Просмотр содержимого документа
«Семейный клуб, как одна из форм работы с родителями в начальной школе»
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Эффективность работы школы по обучению и воспитанию детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта изменилась роль и место родителей в образовательной политике школы. Семья — это один из важнейших социальных заказчиков образования, поэтому необходимо учитывать и активно изучать позицию родителей. Семья может стать активным помощником лишь при условии осознания её ответственности за воспитание детей и заинтересованности в их развитии.
Сотрудничество с родителями предполагает организацию разнообразных форм работы. Это и кружки по интересам, спортивные секции, мастер — классы, родительские собрания, лектории и многое другое.
Родители, не зная и не изучая возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, вслепую. Все это, не приносит положительных результатов. Родители не справляются со своим ребенком и перестают быть для него авторитетом.
Поэтому возникла необходимость обновления формы работы с родителями, тем более, что многие родители хотели бы прийти в школу, пообщаться с учителем, проконсультироваться, но не на родительском собрании, а в более интересной форме общения. Многие родители привыкли, что их вызывают в школу из-за плохого поведения ребёнка или двоек. В процессе общения нам хотелось бы больше хвалить детей и родителей, чтобы они гордились друг другом.
Учителя нашей школы обучались в «Академии родительского образования», которой руководит Бачева Елена Владимировна. Нам понравилось разнообразие форм работы с родителями, с которыми она нас знакомила. Интересной для нас показалась идея разработки такой формы, которая позволяла бы объединить воедино интересы родителей, ребенка и, в конечном итоге, класса и школы. И одна из таких форм – это создание в школе семейного клуба. Любая клубная деятельность — это объединение на равных и детей, и взрослых. Это сотрудничество и тех и других. Взаимодействие педагогов и родителей. Оно осуществляется на принципах взаимопонимания, открытости и доверия.
Семейный клуб — это передача опыта в воспитании детей, интересная, плодотворная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семьи и способствует формированию активных, инициативных, образованных участников процесса.
Работу по созданию клуба мы проводили в несколько этапов. Сначала среди родителей начальной школы было проведено анкетирование. В результате него мы узнали, какие темы актуальны для родителей, с какими специалистами школы они хотели бы встретиться.
На основании этого нами был разработан план работы семейного клуба на год (1 встреча в месяц), сформулированы цели. Итогом проведённой работы было решение создать семейный клуб «…………..».
Вот план работы семейного клуба и цели его работы. (на слайде)
Цель совместной работы с родителями состоит в том, чтобы объединить усилия школы и семьи в вопросах воспитания и развития детей; скоординировать действия по формированию единого воспитательного пространства; повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей. Для успешной работы выделены такие задачи:
Просветительская — познакомить с основными правилами общения; научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; между детьми и взрослыми, а также приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, с перспективами развития детского коллектива
Консультативная — формировать у родителей культуру к школьному образовательно-воспитательному процессу совместное нахождение методов и способов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
Коммуникативная — максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развития личности. Обогащение опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
В организации работы клуба применяются разнообразные формы: анкетирование, опрос, тестирование, индивидуальные беседы, консультации, родительские лектории, вечера вопросов и ответов, классные тематические конференции, «Круглые столы», диспуты, дискуссии, дни творчества, дни открытых дверей.
Мы разработали правила проведения семейного клуба: добровольная основа — через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия; вместе с ребёнком заседание посещает кто-то из родителей; занятия проводятся 1 раз в месяц, каждое занятие рассчитано на 45 минут; каждое занятие включает в себя игровую деятельность; в конце каждого занятия — подведение итогов, вручение небольших сюрпризов, памяток.
В процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей — прекрасный фундамент для развития личности. Кроме того, работа семейного клуба показывает, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и взрослых в образовательном учреждении, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать».