Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по письму и развитию речи по теме: «Установление связи слов в предложении».»
Урок письма и развития речи
Тема: «Установление связи слов в предложении.»
Дата: 17.04.17.
Класс: 3
Учитель: Богдан О.Л.
Цели:
Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;
Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической “зоркости”.
Задачи
Обучающие:
повторение по теме «Предложение»
систематизация знаний учащихся о предложении.
формирование умения устанавливать связь слов в предложении;
Развивающие:
развитие внимания, фонематического слуха, связной устной и письменной речи, орфографической зоркости, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, обогащение словарного запаса.
развитие у учащихся личностных качеств: самоконтроля и самооценки.
Воспитывающие:
воспитание трудолюбия, аккуратности, чувства коллективизма, ответственности, доброго отношения друг к другу.
Коррекционные:
коррекция процессов познавательной деятельности, мелкой моторики пальцев рук.
Здоровьесберегающие:
осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор
разнообразных здоровьесберегающих технологий (физкультминутка,
пальчиковая гимнастика), формирование основ ЗОЖ.
Материалы, необходимые для проведения урока:
презентация, магнитная доска, фигурки Мальвины, Буратино, карточки со словами, учебники, тетради по письму и развитию речи, сигнальные карточки; карточки с заданиями для индивидуальной работы с учениками; карточки – опорные схемы; Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина (для обучающихся по индивидуальной программе).
Ход урока
Орг. Момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Чтоб грамотными быть,
Много надо нам учить.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
II. Актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках.
– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Растаял снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее, распускаются на деревьях почки, появляются первые листочки, цветы.)
- Ребята, к нам на урок пришли сказочные герои Буратино и Мальвина. Что вы о них знаете? Что ещё можете сказать о Мальвине? (Добрая, чуткая, внимательная девочка, помогает своим товарищам в учёбе и очень хочет, чтобы Буратино был грамотным.)
-Но почему расстроена Мальвина?
Игра «Подвижные слова»
- Буратино «рассыпал» слова и не может прочитать предложение.
- Прочитайте эти слова, ребята. Поможем Буратино собрать из слов предложение. (слайд 2)
на серёжки распустились берёзе
(Дети берут по одной карточке и выстраиваются так, чтобы из слов, написанных на карточках, получилось предложение.)
- Составим схему нашего предложения. Сколько слов в нашем предложении? Какое слово самое маленькое?
- А вот ещё одно слово нашлось.
жёлтый
- Найдите ему место в предложении. Прочитайте, что получилось. (На берёзе распустились жёлтый серёжки.)
- Правильно мы составили предложение? Почему?
(В предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
- О чем нужно помнить при составлении предложений? (Слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами?
- Кто составит предложение правильно? (На берёзе распустились жёлтые серёжки.)
- Посмотрите, как Буратино записал предложение. Правильно? (слайд 4)
- Поможем Мальвине. Исправим ошибки.
на бирёзе распустились жолтые серёжки.
- Сколько нашли ошибок?
- На какие правила допущены ошибки? (слайд 5)
III. Сообщение темы и целей урока
– Какая тема урока у нас будет сегодня? Над чем мы будем работать? Кто догадался? (Ответы детей.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
- Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания о предложении. Будем стараться правильно составлять и записывать предложения, правильно связывать слова в предложении.
- Для чего мы будем это делать? (Для того чтобы наша речь была правильной и красивой, чтобы писать грамотно.)
- Прочитайте девиз нашего урока.
Слова предложению служат
И смысл передать помогают. Слова в предложении дружат
И строгий порядок в нём знают.
IV. Минутка чистописания. (Слайд 6)
1. Пальчиковая гимнастика.
“Колечко”. Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
“Кулачок – ребро – ладошка”. Ребёнок выполняет три положения руки. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости стола
2. Написание букв й Й
- Сейчас вы будете красиво писать в тетрадях.
Скажите, чем вы представляете ручку?
(-Легкой волшебной палочкой, помогающей красиво писать
- Порхающей бабочкой над тетрадкой.
- Легким ветерком.)
(Учитель напоминает гигиенические правила при письме, а учащиеся их выполняют. К магнитной доске прикрепляется таблица с образцом написания).
- Правильно взяли ручки и красиво пишем в тетради. (Дети самостоятельно работают в тетрадях, записывая строчки чистописания.)
V.Работа по теме урока
Словарная работа.
Берёза, жёлтый, чёрный.
- На что нужно обратить внимание при написании этих слов?
- Запишите самостоятельно и выделите орфограммы.
Индивидуальная работа (для обучающихся по индивидуальной программе).
Составление и запись слогов с буквой «й».
Запись предложения. Выделение орфограмм.
-Запишем предложение, которое составил Буратино. Как его будем записывать?
– А теперь будьте внимательны! Какие знакомые орфограммы, или опасные места, вы заметили? Какое правило знаем?
- У доски работает Соня.
Индивидуальная работа (для обучающихся по индивидуальной программе). Составление и запись слов с буквой «й» (Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина Стр. 96)
- Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь можно немного отдохнуть.
Физминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем – крылья сложили назад.
3. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.
- Приготовьте карандаши, линейки. Можно использовать карточки – опорные схемы. Приложение 1.
- О чём говорится в предложении? Как подчеркнём это слово. Найдите слово, которое обозначает действие предмета. …. Признак предмета.
- Начертите схему предложения.
4. Работа по учебнику. Установление связи слов в предложениях.
С. 200 упр 9. (слайд 7)
- Прочитайте задание.
- Прочитайте 1-е предложение.
- Правильно составлено предложение? Почему?
(В предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
- Исправьте предложение.
- Прочитайте 2-е предложение…
- Прочитаем ещё раз весь рассказ.
- Самостоятельно запишите 3 предложения.
- Проверим. (слайды 8, 9)
Индивидуальная работа (для обучающихся по индивидуальной программе). Списывание односложных слов.