kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический опыт работы "Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт работы "Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС"»

мпаичМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Нерастанновская средняя общеобразовательная школа











Опыт работы


«Портфолио,

как средство в организации

контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы

в соответствии с требованиями ФГОС

нового поколения»






Автор:

Попова Светлана Борисовна











п.Нерастанное, 2016г.

1.Анотация.

Меня всегда интересовал вопрос, что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Одной из основных задач обучения и воспита­ния в начальной школе я считаю, выявление и развитие индивидуальных творческих способнос­тей ребенка.

ФГОС НОО второго поколения выдвигает новые требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), в частности требования к результатам обучения. Они сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Все это привело к изменению содержания и методов контроля планируемых результатов освоения ООП НОО, введению новых форм и методов оценки результатов.

Одной из составляющих итоговой оценки является накопленная оценка. Я считаю, оптимальным способом организации системы накопительной оценки является Портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Учитывая современные подходы в контрольно – оценочной деятельности, я убедилась в необходимости разработать и внедрить в практику для учащихся моего класса тот самый индивидуальный портфель контроля и достижений собственных результатов в виде «портфолио учащегося». Так я пришла к теме: «Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

Для представления опыта работы выбрана форма педагогического проекта, потому что именно проект предполагает ограниченную во времени деятельность, направленную на создание продукта и имеющую цели, достижение которых означает завершение этой деятельности. Проект рассчитан на 5 лет. В связи с введением ФГОС ООО считаю целесообразным продолжение работы в данном направлении.



2. Обоснование необходимости проекта.

Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 16 лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России», «Перспективная начальная школа». В 2011-2012 учебном году учащиеся первых классов общеобразовательных учреждений России перешли на обучение по новым стандартам. Наше образовательное учреждение идет в ногу со временем. В данный момент, я четвертый год веду обучение по УМК «Перспективная начальная школа».

Анализируя результаты работы прошлых лет и требование стандартов нового поколения, мне в своей педагогической деятельности приходится решать новые задачи, одной из которых является внедрение новой формы оценки достижений обучающихся – накопительной оценки.

Изучая литературу о проблемах обучения в начальной школе, я прочла статью В.М. Филиппова: «С 2004 года рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ разработала и представила концепцию «портфолио достижений ученика в начальной шко­ле», которая «поможет проследить развитие ребен­ка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты». «У каждого ученика, -писал В.М. Филиппов, - будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при опре­делении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов».

Актуальность проекта : «Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения» в реальной педагогической практике объясняется тем, что ведения портфо­лио в начальных классах повлияет на:

1) создание ситуации успеха для каждого уче­ника;

2) повышение самооценки и уверенности в соб­ственных возможностях;

3) максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в раз­личных областях школьной и внешкольной жизни;

4) развитие познавательных интересов учащих­ся и формирование готовности к самостоятельно­му познанию;

5) формирование установки на творческую де­ятельность и умений творческой деятельности, раз­витие мотивации дальнейшего творческого роста;

6) формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

7) приобретение навыков саморефлексии, фор­мирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

8) формирование жизненных идеалов, стимули­рование стремления к самосовершенствованию.

Я рассматриваю портфолио, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений младшего школьника в период обучения в начальной школе, а так же учет результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной; коммуникативной.


3. Цель проекта: Обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1) Проанализировать литературу по данной теме.

2)Познакомить с системой оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС второго поколения.

3)Показать взаимосвязь структуры портфолио ученика и достижения требований стандарта к результатам обучающихся (личностным,

метапредметным, предметным).

Объектом исследования является самооценка младших школьников.

Предметом явился портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников.

Гипотеза: Если целенаправленно и систематически использовать портфолио в учебной практике, то у обучающихся сформируюется готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности; потребность в активной познавательной деятельности.

Методы исследования:

-наблюдение,

- сравнение,

- измерение,

-эксперимент;

-анализ и синтез,

-индукция и дедукция,

- мыслительное моделирование.


4. Основное содержание проекта.

Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в структуре и содержании образования.

Проблема оценивания в разных аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина).

Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами давления на учащихся. Педагоги часто сталкивались с вопросами усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательного воздействия на формирование личности школьника. В связи с этим возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценки учащихся. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио “показать всё, на что ты способен”

Портфолио имеет свои функции:

- Информационная - сообщение о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения в начальной школе,

- Обобщающее-аналитическая - анализ уровня учебно-познавательной деятельности младшего школьника на предметных уроках , его способности прогнозировать и проектировать собственную деятельность;

- Развивающая - развитие рефлексивной культуры младшего школьника, совершенствование системы оценивания в условиях обучения 

-Активизирующая - активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования ключевых компетенции обучающегося;

- Воспитательная - формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры

Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является системной оценкой личностных, метапредметных и предметных результатов - реализуется в рамках накопительной системы, а так же одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений.

По результатам оценки я делаю выводы о:

• сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний;

• сформированности основ умения учиться ;

• индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.


Я разработала свою программу работы с портфолио для своего класса, которая состоит из следующих этапов:

Этап

Сроки

Основные мероприятия

Подготовительный

1 класс

Сентябрь-

октябрь

Подготовка рабочего материала. Составление плана портфолио. Оформление папок. Информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения.

Информационно-

диагностический

1-4 класс

Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной

(самооценочной) деятельности учащихся. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность. Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, исследовательские работы, школьные, районные и региональные олимпиады и т.п.


Аналитический

1-4 класс

Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностик и выбору образовательного маршрута. Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы за определенный период. Обработка

результатов, накопленных на предыдущих этапах.


Заключительный

4 класс,

апрель – май


Анализ результатов работы по накоплению портфолио. Заполнение официальных документов



Варианты структуры портфолио могут быть различны. На родительском собрании перед первым классом мы с родителями определили оптимальную структуру портфолио для нашего классного коллектива. Оно состоит из постоянных разделов, которые заполняются постепенно, на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Это следующие разделы: «Мой мир», «Мои учебные достижения», «Мои успехи», «Мое творчество», «Оценка результатов». Данная структура портфолио принята за основу при создании портфеля достижений младших школьников в условиях введения ФГОС НОО .

Вместе с родителями и учащимися класса мы пришли к следующим принципам формирования портфолио:

• не нарушать принцип добровольности при формировании портфолио;

• сбор материалов самим ребёнком при помощи и поддержке взрослых;

• не отказывать в помощи ребёнку при формировании портфолио;

• использование возможностей системы дополнительного образования;

• исключить формальный подход к портфолио – «соревнование за количество»;

• собираем не только документы «с печатями»;

• акцент на содержание, а не на форму.

Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников.

На классном собрании мы определили, что в содержание портфолио будут входить материалы и документы школьников в том или ином виде, которые документируют достижения и личный опыт. Отбор содержания материала для документирования остается за учеником. Рекомендации по выбору работ в портфолио могут быть даны учителем и родителями.

Проследим, как эта работа отражается в структуре нашего портфолио.

В разделе «Мой мир» размещаются личные данные учащегося, позволяю­щее составить представление о его индивидуаль­ных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях.

Здесь ребята размещают на свой выбор любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Я предлагаю возможные заголовки листов: «Мое имя» – информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. «Моя родословная» – здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. «Моя малая родина» – рассказ о родном поселке, о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог и светофоры). «Мои друзья» – фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. «Мои увлечения» – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. Также этот раздел можно оформить с помощью иллюстраций или вырезок из журнала. «Моя школьная жизнь» – рассказ о школе, классе, заметки о любимых школьных предметах, школьных друзьях.

Основными помощниками в оформлении этого раздела выступают родители. Этот раздел способствует формированию следующих УУД:

Личностные универсальные учебные действия

Самоопределение:

1. Формирование основ идентичности личности.

2. Ознакомление с миром профессий.

3. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности.

4. Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории.

5. Развитие Я-концепции и самооценки личности.

Нравственно-этическая ориентация:

1. Развитие толерантности.

2. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей.

3. Знание основных моральных норм.

4. Формирование моральной самооценки.

5. Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе

Коммуникативные универсальные учебные действия

1. Потребность ребенка в общении со взрослыми.

2. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

Остановлюсь на разделе портфолио «Мои учебные достижения». Именно в этом разделе отражаются главные достижения ребенка в освоении программы, через анализ его содержания, идет диалог «учитель-родитель».

Какие виды диагностик размещаются в портфолио моих учеников? Это - в первую очередь стартовая диагностика. Стартовый контроль позволил мне оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений моих учеников на момент поступления в школу, установить уровень развития каждого, основные проблемы, характерные для большинства и спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, заложенных в ООП НОО школы. Я, как педагог-психолог, старалась организовать целостную работу по формированию УУД через предметные линии развития, внеурочную деятельность, через применение проектной технологии, систему коррекционных занятий.

В разделе «Мои учебные достижения» со 2 класса содержатся предметные файлы, которые содержат все лучшие работы по предметам за определенный учебный год, общеучебные и предметные достижения (листы для самоанализа взаимооценки).

Ученик наполняет этот раздел обязательными промежуточными и итоговыми стандартизированными работами по отдельным предметам. Остальные работы прикладываются так, где их совокупность имеет нарастающую успешность, объем и глубина знаний,интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения и творческими работами, а также в ходе посещаемых учащимися внеурочных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования) Примерами такого рода работ являются:

• по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, интересные сведения о писателях, гра­фики роста скорости чтения.

• по математике — математические диктанты, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии .

• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, рефераты и сообщения, самостоятельно составленные расписания и режим дня, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии ;

• по технологии — фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;

Обязательным компонентом является Карты успеха , где учащиеся фиксируют дату проведения проверочных работ и результат по ним, используя символику: «+» - полностью справился; «-» - не справился; «+-» - справился, но допустил ошибки.

Идет регистрация результатов обучения на протяжении всего учебного года. С помощью этих карт можно проследить динамику школьной успешности.

Я заполняю их сама. Карты предназначены для работы с родителями и в качестве отчета. По картам успеха мною ведется работа с родителями. Я знакомлю родителей с задачами проверочных работ, с их содержанием, с оценками за работу, поставленными самим учеником и мной. В ходе такой работы выявляются успехи и неудачи детей. Я даю советы по организации помощи детям дома, что позволит сделать ее более правильной и конкретной. Эта работа проводится во время родительских собраний и индивидуальных консультаций. Для меня важно, чтобы родители регулярно знакомились с достижениями своего ребёнка. Еще раз хочу подчеркнуть, что работа по новой системе оценки достижений планируемых результатов освоения младшим школьником ООП НОО возможна лишь при тесном взаимодействии «учитель-ученик-родитель».

Поскольку, цель создания портфолио:

для учителя – условие формирования рефлексивного отношения школьника к учебной деятельности,

для ученика – осознание самого себя,

для родителей – возможность совместной деятельности

В этом разделе можно проследить формирование развитие следующих УУД у учащихся:

Личностные универсальные учебные действия

Смыслообразование:

1. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение учиться и способность к организации своей деятельности:

1. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

2. Умение адекватно оценивать свою деятельность.

3. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны.

4. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

5. Умение планировать свою деятельность

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей:

1. Готовность к преодолению трудностей.

2. Формирование основ оптимистического восприятия мира

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия.

Универсальные логические действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество


В следующем разделе: «Мои успехи» размещаются все, имеющиеся у школьника, сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности:

дипломы об участиях в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о результатах тестирования,

благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Формируются УУД:

Личностные универсальные учебные действия

Самоопределение:

1.Развитие Я-концепции и самооценки личности.

Нравственно-этическая ориентация:

1. Формирование моральной самооценки

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение учиться и способность к организации своей деятельности:

1. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

2. Умение адекватно оценивать свою деятельность.

3. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны.

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей:

1. Формирование основ оптимистического восприятия мира

В раздел «Мое творчество» входят проектные работы, исследовательские

работы и рефераты. Работы по искусству, сказки, стихи. Техническое творчество: модели, макеты, приборы .Если выполнена объемная работа мы помещаем ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, мы так же размещаем информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Все это влияет на формирование следующих УУД:

Личностные универсальные учебные действия

Смыслообразование:

1. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение учиться и способность к организации своей деятельности:

1. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

2. Умение адекватно оценивать свою деятельность

3. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны.

4. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия

Универсальные логические действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

1. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

В заключительном разделе «Оценка результатов» в конце каждого учебного года проводится смотр папки личных достижений учащихся учителем, родителями и детьми класса. Ребенок должен предоставить продукт своей деятельности.

Определяются победители и лауреаты в различных номинациях: «Самый оригинальный портфолио», «Залучшее оформление работ», «Идея!», «За творческий подход», «За трудолюбие» и т.д.

Ценность данного этапа в том, что каждый ученик представляет себя именно через ту область, в которой действительно успешен - это может быть учеба, внеучебная деятельность, спорт и т.д

В 1-2 классе это происходит в устной форме или в виде выставки портфолио. С третьего класса на внеурочных занятиях мы начинаем знакомство с работой на компьютере, где учимся оформлять свое портфолио в электронном варианте. По выходу из начальной школы каждый ребенок проводит презентацию своего личностного достижения за период обучения.

Итоговое оценивание в конце обучения в начальной школе можно так же проводить в форме накопительной оценки, т.е. синтез накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника (это и лист индивидуальных достижений, оценка наиболее существенных работ + папки работ учащихся, составляющих портфолио + достижения ребёнка в умении сотрудничать, выполнять различные учебные роли, навыки работ с информацией, т.е. индивидуальный прогресс ученика в различных областях).

Все это помогает сформировать следующие УУД:

Личностные универсальные учебные действия

Самоопределение:

1. Развитие Я-концепции и самооценки личности

Нравственно-этическая ориентация:

1. Развитие толерантности

2. Формирование моральной самооценки

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение учиться и способность к организации

своей деятельности

1. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны

Коммуникативные универсальные учебные действия

1. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

Я считаю, что спектр применения портфолио учащегося разнообразен. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио за период обучения в начальной школе при переходе в среднее звено можно сделать выводы: о сформированности универсальных и предметных способов действий; о сформированности основ умения учиться; об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности учащегося. Целесообразно предъявлять портфолио при переходе учащегося с одной ступени обучения на другую или при переходе в другую школу. Это позволит учителям объективно оценить и глубже познакомиться с новыми учениками. Также актуально внедрение технологии портфолио при проведении в нашем учебном заведении рейтинговых конкурсов, например конкурса "Ученик года".

Исследования показывают, что те учащиеся, которые имели опыт работы с портфолио, демонстрируют хорошие навыки самоанализа и готовы обсуждать результаты своей работы.

Проанализировав литературу по данной теме, познакомившись с типами портфолио, с понятием самооценки, я пришла к следующим выводам: портфолио является одной из инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является инструментом фиксирования индивидуальных достижений младших школьников.


5. Ресурсы.

Основаниями для возможности осуществления данного проекта можно считать:

- наличие необходимых ресурсов: учащиеся начальной школы,

- кадровый ресурс: учителя начальных классов, психолого-педагогическая служба школы, родители. Контроль осуществляется администрацией школы, хотелось бы, чтобы диагностика проводилась психолого - педагогической службой образовательного учреждения или методистом школы. Учителя - предметники систематически отчитываются о проделанной работе.

- материально – техническое обеспечение МКОУ Нерастанновская СОШ: кабинет, в котором есть словари, справочная литература, учебные пособия, творческие работы учащихся, мультимедийная установка (компьютер, проектор).

Следует учитывать, что реализация проекта проходит в рамках должностных обязанностей учителей начальных классов, психологов, логопеда, взаимопомощи родителей.

6. Партнеры.

Проект предусматривает сотрудничество классного руководителя, педагогов-психологов, логопедической службы, учащихся и родителей учащихся.


7. Целевой группой проекта являются учащиеся начальной школы.

Основная работа по реализации проекта проходит в связи с новыми требованиями ФГОС НОО второго поколения.


8. План реализации проекта.

Этап

Виды деятельности.

Подготовительный этап


Изучение теоретических основ о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося, типами портфолио, с понятием самооценки.

Изучение приемов и методов, необходимых для проведения исследования проекта.

Подготовка рабочего материала.

Составление плана портфолио.

Основной этап


Изучение индивидуальных особенностей учащихся класса.

Проведение стартовых диагностических работ, проверяющих уровень предметных и метапредметных учебных действий.

Оформление папок. Информирование учащихся и их родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения.

Работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. Формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Организация различных внеклассных и внеурочных мероприятий по защите творческих проектов, исследовательские работы, школьные, районные и региональные олимпиады и т.п.

Индивидуальное консультирование учащихся и родителей по итогам работы за определенный период.

Заключительный этап


Оценка эффективности использования портфолио как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. Анализ результатов работы по накоплению портфолио.

Заполнение официальных документов.

Обобщение опыта

Представление опыта



9. Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Проведенная работа позволила сделать некоторые предварительные выводы. Ведение портфолиои в моем классе позволило повысить самооценку и уверенности в соб­ственных возможностях учащихся, удалось сформировать положительные моральные и нравственные качества личности, максимально раскрылись индивидуальные способности каждого ребенка, созданы условия для самореализации и самоактуализации школьника в раз­личных областях школьной и внешкольной жизни, создана ситуации успеха для каждого уче­ника, а так же жизненные идеалы, стимули­рование стремления к самосовершенствованию.

Мне как учителю портфолио позволило отследить индивидуальные достижения моих учеников виде системной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

Наметились позитивные изменения: повышение качества образования при 100% успеваемости на протяжении моей работы.


Работа над проектом позволила мне повысить свой профессиональный уровень.


Перспективы дальнейшего развития проекта.

В связи с тем, что МКОУ Нерастанновской СОШ введен ФГОС ООО, считаю целесообразным продолжение работы над проектом с ориентацией на разработку методических материалов по разработке и внедрения портфолио в начальной школе, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Работа в данном направлении представляется мне интересной, поскольку она предполагает развитие:

-рефлексивной культуры младшего школьника,

-совершенствование системы оценивания в условиях обучения 

- сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний

-сформированности основ умения учиться

- индивидуального прогресса в основных сферах развития личности.

-продуманной системой контроля над продвижением каждого ученика.




10. Литература:


1. Федеральный государственный образовательный стандарт

общего образования. Основные положения. – URL: http://

standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=730

2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной

школе. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=450

3. Инструментарий для оценки планируемых результатов ос-

воения программы начального образования. – URL: http://

standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=451

4.Рекомендации по организации системы внутренней нако-

пительной оценки достижений учащихся. Портфолио. – URL:

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=449

5.Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – М.; Рига: Педагогический

центр «Эксперимент», 2002. – 133 с.

6.Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. - С.65 - 67.

7.Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. - № 3.- с. 32 – 36.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Попова Светлана Борисовна

Дата: 23.09.2016

Номер свидетельства: 345374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства