Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме: " Когда жили динозавры?"»
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Когда жили динозавры?»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: помочь учащимся осмыслить необходимость жить в согласии с природой, подвести к пониманию того, что каждый человек должен быть экологически воспитан и образован.
Задачи урока: формировать представления детей о далеком прошлом Земли;
пополнить знания учащихся об эпохе динозавров;
дать понятие о науке палеонтологии;
выяснить причины исчезновения динозавров;
формировать основы экологической культуры
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
- формировать мотивацию бережного отношения к окружающей нас природе.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные УУД:
1. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе групповой работы.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
Регулятивные УУД:
1. Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе групповой работы.
Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в процессе работы с текстами.
Представлять информацию в виде схемы, таблицы.
На основе анализа материала источников делать выводы.
Формирование навыков смыслового чтения.
Предметные УУД:
Знать названия некоторых видов динозавров, их внешние отличия и сходства, классификацию по способу питания.
Познакомить с причинами вымирания динозавров.
Ход урока
1.Организационный момент.
Вдаль идёт дорога –
Будет знаний много.
Так дерзай, дружок, учись,
Не болтай и не ленись,
Не отлёживай бока –
Путь дорога нелегка.
2. Постановка учебной задачи.
Ребята, сегодня на уроке мы вами отправимся очень далеко. Мы отправимся в прошлое и узнаем, когда жили динозавры.
(показ фрагмента фильма о динозаврах)
(Показ фигурок динозавров)
- Посмотрите какие они разные. И они что-то хотят вам рассказать.
- О ком мы сегодня будем говорить на уроке?
- О динозаврах.
- Как вы думаете, когда жили динозавры?
- Мы должны узнать, кто такие динозавры, когда и где жили эти животные, как люди узнали о динозаврах.
3. Открытие нового знания.
В то время на земле не было зверей и птиц, а тем более – людей. Даже растения были другими. На планете стояло вечное лето. Было много рек, озер, болот. Землю покрывали леса из гигантских деревьев, похожих на пальмы, а траву заменяли папоротники. В этом мире жили черепахи, ящерицы, громадные стрекозы, размах крыльев которых составлял 1 метр. Но хозяевами были не они. А странные животные, которых мы называем, древние ящеры или динозавры, что в переводе с греческого означает «ужасные ящеры»
Закройте, пожалуйста, глазки и представьте, что мы оказались в прошлом. Высоко над головой качались ветви папоротников. Жара. На земле видны громадные следы. Вот из-за дерева показалась голова, маленькая и добродушная, за головой тянется шея. Заслоняя все вокруг, к воде тянется живая гора – гигантское тело, за ним хвост, который еще длиннее шеи. Это динозавр. Динозавр – это “Ужасная ящерица”, или чудовищный ящер.
Почти 220 млн. лет назад появились первые динозавры. Прожили они 150 млн. лет. В то время обитало огромное количество разнообразных динозавров. Расселились они по всему миру. Жили и на суше, и в пресных водоемах. Детеныши динозавров вылуплялись из яиц, которые самка откладывала в песок. Одни динозавры достигали огромных размеров, когда вырастали, а другие оставались мелкими.
Всех динозавров можно разделить на группы.
Динозавры
По среде обитания:
–живущие на суше – плавающие;
- летающие.
Динозавры которые плавают их называют - эхтиозавры, те которые летают – птеродактели.
Но больше всего динозавров жило на суше. Их можно разделить на группы. Какие?
По способу питания:
РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ – это динозавры, питающиеся растительной пищей: листьями, стеблями, побегами, почками, корнями растений.
У них было много врагов ( хищники)
Хищники - это динозавры, которые добывали пищу, охотясь и убивая живых существ.
– Была еще одна группа – это всеядные всеядные. Это звери, которые могли есть растительную пищу и живых существ.
- Чтобы защищаться от врагов у растительноядных динозавров появились на теле всевозможные шипы, пластины.
Работа с учебником.
( стр 18 -19)
Доклады детей о бранхиозавре, компсогнатах, тиронназавре.
4.Физминутка.
В зоопарке В зоопарке ходит слон, Уши, хобот, серый он.(Наклоны головы в стороны.) Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.) Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
5. Работа в парах
( Дети берут по 2 фигурки динозавров и соотносят по типу питания: растительноядные или хищники)
- Откуда же люди знают о динозаврах, если они жили на земле очень давно, тогда когда еще не было людей на планете?
Выслушиваются ответы детей.
Помогают нам узнать о динозаврах ученые – палеонтологи. Они осторожно выкапывают кости, соединяют их. Посмотрите на зуб – важная находка ученых. По нему можно судить о том, какими огромными были некоторые динозавры.
А почему тогда исчезли динозавры? Ученые в точности не могут определить – почему, по каким причинам вымерли динозавры около 70 млн лет назад. Но существует несколько версий:
1. В эпоху динозавров климат был теплым на протяжении всего года .Однажды с неба упал астероид (небесный камень большого размера, с маленькую планету), и началась на Земле жара. Нестерпимый зной жжет кожу и глаза. С каждым вздохом все труднее дышать. Вода так горяча, что обжигает язык. Динозавры отчаялись найти клочок зеленой травы или свежую ветку кустарника. Все сухо и мертво. То тут, то там валяются трупы динозавров, погибших от жары и жажды.
2. А может, упал астероид, и началась вечная зима. Снег валил и валил. Свирепый ветер лавиной обрушивал его на сбившихся в кучи динозавров. Вот снег уже коснулся брюха. Все реже поворачивались головы динозавров. Они замерзали и сон их становился все крепче, переходя в вечный сон, от которого нет пробуждения.
Учеными считают, что основными виновниками этой катастрофы были большой метеорит и извержение вулкана.
- Прочитайте, что спешит сообщить нам Мудрая Черепаха.
Черепаха появилась в одно время с динозаврами.
Итак, время бежало вперёд. Менялся облик нашей планеты. Менялось положение материков. Вместе с этим менялся климат на Земле. Одни живые существа появлялись, а другие исчезали. Исчезли и динозавры.
Стихотворение.
Мы собрали рюкзаки И надели сапоги, Чтоб не просто погулять - Динозавра отыскать. Где же нам его найти? Может, в Африку пойти? - Нет, - сказал нам бегемот, - Динозавр здесь не живёт. Нет его в полярных льдах, Нет на дальних островах, Не видали его звери Ни в саваннах, ни в горах. А в пустыне лишь верблюд, - Динозавра нет и тут. Наконец его нашли Мы, когда в музей пришли.
- В Москве есть Палеонтологический музей, в котором собрано огромное количество различных экспонатов, найденными палеоттологами.
- Мы с вами будем сейчас учеными – палеонтологами и проведем раскопки.
6.Закрепление пройденого
-Прочитаем еще раз названия динозавров , о которых шла речь на уроке.
- Когда они жили?
- Какие были динозавры по способу питания?
-Где мы можем найти информацию о динозаврах?
- У нас в классе есть библиотечка и вы можете почитать книги про динозавров.
7. Творческая работа « ЗАКРАСИМ ДИНОЗАВРИКОВ ПЛАСТИЛИНОМ»
- Ребята ученые – палеонтологи смогли определить у динозаврах: размер динозавров, вес, чем они питались, но цвет динозавров они точно определить не смогли. У вас на столах лежит пластилин и силуэты динозавров. Выберите свой цвет динозавру и размазывайте по силуэту.
Включение песни « Динозаврики»
8. Итог урока
У. Что нового узнали на уроке?
-Кто такие динозавры?
- Когда они жили?
Молодцы сегодня на уроке хорошо работали…
9.Рефлексия
-Понравился вам урок?
- Продолжите одно из предложений:
- Мне понравилось…
- Я узнал…
- Я научился…
- Я расскажу…
- У меня не получилось…
- Я хвалю себя…
- Дети, на доске вывешены 3 листочка с кружочками. И на столах наклейки динозавров. Оцените себя приклейте наклейку на нужный кружочек.