• учебник, раздаточный материал для парной работы.
Цель:
способствовать формированию умений объяснять поступки героя,его внутреннее состояние; содействовать актуализации прошлого читательского опыта; создать условия для развития внимания к многозначности слова, его смыслу в контексте.
Триединая цель урока:
Обучающие:
1.Продолжить ознакомление учащихся со сказкой «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
2. Освоение литературных знаний, необходимых для проникновения в художественный текст.
3.Формирование навыка выразительного чтения через работу над отрывками из сказки.
Развивающие:
1. Развитие устной речи и обогащение словаря учащихся.
2. Развитие коммуникативных навыков учащихся.
3. Развитие у учащихся умения выделять главное, анализировать, делать выводы.
4. Развитие воображения, творческих способностей детей.
5. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, по прочтению отрывка.
Воспитательные:
1. Формирование читательской компетентности учащихся.
2. Переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических и нравственных открытий в жизненный опыт.
Цель урока:
Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Задачи:
обучающие:
выявление основной идеи сказки;
формирование умения анализа сюжета, системы образов и построения сказки;
вырабатывать умение перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию.
применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент; волшебный сюжет, волшебные герои;
формирование навыка работы с иллюстрациями;
совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа.
развивающие:
развивать речь учащихся; ввести термины: герой, героический, бдительный
активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
воспитательные:
создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины;
воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;
воспитание чувства патриотизма, высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского сына.
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
воспитывать культуру связной речи: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение отстаивать свою точку зрения.
Задачи урока:
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение,определять произведённое им впечатление, выделять нужный эпизод,привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей,обосновывать своё отношение к произведению.
Личностные: оценивать свои эмоциональные реакции, соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.
Метапредметные:
-регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной форме, осуществлять самоконтроль.
-познавательные: самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике.
-коммуникативные: высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра, обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, формировать умение работать в паре и малых группах.
Формируемые УУД
Личностные: регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные: анализировать, сопоставлять, находить ответ на вопрос.
анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные: чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Основные понятия:
Толерантность, отношение к другому человеку
Междисциплинарные связи:
Информатика, русский язык, окружающий мир.
Мотивирование к учебной деятельности (Орг. момент)
- Прозвенел звонок, а значит, мы переносимся в мир литературы, где нас ожидает встреча с одним из её произведений.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Если хочешь отвечать,
Старайся руку поднимать!
- Я желаю вам активности, усидчивости, удачи, самостоятельности, успехов. Хорошего дня. И вы пожелайте не удачи, т.к. мне хочется провести для вас интересный урок.
Актуализация знаний.
1) Определение жанра
-Сегодня на уроке вас ждёт немало удивительных открытий.
-Первое из них вы сделаете, если, выслушав стихотворение, вы отгадаете о каком жанре пойдет речь.
Бывает в прозе этот жанр,
а может быть в стихах.
В нём вымысел и волшебство
заключены в словах.
Здесь звери думают как люди
и даже говорят.
Народа мудрость вековая
таится в нём, как клад.
Их пишут авторы,
из уст в уста передаёт народ.
Одну из них сегодня вспомнить
настал черёд.
2) Беседа
- О каком жанре говорится в стихотворении? (о сказке)
- Как вы догадались? (называют признаки сказки)
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? («Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)
- Докажите, что оно является сказкой (называют признаки)
- Какая это сказка: авторская или народная?
- Волшебная, бытовая, о животных?
3) Постановка проблемного вопроса
На экране девиз (эпиграф). Прочитать. «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.»
-Как вы думаете, почему мы взяли в качестве девиза к уроку эти слова?
(Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает).
- Перечитав сказку внимательнее, вы постараетесь понять, какой намёк есть в нашей сказке. По-другому, какова главная мысль этой сказки. Но так как сказка большая, перечитывать ее мы будем по частям.
4) Тема и цель урока «Части сказки»
- Сегодня мы постараемся узнать «намёк» нашей сказки, ее главную мысль.
- Узнавая это, вы будете идти по «неведомой дорожке» знаний. (показать)
Каждая часть дороги - это задание по сказке.
Правила работы в паре:
- Работать будете в парах. Поэтому вспомним правила совместной работы (дети называют).
Примерный устав:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
- У каждой пары есть своя «неведомой дорожке» знаний
- Если задание выполните верно – ЗЕЛЕНЫЙ, выполните с недочетами – ЖЕЛТЫЙ, выполните неверно (не выполните) – КРАСНЫЙ.
III.Работа по теме урока.
Артикуляционная разминка
Вам на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки, Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.
(закрашивают 1 часть - РАМИНКА)
2) Словарная работа.Работа с источниками информации.
- Итак, вернемся к нашей сказке.
- Что обозначает слова герой? героический? Выбрать правильные определения:
1. Герой – человек, который никого не слушается, не боится, поэтому он герой.
2. Герой – это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
3. Герой – человек, совершивший героический поступок.
- Сколько значений имеет слово герой?
-Кого в сказке мы назовем героем? Почему?
- Подберите синонимы к прилагательному ГЕРОИЧЕСКИЙ