Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность как одна из форм ранней профилизации детей" (из опыта работы)»
«Проектная деятельность как одна из форм ранней профилизации детей" (из опыта работы)
Цель: Презентация опыта проектно-исследовательской деятельности, как одной из личностно-ориентированных технологий в рамках реализации ФГОС.
Ход выступления
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я – Смирнова Ольга Владимировна, учитель начальных классов Варениковской средней общеобразовательной школы №56 станицы Варениковской Крымского района. Тема данного выступления для Вас, уважаемые коллеги, не является новой. Моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить Вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся, поделиться опытом работы над проектом.(слайд 1)
Главная задача начального образования – заложить основу формирования учебной деятельности ребенка. Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. (слайд 2)
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через проектную деятельность. Что же мы подразумеваем под словом "проект"?(слайд 3)
Проект – это «пять П»:
- проблема;
- проектирование (планирование);
-поиск информации;
- продукт;
-презентация.
Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Целью и результатом проектной деятельности обучающихся в начальной школе является создание под руководством учителя творческой работы, в результате которой:
формируются учебно-познавательные компетенции: расширяется система образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развиваются познавательные и исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации;
развиваются коммуникативные компетенции: навыки группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности;
расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, ориентация в информационном пространстве.(слайд 4)
Основными направлениями в совместной работе с детьми над проектами для меня являются следующие направления:
-Организация профинформационной работы на всех без исключения уроках
-Организация и проведение внеклассных занятий.
-Организация работы кружков.
-Оформление уголка по профориентации или портфолио “В мире профессий”.
-Организация экскурсионной работы.
-Проведение месячников по профориентации, конкурсов, конференций. (слайд 5)
Основная целью моей педагогической деятельности как учителя начальных классов – научить детей учиться. Для достижения поставленной цели является единая система работы «урок –внеурочная работа». Умение учиться в свою очередь сводится к овладению универсальными учебными действиями (УУД). Одним из условий успешного формирования УУД у младших школьников является включение их проектную в деятельность. (слайд 6)
Но хочется сказать о самом главном. Как начинается работа над проектом, выбор его темы и автора выполнения. При работе над проектом я учитываю, что дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству. Родители – организаторы и вдохновители! На родительские собрания уже в первом классе я приглашаю своих выпускников начальной школы(5 класс) с защитой проектов. Родителям всегда это очень интересно. Также рассказываю об успехах и достижениях своих юных исследователей. Родители интересуются ходом работы, обсуждают идеи, делятся своими мыслями по поводу проектов, поддерживают интерес детей. В дальнейшем вместе со своими детьми(не вместо) ищут информацию, начинают работать над проектным продуктом и письменной частью проекта. Чтобы помочь определиться с выбором проекта провожу практические семинары: коллективные игры с родителями и детьми по организации исследовательского поиска (тренинговые занятия – выявление проблемы, разработка гипотезы, поиск информации и т.д.) Когда тема проекта уже определена, то на индивидуальных консультациях даю практические советы родителям по оказанию помощи детям в выполнении работы. Для успеха ребёнка в начальной школе очень важна поддержка и помощь родителей. Поэтому я обязательно приглашаю родителей на защиту проекта, показываю значимость выполненной совместной работы. На первой ступени, конечно, большую часть работы выполняют родители, особенно в оформлении работ. В дальнейшем, дети работают самостоятельно. Могу сказать, что уже в 4 классе мои юные исследователи работу выполняют полностью самостоятельно. Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. (слайд 7,8)
Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения.
Также мне хочется отметить, что защита проекта составляет важную часть проектной деятельности. В процессе защиты проекта совершенствуется мышление и речь школьников, создаётся ситуация благоприятная для формирования коммуникативных навыков. Ученики высказывают друг другу своё мнение о проекте. (слайд 9)
Проектную работу я веду с детьми с 1 класса, развивая проектно-исследовательские умения как на уроках, так и во внеурочное время.
Выполняя исследования, мои ученики (и сильные, и слабые) имеют возможность развивать лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Радует то, что мои слабые дети себя нашли в этом деле.
Большую роль выделяем социальному проектированию. (слайд 11,12,13)
Уже с первых дней пребывания в школе необходимо готовить детей к проектной деятельности, развивать мышление, учить оценивать свою деятельность, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться.
Со своими учащимися мы ежегодно участвуем в муниципальном и зональном этапах «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани, на котором представляем свои работы, причём, всегда попадаем в тройку победителей. Имеется опыт выступления и в аграрном университете г. Краснодара. (слайд 14)
Хочу рассказать о своих любимых юных исследователях. (слайд 15-25)
Пелипенко Данил уч-ся 2-го класса с темой проекта«Чипсы- вред или польза?» сделал вывод, что употребление чипсов в пищу небезопасно. Чипсы можно употреблять в пищу только в редких случаях и приготовленные в домашних условиях. Чтобы получить мел из крахмала Данил Пелипенко работал вместе с одноклассницей Матвиенко Надей. Она приготовила крахмал в домашних условиях и дала Данилу для приготовления мела. Хочу отметить, что мой ученик работает в разными темами проектов , но по одному естественнонаучному направлению в области химии. На следующий год он будет выпускником 9-го класса и уже сегодня хочет защищать проект по этому направлению. Обращается ко мне за советами и идеями. Я всегда оказываю помощь и поддержку.
Работа над проектом «Получение крахмала в домашних условиях». Ученица 4-го класса Матвиенко Надежда в ходе своего проекта выяснила, что крахмал не вызывает аллергию и крахмал можно получить дома из мелких, непригодных в хозяйстве клубней картофеля.
В ходе работы проекта «Условия жизни дельфинов» ученицы 2-го класса Конюченко Анастасии мы изучили условия жизни дельфинов в неволе, наблюдали за тренировками. И пришли к выводу, что в Новороссийском дельфинарии к животным относятся хорошо , о них заботятся, следят за их здоровьем.В дальнейшем Анастасия захотела выяснить, различается ли вода из разных водоемов по физическим свойствам, или же вся вода одинаковая. И начала работу над проектом «Плотность и солёность воды» Защита этого проекта проходила не только на муниципальном этапе, но и в аграрном университете г. Краснодара. Хочется отметить, что Анастасия обе свои работы связала с водой и её свойствами как для жизни дельфинов, так и для человека.
А вот Марченко Дмитрий решил вырастить кристаллы и сделать серьги для мамы, ожерелье для сестрёнки и для себя леденцы!
Работу над проектом «Волшебные чернила» выполнила ученица 3-го класса Шершнёва Карина. Она также выполнила проект "В мире зеркал"
Заикина Валерия при работе над темой проекта «Фокусы с водой» показала нам самые интересные ,загадочные фокусы с водой . Следующим проектом оказался "Мечта из пластилина" также в области химии. В настоящий момент начали совместно работу над следующим проектом также из области химии.
Очень интересны и актуальны на сегодняшний день темы проектов Тимашковой Валерии «Экономия воды» и "Экономия электроэнергии". Обсуждая с Валерией темы работ , мы решили расширить данные темы и попробовать эти же исследования провести в школе. Я думаю, что будет очень интересно и детям, и нам учителям как же можно экономить расход электроэнергии и воды в школе.
Благодаря совместной работе с родителями, детьми мы достигли огромных результатов, учащиеся обрели ощущение своей значимости, независящее от успеваемости. (слайд 26-38) Мы не собираемся останавливаться, а будем шагать только вперёд и обязательно расти в своей сфере и побеждать!
Спасибо за внимание. Я буду очень рада, если мой опыт Вам интересен и пригодиться в вашей работе.