Орг.момент Актуализация знаний. Определение темы и целей урока | - Долгожданный дан звонок- начинается урок. - Давайте поприветствуем наших гостей! - Ребята, давайте проверим свою готовность к уроку: Руки?– На месте! Ноги? – На месте! Локти? – У края! Спина? – Прямая! А еще на парте у вас учебник и тетрадь по Окр.миру. - К нам на урок вновь пришел Муравей – Вопросик. Как вы думаете, почему он к нам пришел? - А что значит учиться? - Сегодня на уроке мы снова будем задавать вопросы и искать на них ответы. - Посмотрите на слайд. Какое время года изображено на нем? Великий русский поэт так написал об осени: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса.» - Что помогает осени быть красивой? - Верно. Попробуйте определить тему урока: о чем будем говорить сегодня на уроке? - Какую цель поставим сегодня на уроке? - Правильно, сегодня поговорим о разнообразии форм листьев, их строении, научимся их различать. | Учащиеся стоя приветствуют учителя и гостей. Проверяют готовность к уроку. Отвечают на поставленные вопросы: -Любит задавать вопросы, хочет учиться, - Если что-то делаешь и у тебя не получается, надо подумать, чего ты не знаешь и самому найти способ сделать, что не получалось. - Осень. - Разноцветные листья. Предположения учащихся. - О листьях. - Научимся узнавать листья разных деревьев. | Регулятивные: Умение контролировать свою готовность к уроку; Осознание себя как ученика;
Личностные: нравственно-этическая ориентация; Формирование положительного отношения к учению;
Коммуникатив- ные: (здесь и далее) Владение невербальными средствами общения; | Самоконт- роль, умение готовиться к уроку. |
Поста- новка проблемы | - По дороге в школу Муравей Вопросик встретил ежа: «По самой лучшей из лесных дорожек, Пофыркивая и наморщив нос, Ежихе Осторожный ёжик Пять листиков на иглах нёс.» (берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, дубовый). - Обратите, внимание на форму, цвет листьев. Назовите одним словом, какие они? - Почему? - Итак, вместе с Вопросиком мы должны узнать, под какими деревьями ежик собрал эти листья? - Сейчас будем работать в парах. Какие правила такой работы должны помнить? Задание: Подпишите под каждым листом его название, а неизвестные вам листья узнайте с помощью атласа-определителя. Атлас –определитель с. 84, 86. - Какие листья вы узнали? - Какие они по форме? Цвету? | - Разные. - Упали с разных деревьев. Ответы детей. Повторение правил работы в парах. Дети работают в парах. Называют листья: берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, дубовый. | Коммуникативные: Умение слушать и слышать учителя и собеседника. Умение читать и понимать прочитанное. Развитие монологической речи. Познавательные: Логическое решение проблемы. Регулятивные: Умение высказывать своё суждение, видение мира, отношение к окружающему миру. Умение работать в группе Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение сравнивать, делать выводы, заключения. | Ответы на вопросы, развитие устной речи. Постановка учебной задачи Умение высказы-вать своё мнение, своё суждение. Сличение данного предмета с полученными знаниями и образцом. Умение сравнивать. |
Открытие новых знаний Физминутка Этап самостоятельной работы с проверкой | - Какие еще листья знаете? Мудрая черепаха поможет вам вспомнить: В парках дерево растёт, Аромат, когда цветёт. От простуды и при хрипах Что поможет? Цветы – (Липы). - Какая форма листа? Цвет осенью? ( по каждому листу) 2. Зелёные ежата, На веточках сидят, Колючие иголки, С них в октябре слетят! Ответ: Каштан 3. Во дворе белым-бело, Весь июнь мело, мело… Нет, не снег вокруг, а пух, Лезет в нос он хлеще мух! Расчихались мы не зря – Распушились ... (ТОПОЛЯ).
4. Гибкий стан согнула, Голову склонила, Ветви окунула В воду речки… (ИВА) Эх, раз! Эх, два! Колет старший брат дрова. Почему ж один чурбак Не развалится никак? В чурбаке топор увяз – Не расколешь вязкий … (Вяз)
Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на землю опустил. - Лист – важная часть растения. В них происходят нужные для жизни процессы. А еще листья выделяют кислород, которым дышат люди. Лист состоит из листовой пластинки и черешка. Вновь поработаем в парах. Задание: Посмотрите на картинки с листьями и попробуйте определить, какие листья называют простыми, а какие сложными? - Если на черешке пластинка одна, то лист называется …простой. -Если пластинок на черешке несколько, то лист называется …сложный. - Назовите примеры простых и сложных листьев. Задание: - Ребята, раскрасьте сложные листья таким цветом, какими мы их видим летом, а простые листья окрасом осени. - Каким цветом закрасили простые листья? Каким сложные? Почему? | Дети отгадывают загадки и дают ответы по каждому дереву. Дети показывают части листа на 2 примерах. Дети работают в парах. - Простой - Сложный. Ответы детей. Дети работают в парах. Ответы детей. | Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение сравнивать, делать выводы, заключения Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса. Регулятивные: Смена видов деятельности Умение работать в парах Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение сравнивать, делать выводы, заключения. Познавательные: Логическое решение проблемы. | Самоконтроль за поведением. Бережное отношение к здоровью. |
| - Ребята, Муравей Вопросик хочет узнать, почему осенью листья меняют свой цвет? - Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам заглянуть внутрь листика. А поможет нам в этом цифровой микроскоп. Микроскоп увеличивает лист во много – много раз, чтобы рассмотреть его, что внутри. - Посмотрите ребята, лист разделён на маленькие клеточки. В каждой такой клеточке содержится вещество хлорофилл, поэтому листик зеленый. - Осенью это вещество разрушается, т.к. становится холоднее и солнечный день стал короче, вот зеленый лист и превращается в красный или жёлтый. Интересно, что первыми начинают менять цвет листьев березы. Они становятся желтыми. Позднее оранжевым огнем вспыхивают листья осин, краснеют листья некоторых видов клена. Потом меняют цвет листьев и другие деревья. Только сирень до поздней осени стоит зеленая. - Какие еще деревья не меняют осенью цвет своих листьев? | Хвойные деревья. | | |
Физминутка Этап включения в систему новых знаний и повторения | Раз - подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – руками три хлопка, головою, три кивка. На четыре – ноги шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. - Ребята, Вопросик принес вам конверты с заданиями, которые надо выполнить в группах - Какие правила при этом надо соблюдать? - Каждой группе Муравей Вопросик передал конверт с деталями осеннего листа. Сильный осенний ветер разорвал листья на мелкие кусочки и вам нужно сложить из этих кусочков целый лист и назвать, с какого дерева он упал. - А теперь называйте, какие листья получились у каждой команды. - Молодцы, ребята. Порадовали не только Муравья Вопросика, но и друг друга хорошей и дружной работой. |
Дети называют основные правила работы в группе. Выполнение работы в группе из имеющихся материалов. Ответы детей. Из работ детей на доске выставка. | Регулятивные: Смена видов деятельности | Самоконтроль за поведением. Бережное отношение к здоровью. |
Подведение итога урока | - Ребята, о чем сегодня говорили на уроке? - Чем различаются листья разных деревьев? - Что можно определять по листьям? Листья разных деревьев различаются размерами, формой, а осенью еще и цветом. Поэтому по листьям можно определять деревья. | Ответы детей: -Формой, цветом, размерами. - Деревья, с которых они упали. | Регулятивные: Высказывание своего суждения | |
Рефлексия | -Давайте оценим свою работу на уроке. На все вопросы ответили правильно – желтый смайлик. Допустили ошибки – зеленый смайлик. Не смогли ответить на большинство вопросов – красный смайлик. Спасибо за урок! | Оценивают при помощи смайликов свою работу на уроке. | Личностные: Формирование самооценки. Развитие понятийного мышления и оценка своей деятельности. Самооценка, мотивация, самостоя-тельность, ответственность. | |