kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с различными типами речи на уроках русского языка на начальном этапе обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

На первый план задача развития связной речи учащихся в школе ставится при обучении русскому языку. Этот факт свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования методики развития речи. В процессе создания высказываний учащиеся допускают ошибки. Большинство действующих программ и современная методическая литература для учащихся не содержат развёрнутой системы работы по развитию речи младших школьников, не определена и система работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с различными типами речи на уроках русского языка на начальном этапе обучения»

25


ВВЕДЕНИЕ

Работа с различными типами речи в учебной деятельности детей младшего школьного возраста занимает важное место. Проблема знания человеком функциональных типов речи очень актуальна. Мы много общаемся с разными людьми: дома, на работе, в различных общественных местах, и умение грамотно строить свою речь имеет огромное значение. Также важно умение понимать других людей. Все это нам нужно, чтобы нас правильно понимали, чтобы человек, читая какое-либо произведение, слушая кого-либо, имел наиболее полное и четкое представление, о чем идет речь, смог лучше вникнуть в проблему. Знание функциональных типов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой. 

Объектом исследования является функциональные типы речи русского языка.

Предметом исследования является изучение типов речи на уроках русского языка в начальной школе.

Цель работы: рассмотреть методические аспекты изучения типов речи на начальном этапе обучения.

Задачи исследования:

1) Изучить всю имеющуюся литературу по теме исследования.

2) Дать характеристику типам речи.

3) Проанализировать программу по русскому языку

4) Разработать урок по теме «Типы текстов. Закрепление»

В процессе решения этих задач используются следующие методы исследования: аналитический (анализ различных трудов по теме исследования), описательный (изложение методики изучения типов речи на начальном этапе обучения).

Рабочая гипотеза: приступая к исследованию, мы предполагаем, что типы речи являются одним из основных видов учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках по развитию речи.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


























1. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

Тип речи - способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить действительность, рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений действительности. 1

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками:

  1. Повествование: передает действие в развитии во временной последовательности.

  2. Описание: характеризует статичные картины, передает их детали.

  3. Рассуждение: передает развитие мысли относительно предмета мысли.2


1.1 Описание

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д. Описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков.

Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной. В описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными. (Например: Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.)

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ: они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. ( Например: Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки )

Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:

1. общее впечатление (или общий признак);

2. признаки предмета, человека, явления или животного;

3. описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком)

 Рассмотрим особенности текстов описаний на конкретных примерах.

Описание арабской кухни: Что касается вторых блюд, то здесь предпочтение отдается тушеному и жареному мясу, курам, приготовленным в томате и, конечно же, плову. В качестве гарнира, как правило, подают жареный картофель "фри" или припущенный рис, заправленный томатным пюре или пассированным луком. В плове по-арабски, кроме хорошо знакомых мяса (говядины) и риса, вам встретиться обжаренная во фритюре капуста – цветная или белокочанная, а также изюм, инжир или миндаль.

Черты описания:

1) Статичность (например, в описании арабской кухни перечислены ее характерные черты, и эта картина статична, в ней нет никакого движения).

2) Описание предмета происходит через описание его качеств или через характеристику действий.

3) Смысловая значимость детали.

4) Одновременность признаков.

5) Логичность изложения.

Например: Светит солнце. Темно. Мигают звезды. Знойный полдень. Дует холодный ветер. Вода замерзла. 

В этом перечислении признаков природы нет никакой логики, названы несовместимые в природе явления.

6) Признак может убывать или возрастать: описание идет от простого к сложному, от самого значимого к менее значимому, от общего к конкретному.


1.2 Повествование

Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма. Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, т. е. передается самое событие, действие. 
Повествование можно считать главной, основной частью авторской монологической речи. Оно может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.         

Цель – последовательно рассказать о событии, показать ход его развития (что было сначала, что потом, чем закончилось).

Признаки повествования:

1. Динамичность – постоянная смена временных планов.

2. Действия и состояния имеют характер уточнения или хронологического развития (шел, споткнулся).

3. Логическая временная последовательность.

Для повествования ха­рактерны:

- семантические ряды глаголов со значением последовательности действий;

- смена временного плана в формах глагола;

- видовые формы глагола со значением воз­никновения и мгновенности действия;

- глагольные формы с обозначением возникнове­ния действия или признака;

- обстоятельственные слова со значением временной по­следовательности, а также даты, цифровые и другие обозначения времени;

- союзы со значением чередования, сопоставления или возникнове­ния действия

Повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:

1. экспозиция (не всегда есть),

2. завязка,

3. развитие действия,

4. кульминация,

5. развязка

Например: (Экспозиция) Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. (Завязка) Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. (Развитие действия) Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты. (Кульминация) Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. (Развязка) Под мышками он нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке. (М.Ю.Лермонтов)


1.3 Рассуждение

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова:

1.Тезис – положение, которое доказывается (основная мысль).

2.Аргументы – положения, с помощью которых обосновывается правильность тезиса. Аргументы должны:

– не противоречить друг другу, быть логически безупречными;

– должны быть даны в определенной последовательности, способствующей наилучшему воздействию на слушателей, т. е. рассуждению свойственна логическая последовательность: все, не относящееся к доказательству, опускается.

3. Вывод из сказанного, который объединяет отдельные положения, примеры, аргументы, в форме обобщения или заключения. (Таким образом, доказано, что… Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё). Обобщение должно логически вытекать.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.

Таким образом, рассуждение – цепь логически связанных между собой тезисов, идя по которым мы можем прийти к выводу.

Цель: выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль. 

Пример текста- рассуждения: Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Оно обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами». Это не значит, что баран – глупое животное. Баран обладает достаточно высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определенной ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, однако опасен интеллект без совести.















2. ИЗУЧЕНИЕ ТИПОВ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


2.1 Особенности работы при изучении типов речи в начальных классах

Рассмотрим несколько типов речи, особенно актуальных для речевой практики младших школьников.

Повествование

Обучая построению повествования, важно учитывать те труд­ности,

которые испытывают школьники. В большинстве случаев эти трудности объективно обусловлены — они скрыты в самой струк­туре повествования. Так, тот факт, что в «данном» называется один и тот же предмет, совершающий действия, уже предрасполагает к появлению повтора-недочета. (Один из способов избежать его — опустить указание на предмет.) Вероятен повтор и при ис­пользовании в «данном» слов, подчеркивающих последователь­ность действий (потом, затем), а также глаголов со значением начала действий (начали, стали).

Языковая бедность детских повествований обычно обусловлена тем, что учащиеся не умеют детализировать действия, не умеют расчленять их на составные части. Этому нужно специально учить. Среди видов упражнений должен занять важное место и анализ текстов, причем полезным оказывается анализ не только образцовых высказываний, но и нуждающихся в совершенствовании.

Качество повествований во многом зависит от умения выбирать языковые средства для называния действий. А это достаточно трудная задача. В повествовании чаще всего используется форма глаголов прошедшего времени совершенного вида. Именно эти глаголы позволяют передавать последовательность действий.

Проведение наблюдений за построением повествований (за от­бором сведений, конкретизацией действий, использованием гла­гольных форм, построением предложений с опущенным названием действующего лица, другими способами предотвращения повторов-недочетов) полезно и возможно проводить как на уроках русского языка, так и чтения. Такая работа важна не только для обучения созданию повествовательных текстов, но и для развития у детей чувства языка, воспитания внимания к слову, совершен­ствования способности осознанно воспринимать текст.

Повествование — это, пожалуй, тот тип речи, который в силу возрастной активности, деятельностного характера младших школьников привлекает их больше других, чаще других создается ими в живой речевой практике.

К описаниям учащиеся начальных классов менее восприимчи­вы и, как правило, не тяготеют к созданию данного типа речи. Однако постепенно описательные фрагменты все больше и больше попадают в поле зрения школьников, начинают встречаться в их высказываниях, поэтому учителю необходимо о таких текстах иметь хотя бы общее представление. Из всех разновидностей опи­сания (предмета, места, состояния среды, состояния человека) в первую очередь остановимся на описании предмета. Современная программа для начальных классов предусматривает обучение младших школьников созданию высказываний такого типа.3

Описание

Одна из важнейших задач обучения в начальных классах — это обогащение речи школьников, в том числе повышение ее образности. Чтобы успешно решить эту задачу, учителю необ­ходимо иметь в виду, что в художественном описании предмета используются не только прилагательные, но и глаголы, существи­тельные, наречия, очень распространены сравнения, различные пе­реносные употребления слов и т. д., т. е. средства, помогающие словами как бы изображать предмет. Недочеты детских описаний предмета бывают связаны с тем, что ученики не умеют рассматривать то, о чем говорят или пишут, выделять те детали, части, из характеристики которых сложится общая картина, не умеют вычленять существенные признаки. Мес­тами, опасными с точки зрения возникновения недочетов, в описа­нии предмета являются: «данное» предложений (часто встреча­ется повтор слов, называющих предмет и его части), а также сло­ва-связки между названием предмета и его признаками (дети чаще всего пользуются глаголом был).

В программе по русскому языку для начальных классов отме­чается, что школьники учатся составлять короткие (два-три предложения) устные и письменные зарисовки описательного характера хорошо знакомых предметов и явлений природы, внеш­ности человека и др. В связи с этой рекомендацией хотелось бы обратить внимание учителя на следующее.

О природе, о людях, о животных, о вещах и т. д. можно расска­зывать, создавая различные типы речи. Так, о человеке, о живот­ном можно повествовать: говорить о последовательно совершае­мых им действиях, можно описывать его, показывать какие-то признаки внешности, характера, можно соединять эти типы речи. В каждом из названных случаев текст будет строиться по-разному, детям понадобятся различные языковые средства, следовательно, и содержание подготовительной работы должно быть специфич­ным. Также возможны варианты и в текстах о природе. Например, можно описать заснеженный лес, создав как описание предмета, так и описание места. В первом случае главным будет показ признаков: что — какое? (... елочка похожа ..., а дуб словно ... . Кустики спрятались ... . Снег на ветках ... . Дотронешься, он ... , ...), а во втором варианте необходимо показать расположение предме­тов (Вышли на опушку и видим: прямо перед нами ... . Слева от ... . А чуть поодаль ...). Описание места может соединяться с описани­ем предмета. Так часто бывает в различных пейзажных зарисов­ках.

Знания о строении различных типов речи, о наиболее распрост­раненных их соединениях нужны не столько младшим школьникам, сколько учителю, чтобы, опираясь на эти знания, он мог правиль­нее отбирать материал для работы, более целенаправленно учить детей как восприятию текстов, так и их созданию.4

Рассуждение

Короткие высказывания типа рассуждения маленькие школь­ники начинают создавать фактически впервые же дни своего пре­бывания в школе. «Почему этот звук гласный?»; «Почему вы дума­ете, что Буратино ошибся?»; «А я считаю, что последний звук в этом слове [н], а не [н'], как говорит Таня. Кто прав?» и т. д. Ответы на подобные вопросы предполагают построение рассужде­ний — высказываний, в которых устанавливаются причинно-следственные отношения между фактами, дается объяснение яв­лений и т. п.

Рассуждение, как и любой другой тип речи, имеет свое строение. Знание соответствующих закономерностей, правил облегчает про­цесс, как создания высказываний, так и их восприятия, делает этот процесс подконтрольным, а потому более осознанным. Познако­мить младших школьников со структурой элементарных рассужде­ний целесообразно уже в I классе.

Подробную методическую характеристику данного типа речи и работы над ним в начальной школе можно найти в книге «Речь. Речь. Речь». Здесь же мы ограничимся описанием фрагмента из опыта работы учительницы г. Зеленограда И. Ю. Локтионовой. (Уроки разработаны учительницей с опорой на названную книгу.)

В первый месяц обучения, после того как маленькие школьники почувствовали, что иногда им бывает непросто ответить на вопрос учителя, на помощь им приходит Объясняйка и приносит с собой схему:

?

О



Потому что

Так как

Эта схема помогает запомнить правило ответа на любой вопрос: 1-я часть — то, что надо объяснять, 2-я — само объяснение. Чтобы части не распадались, их надо скрепить «мостиком» «потому что» или «так как». Объясняйка предлагает детям проверить, будет ли действовать ее правило при ответе на вопросы учителя. Перво­классники с удовлетворением убеждаются, что правило Объясняйки помогает ясно и четко отвечать на вопросы учителя.5

Модель построения рассуждения, принесенная Объясняйкой, остается в классе и служит детям надежной опорой при овладении этим типом речи. Элементы схемы съемные, что позволяет прово­дить различные наблюдения.

«Можно ли начинать объяснение с потому что— «Нет, так как потому что — это «мостик», он должен на что-то опираться не с одной стороны, а с двух».— «Можно ли первую и третью части рассуждения поменять местами?» — «Можно, но тогда должен из­мениться и «мостик»: не потому что или так как, а поэтому» и т. д.

Так в наглядной игровой форме знакомятся первоклассники со строением элементарного рассуждения.

2.2 Анализ программы по русскому языку в начальной школе

Цели курса русского языка в начальных классах по развитию речи:

  1. создать условия для осознания ребёнком себя как носителя языка;

  2. открыть ему русский язык как предмет наблюдения и изучения, пробудить интерес к его освоению, заложить основы сознательного отношения к своей речи;

  3. обеспечить становление всех видов речевой деятельности, становление коммуникативной компетенции младших школьников;

  4. использовать возможности языка для интеллектуального, эмоционального и эстетического развития ребёнка, для расширения его познавательных интересов, для формирования учебной самостоятельности и в целом умения учиться.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

1)  приобретение детьми первоначальных знаний о языке и речи, освоение основных лингвистических понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (с учётом возраста учащихся и практических потребностей);

2) становление умения выполнять разнообразные действия с языковым материалом (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения, подводить конкретные факты языка под понятия и на этой основе – развитие мышления детей, их языковой интуиции, чувства слова, накопление опыта пользования языком для понимания чужих мыслей и выражения своих;

3)  формирование комплекса языковых и речевых умений, необходимых для успешного общения в устной и письменной форме, для создания высказываний и использования в них языковых средств с учётом задач и условий общения, для осознания и верного решения, возникающих при письме вопросов правописания и в целом для контроля за качеством своей речи.

Для решения выдвинутых задач и достижения поставленных целей в курсе русского языка обеспечивается реализация деятельностного подхода к процессу обучения, что предполагает особую организацию работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Изучение типов речи происходит в 3 классе. Учащиеся должны овладеть умениями, которые отражены в программе:

  1. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

  2. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

  3. Последовательность предложений в тексте.

  4. Последовательность частей текста (абзацев).

  5. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

  6. План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

  7. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

  8. Знакомство с жанрами письма и поздравления.

  9. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

  10. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.6




    1. Урок русского языка в 3 классе по теме «Типы текстов. Закрепление» (УМК «Школа России»)

Цель:  Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа.

Задачи: 

- Систематизировать знания учащихся о типах текстов. 
- Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение.

- Способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации;

- Стимулировать познавательную активность учащихся.
- Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.

Ход урока

I Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

II Сообщение темы урока

- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская. 

- Как вы понимаете, что такое мастерская? 

- Кто в ней работает?

- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и совместно выпустить первый номер нашей классной газеты (Показ заготовки газеты.)

III Систематизация знаний 

- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём) 

- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет? (словарная работа). 

- Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации. 

Тексты, как вы знаете, бывают разными. 

В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в-третьих, авторы размышляют о чём - нибудь важном и

интересном, иногда даже спорят. 

И мы сегодня будем продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты. 

1) Определение типа текста. 

- Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты. 

- Дайте определение, что такое текст. 

а) чтение текста учителем. 

Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться. 

- О чём этот текст? 

- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев? 

(Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано –повествование)
б) чтение текста учеником.

Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду. 

Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.

- А о чём этот текст? 

- Что можно представить, читая его? 

- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы? 
(Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано –описание)
в) чтение текста учеником.

И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.

- Что объясняется в этом тексте? 

- Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо? 

(Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано –рассуждение) 
- Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения. 

- Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили, с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?

2) Определение типа текста в зависимости от ситуации.

- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации: 

а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. 
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. 

в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. 
- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации). 

- Если мы с вами сегодня мастера слова, должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь переделать один тип текста в другой.

3) Работа по карточкам.

- Попробуйте переделать описание Весёлого царства в рассуждение о нём.

Весёлое царство. 

Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Весёлом царстве не было ни горя, ни забот. 

( По Л.Чарской.) 

- Так на какой вопрос должен отвечать текст рассуждение? (Почему?)

4) Работа в группах.

- Есть такая детская песенка: 

Сто тысяч «почему?» живут на белом свете, 

Сто тысяч «почему?» гуляют по планете… 

Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые «почему»- почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко. 
Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый. Придумайте и запишите несколько таких «почему?» для нашей газеты. (1 группа) 

- А еще в каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс.(2 группа)

Наш класс самый лучший, потому что… Нам уютно и хорошо вместе. 
Наш класс очень хороший, потому что… Здесь учатся мои друзья. 
Наш класс особенный, так как… Нам легко и весело. 
Наш класс замечательный потому, что… Мы поддерживаем друг друга, когда трудно. 
- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе. (3 группа)


Дружные, добрые и весёлые.

Уже 3 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________. 

В нашем классе учится 11 __________________ и 17 __________________. Девочки _________ и ________________ , а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает

___________________.7

- И конечно, в каждой газете есть фотоснимки. Сделайте небольшой фотомонтаж «Наше будущее».(4 группа)

(Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных картинок с изображением людей разных профессий и знаменитостей)

(Все «статьи» приклеиваются в газету)

IV Итог

- Перед вами первый выпуск нашей классной газеты.

- Что вы чувствуете, глядя на него?

- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом о нашем классе) 

- А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная) 

- Значит мы какие? (классные) 

- Покажите это друг другу!


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На первый план задача развития связной речи учащихся в школе ставится при обучении русскому языку. Этот факт свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования методики развития речи. В процессе создания высказываний учащиеся допускают ошибки. Большинство действующих программ и современная методическая литература для учащихся не содержат развёрнутой системы работы по развитию речи младших школьников, не определена и система работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок.

Данное исследование было предпринято, с целью рассмотреть методические аспекты изучения типов речи на начальном этапе обучения.

В ходе работы были получены следующие результаты:

1) была проанализирована литература по теме исследования, где выяснилось, что тема широко представлена в методике;

2) дана характеристика типам речи;

3) проанализирована программа по русскому языку УМК «Школа России»;

4) разработан урок в 3 классе по теме «Типы текстов. Закрепление»

В процессе исследования выяснилось, что гипотеза подтвердилась: типы речи являются одним из основных видов учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках по развитию речи в 3 классе.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений.– М.: Академия. – С. 17

2. Валгиной Н.С. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией - 6-е изд., перераб. и доп.

3. Львов. М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие. М.: Академия, 362 с.

4. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.»/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др., Под ред. М.Т. Баранова. М.: Просвящение, 232 с.

Москва: Логос, 2002. - 528 с.

5. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.: Академия, 1998.- 383с.

Интернет ресурсы:

  1. http://rulinguistic.com/rassuzhdenie/

  2. http://rulinguistic.com/opisanie/

  3. http://rulinguistic.com/povestvovanie/

  4. http://pedsovet.su/load/238-1-0-6290

  5. http://school.xvatit.com/index.php?title

  6. http://schoolguide.ru/index.php/progs/21vek.html



1 http://rulinguistic.com/rassuzhdenie/

2 Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений.– М.: Академия. – С. 17


3 Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.: Академия, 1998.- 383с.


4 Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.: Академия, 1998.- 383с.

5 Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.: Академия, 1998.- 383с.

6 http://schoolguide.ru/index.php/progs/21vek.html

7http://pedsovet.su/load/238-1-0-6290


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с различными типами речи на уроках русского языка на начальном этапе обучения

Автор: Белякова Татьяна Владимировна

Дата: 08.01.2020

Номер свидетельства: 534838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Статья на тему "Как развивать интеллектуальные способности на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-na-tiemu-kak-razvivat-intielliektual-nyie-sposobnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103328"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402579892"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства