kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" (русская народная сказка) (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе. Цель: содействовать актуализации прошлого читательского опыта учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо" (русская народная сказка) (3 класс)»

3 класс. Литературное чтение (09.10.2018)


Тема: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)

2 урок по теме

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения:

1) по источнику знаний: словесный, наглядный, практический.

2) по характеру познавательной деятельности учащихся и участия в учебном процессе: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование и материалы к уроку:

учебники, компьютер, проектор, компьютерная презентация, толковые словари Ожегова – 3 книги, маршрутные листы (неведомые дорожки) для каждой пары.

Для учителя: мультимедийное оборудование,учебник

Для учащихся: учебник, сигнальные карточки «Светофор»,

• компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,

• презентация,

• учебник, раздаточный материал для парной работы.


Цель:

способствовать формированию умений объяснять поступки героя,его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.


Триединая цель урока:

Обучающие:

1.Продолжить ознакомление учащихся со сказкой «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

2. Освоение литературных знаний, необходимых для проникновения в художественный текст.

3.Формирование навыка выразительного чтения через работу над отрывками из сказки.

Развивающие:

1. Развитие устной речи и обогащение словаря учащихся.

2. Развитие коммуникативных навыков учащихся.

3. Развитие у учащихся умения выделять главное, анализировать, делать выводы.

4. Развитие воображения, творческих способностей детей.

5. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, по прочтению отрывка.

Воспитательные:

1. Формирование читательской компетентности учащихся.

2. Переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических и нравственных открытий в жизненный опыт.


Цель урока: 

 Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы.  На этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Задачи:

обучающие:

  • выявление основной идеи сказки;

  • формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;

  • знание теоретических понятий: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка;

  • вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.

  • применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные герои;

  • формирование навыка работы с иллюстрациями;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа.

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: герой, героический, бдительный

  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

воспитательные:

  • создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины;

  • воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;

  • воспитание чувства патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.

  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

  • воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.


Задачи урока:

Предметные: воспринимать на слух художественное произведение,определять произведённое им впечатление, выделять нужный эпизод,привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей,обосновывать своё отношение к произведению.

Личностные: оценивать свои эмоциональные реакции, соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Метапредметные:

-регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме, осуществлять самоконтроль.

-познавательные: самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике.

-коммуникативные: высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, формировать умение работать в паре и малых группах.


Формируемые УУД

Личностные: регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.


Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.


Познавательные: анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос.

анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.


Основные понятия:

Толерантность, отношение к другому человеку


Междисциплинарные связи:

Информатика, русский язык, окружающий мир.




  1. Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент)


- Прозвенел звонок, а значит, мы переносимся в мир литературы, где нас ожидает встреча с одним из её произведений.


На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Если хочешь отвечать,

Старайся руку поднимать!


- Я желаю вам активности, усидчивости, удачи, самостоятельности, успехов. Хорошего дня. И вы пожелайте не удачи, т.к. мне хочется провести для вас интересный урок.


  1. Актуализация знаний.


1) Определение жанра

-Сегодня на уроке вас ждёт немало удивительных открытий.

-Первое из них вы сделаете, если, выслушав стихотворение, вы отгадаете о каком жанре пойдет речь.

Бывает в прозе этот жанр,

а может быть в стихах.

В нём вымысел и волшебство

заключены в словах.

Здесь звери думают как люди

и даже говорят.

Народа мудрость вековая

таится в нём, как клад.

Их пишут авторы,

из уст в уста передаёт народ.

Одну из них сегодня вспомнить

настал черёд.


2) Беседа

- О каком жанре говорится в стихотворении? (о сказке)

- Как вы догадались? (называют признаки сказки)

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)

- Докажите, что оно является сказкой (называют признаки)

- Какая это сказка: авторская или народная?

- Волшебная, бытовая, о животных?


3) Постановка проблемного вопроса

На экране девиз (эпиграф). Прочитать. «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.»

-Как вы думаете, почему мы взяли в качестве девиза к уроку эти слова?

(Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает).

- Перечитав сказку внимательнее, вы постараетесь понять, какой намёк есть в нашей сказке. По-другому, какова главная мысль этой сказки. Но так как сказка большая, перечитывать ее мы будем по частям.

4) Тема и цель урока «Части сказки»

- Сегодня мы постараемся узнать «намёк» нашей сказки, ее главную мысль.

- Узнавая это, вы будете идти по «неведомой дорожке» знаний. (показать)

Каждая часть дороги - это задание по сказке.



  1. Правила работы в паре:


- Работать будете в парах. Поэтому вспомним правила совместной работы (дети называют).

Примерный устав:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

- У каждой пары есть своя «неведомой дорожке» знаний

- Если задание выполните верно – ЗЕЛЕНЫЙ, выполните с недочетами – ЖЕЛТЫЙ, выполните неверно (не выполните) – КРАСНЫЙ.



III. Работа по теме урока.

  1. Артикуляционная разминка

   Вам на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.


У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.

(закрашивают 1 часть - РАМИНКА)



2) Словарная работа. Работа с источниками информации.

- Итак, вернемся к нашей сказке.

- Что обозначает слова герой? героический? Выбрать правильные определения:

1. Герой – человек, который никого не слушается, не боится, поэтому он герой.

2. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

3. Герой – человек, совершивший героический поступок.

- Сколько значений имеет слово герой?

-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?

- Подберите синонимы к прилагательному ГЕРОИЧЕСКИЙ

Героический – красивый, мужественный, умный, отважный, смелый.

(закрашивают 2 часть СЛОВАРЬ)




3) Части сказки

- Вспомним, что в нашей сказке 8 частей. Расположите их в правильной последовательности:

*Мирная жизнь

*Страшная весть. Сборы в дорогу.

*Встреча с прохожим и старухой

*1 бой

*2 бой

*3 бой

*Конь-помощник

*Возвращение домой

(закрашивают 3 часть ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ)




4) Анализ текста сказки


А) - Ребята, найдите, прочитайте 1 часть сказки «Мирная жизнь» (друг другу в парах; потом вслух)

-Что вы узнали? (жили, трудились)

-Подчеркните, какие герои по характеру

- Какие герои? (работящие, трудолюбивые, дружные, мирные, )

(закрашивают 4 часть ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ)


Б) Найти и прочитать 2 часть:

- Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?

- Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? Найдите этот эпизод в сказке.

- Как характеризует их принятое решение?

(Они решительные, смелые, дружные, любящие Родину)

-Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя?

(Только один имеет имя. Он главный герой).

(закрашивают 5 часть ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ)




5) Физминутка

- Поможем братьям подготовиться к трудному сражению, сделаем зарядку.

- Правильно (потягиваемся)

- Неправильно (шагаем)

- Сомневаюсь (встаем)


*Встретился по дороге братьям старый человек (потягиваемся)

*Он сказал братьям, что для битвы им нужны дубинки (шагаем)

*Мечи булатные братья нашли в глубокой пещере (потягиваемся)

*В пещере еще были луки, стрелы, копья… (приседаем)

*Доехали братья до деревни, где все повыжжено, нет ни одной живой души (потягиваемся)

*Встретили они там красну девицу в тереме (шагаем)

*Переночевали братья у старухи и отправились в путь-дорогу (потягиваемся)

*Подъехали они к реке Малина, к сосновому мосту (шагаем)

*По всему берегу лежат мечи да луки поломанные (потягиваемся)

Садятся.

(закрашивают 6 часть ФИЗМИНУТКА)


- Что решили братья? Кто принимал решение? (Иван)

- Почему?








6) Анализ текста сказки


В) Соотнесите части сказки и чудищ. В каком бою, какое чудище было:


1 бой девятиголовое чудо-юдо

2 бой двенадцатиголовое чудо-юдо

3 бой шестиголовое чудо-юдо

-Какими себя показали братья? (смелыми, добросовестными, безответственными, сонливыми, трусливыми, беспечными)


-Каким себя показал Иван? (ответственный, храбрый, веселый, мужественный, скромный)


- Какими оказались все чудища? (хвастливые, жестокие, честные, коварные)

(закрашивают 7 часть ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ)




Г) Чтение по ролям (с. 43 Вышел тут…… себя не береги.)

(закрашивают 8 часть ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ)




Г) Беседа фронтальная

- Какой бой оказался самым трудным? Почему?

- Почему Иван смог победить?


Д) Главная мысль:

*Иван победил, так он безответственный, недобросовестный, храбрый, ответственный, ведёт справедливый бой за Родину.


(закрашивают 9 часть ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ)



XI. Рефлексия.

  1. Анализ «дорожек»

  • Что запомнилось?

  • Что узнали нового?

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

НАД ЧЕМ НУЖНО ПОРАБОТАТЬ

ХII. Домашнее задание – по выбору:

……………………….

- придумать продолжение сказки.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ганчина Татьяна Дмитриевна

Дата: 29.12.2020

Номер свидетельства: 569032


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства