебника.

Прочитать текст на стр.49 и ответить на вопросы:

  1. Чем славиться зима?

  2. Какого числа зимой самый короткий день и самая длинная ночь?

  3. Что такое оттепель?

 Да иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово оттепель?

Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки .

А после оттепели ударит мороз и  на дорогах образуется   гололедица.

На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома - изморозь 

Удивительно красивым становиться при этом всё вокруг, особенно красивы деревья.

Словарная работа.

 Метель (вьюга)- сильный ветер со снегом, вьюга.

Оттепель - теплая погода среди зимы, когда тает снег.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 "Дуем на снежинку".

Цель: улучшение ритмированности организма, оптимизация кровообращения, вентиляция всех участков лёгких, развивает самоконтроль и произвольность.

       На палочке, прикреплённые ниточкой перед каждым ребёнком висят сделанные из плотной бумаги небольшие снежинки. Каждый ребёнок дует на снежинку. Вдыхая полной грудью воздух, задерживая его внутри, затем выдыхая сильной струёй.

  Дыхательные упражнения.

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

(Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)

Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

 

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

 

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

 

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)

 

Дети сморят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

 

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза.)

 

Глазки отдыхают.

(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)

 

Учитель: - Все ли животные спят зимой? (Ответы детей о разных группах животных)

  - Жизнь продолжается под снежным покровом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под снегом прячутся мыши. Лягушки, жабы, змеи, ящерицы спят в зимних укрытиях.

- Кто такие "братья наши меньшие"? (Ответы детей: птицы. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать им птичьи "столовые")

 

  Что необходимо всем животным, чтобы перезимовать? (Ответы детей: теплый мех, корм) 

                              Физкультминутка «Снежная баба».

Мы бабу снежную лепили,

(Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.

(Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,

(Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали

(Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.

(Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.

(Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.

(Приседают.)

А третьим – голова была

(Показывают на голову.)

И участи своей ждала.

(Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,

(На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.

(Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,

(Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.

(Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,

(Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.

(Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка.

(Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!

(Скрещивают пальцы рук в замок.)

Хорошо зимой, ребята! Отгадайте одну загадку:

                   Что за звёздочки сквозные

                   На пальто и на платке,

                   Все сквозные, вырезные,

                   А возьмёшь, вода в руке! (Снежинки)

 Теперь  необходимо внимательно посмотреть вокруг и выполнить такое задание:

  "НАЙДИ СНЕЖИНКУ определенного цвета" 1 ряд-……. 2 ряд-…….

III Закрепление

  1. Назвать основные признаки зимы. 

  2. Работа  в парах.    

  3.   -Расселите животных по своим домам:

 

      В первом домике живут животные, которые делают запасы на зиму;

 

Во втором домике - животные, которые впадают в спячку;

 

В третий - животные, которые находят сами еду в природе.

 

Названия животных записаны на листочках. 

 

Текст листочка:   белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, ёж, барсук.

   

  1. - Сидит на ветке, а не птица? Есть рыжий хвост, Да не лисица.

      С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он

Шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белочка).

- А вы знаете, что белки очень запасливы. Они запасаются на зиму грибами, ягодами, шишками. А вот грибочки, которые запасла на зиму белочка. Эти грибочки не простые, в них находятся интересные задания-

  1. Встречайте Зиму пословицами и поговорками.

Снег глубок - год хорош.

Снегу надует - хлеба прибудет.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Волку зима за обычай.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Береги нос в сильный мороз.

Много снега - много хлеба.

Жаворонок - к теплу, а зяблик - к стуже.

Январь - году начало, зиме - середина.

Февраль придет, все пути заметет.

Зима- хранительница полей.

Лето работает на зиму, а зима на лето.

Зима не лето в шубу одета.

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Готовь зимой телегу, а летом сани.

6 .- Ребята, а вы знаете, какие птицы зимуют у нас?

Каждый день, когда встаем

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей,

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидят птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири...

Все привыкли – не пугливы,

Хоть руками их бери!

- Где лучше разместить кормушку для птиц?

- Чем вы будете подкармливаеть птиц?

  1. Упражнение на логическое мышление. Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?

Снежинка      Санки Снеговик

Санки Снеговик       Снежинка

Снеговик       Снежинка      ?

  1. Игра с мячом "Бывает, не бывает зимой…": (Авт. Иванова Е. М.)

Цели: расширение кругозора, повторение признаков зимы, развитие произвольности психических процессов.

       Учащиеся сидят в кругу. Ведущий называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч (мягкую игрушку), отвечает, правильно или не правильно:

Солнце светит ярко, греет сильно,

Снег падает большими хлопьями,

Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,

Зайчик серый прыгает по снегу,

Дети ходят в туфлях по снегу,

Белка собирает шишки и орехи,

Летают ласточки, соловьи,

Медведь спит в берлоге

Дети строят кормушки для птиц

На деревьях распускаются почки

Распускаются подснежники

Дни короткие, солнце светит мало

Приходит Новый год

Метёт метель, сильные ветры

Льёт сильный дождь

9.Приведите примеры зимних явлений в неживой природе? Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь - зимние явления.

10* (индивидуальное)- Подчеркни явления зимы

11*(индивидуальное)- Выбери из открыток  открытку, где изображена зима.

** Игра с мячом "Бывает, не бывает зимой…":(Авт. Иванова Е. М.)

Цели: расширение кругозора, повторение признаков Зимы, развитие произвольности психических процессов.

Учащиеся сидят в кругу. Ведущий называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или не правильно:

Солнце светит ярко, греет сильно,

Снег падает большими хлопьями,

Дети одевают шапки, валенки, куртки и пальто,

Зайчик серый прыгает по снегу,

Дети ходят в туфлях по снегу,

Белка собирает шишки и орехи,

Летают ласточки, соловьи,

Медведь спит в берлоге

Дети строят кормушки для птиц

На деревьях распускаются почки

Распускаются подснежники

Дни короткие, солнце светит мало

Приходит Новый год

Метёт метель, сильные ветры

Льёт сильный дождь

Температура ниже 0

**Упражнение "Сжимание, разжимание ладоней".

Цели: развитие динамического праксиса рук, подготовка к выполнению упражнений с массажным и гладким мячами.

 Сначала одновременно, затем поочерёдно учащиеся выполняют сжимание и разжимание ладоней.

**Упражнения с массажным мячом:   Упражнение "ЛЕПИМ СНЕЖКИ"(Авт. Иванова Е. М.) Цели: коррекция мелкой моторики рук, произвольности внимания, умения контролировать свои движения.

       Гладкий мяч перекладываем с руки на руку, изображая "лепку снежка". Каждый ребёнок по кругу выполняет упражнение. При перекатывании "снежка" каждый производит прямой и обратный счёт от одного до пяти.

**Упражнение "ПОДКИДЫВАЕМ СНЕЖКИ ВВЕРХ"(Авт. Иванова Е. М.)

Цели: коррекция моторики рук, координации движений, развитие произвольности внимания, ловкости. Упражнение выполняется массажным мячом. Подкидываем мячик вверх и прежде чем поймать, нужно хлопнуть столько раз, сколько получается (от 1 и до…)

**Упражнение "РАСТИРАЕМ СНЕЖКОМ РУЧКИ"(Авт. Иванова Е. М.)

      Кладем мяч на одну ладонь и выполняем вращательные движения. Затем, то же самое другой рукой.

**Упражнение "НАЙДИ СНЕЖИНКУ"

Цели: развитие навыков ориентирования в пространстве.

 Работа в парах (делимся по цвету): Снежинки, разложенные в кабинете, надо собрать по 4 шт. разного размера и разного цвета. Разложить на столе.

(Звучит спокойная музыка. Учащиеся выполняют задание)

**ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

 "Дуем на снежинку".

Цель: улучшение ритмированности организма, оптимизация кровообращения, вентиляция всех участков лёгких, развивает самоконтроль и произвольность.

       На палочке, прикреплённые ниточкой перед каждым ребёнком висят сделанные из плотной бумаги небольшие снежинки. Каждый ребёнок дует на снежинку. Вдыхая полной грудью воздух, задерживая его внутри, затем выдыхая сильной струёй.

 

 Подведение итогов урока.

Послушайте стихотворение « Зима» и вспомните все характерные признаки зимы, о которых мы говорили на уроке.  

 Зима.

Вот уж осень улетела

И примчалася зима.

Как на крыльях прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды

И мальчишки закричали

Ей спасибо за труды.

Вот появилися узоры          

На стёклах дивной красоты

Все устремили свои взоры,

Глядя на это с высоты.

Снег падает,

Мелькает, вьётся.

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает

И иней на снегу сверкает.

Учитель: - Какие подарки готовит нам каждый год Зимушка Зима? (Ответы детей: белый снег, свежий воздух, коньки, санки, лыжи и т.д.)  

IV   Домашняя работа.

v               Найти загадки о весне.

v               Нарисовать или вырезать снежинку.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Завьялова Елена Константиновна

Дата: 14.12.2022

Номер свидетельства: 620342


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства