kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья. Тема: "Школьная оценка и её влияние на самооценку обучающихся".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рекомендуется к ознакомлению учителям начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья. Тема: "Школьная оценка и её влияние на самооценку обучающихся".»

Школьная оценка и её влияние на самооценку обучающихся


Ключевые слова: оценка, отметка, самооценка, адекватная самооценка, неадекватная самооценка, рефлексия, самостоятельность, учебная деятельность, достижения, трудности.

Аннотация

Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий. Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция – самооценка. Данная статья раскрывает влияние оценочной деятельности учителя на самооценку учеников.

Введение

В период введения стандартов второго поколения понятие оценивания стало одним из основных, определяющих структуру учебного процесса, направленного на достижение планируемых образовательных результатов. Однако, отношение к оценке со стороны родителей, обучающихся и учителей далеко не однозначно. Например, В.М. Полонский считает оценку зна­ний учащихся в той или иной форме необходимой частью учебного процесса. Ш.А. Амонашвили напротив считает, что отмет­ки, с одной стороны, подменя­ют прямые мотивы учения косвенными, а с другой - насаж­дают в процессе обучения нер­возность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к позна­вательной активности, заста­вить быть увлеченным в про­цессе познания. Вот это - та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью от­меток.

Л.М. Фридман отмечает, что главные про­тиворечия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у уча­щихся показывают, что эта система, унаследованная нами со старых времен, давно уста­рела и требует замены.

Таким образом, в настоящее время в педагогической практике сложилось противоречивое отношение к оценке. Оценка имеет большое значение для управления, как учебной деятельностью ученика, так и педагогической деятельности учителя; она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся. Но достижимо это только тогда, когда оценка будет иметь высокий престиж вообще и особенно в сознании учащихся. К сожалению, в настоящее время вследствие ряда неправильных приемов пользования оценкой ее престиж значительно снизился.

Необходимость оценки с одной стороны и её неоднозначное влияние на процесс формирования самооценки у младших школьников обусловили актуальность выбранной темы.

Основная часть

В данное время во всем мире используют большое количество шкал оценивания. Среди них имеются цифровые шкалы, буквенные и даже дробные.

Оценка, которую ставят в журнал, не только отражает успеваемость ученика, но и часто является причиной прикрепления к нему определенных ярлыков. Некоторые могут считаться отличниками, если получают хорошие отметки, а кто-то "трудными" - двоечниками.  Эта ситуация оказывает большое влияние на детскую психологию, отношения между учениками, а так же формирование самооценки, чувства страха, робости, стеснения. 

Очень часто мнение об ученике между одноклассниками складывается в зависимости от того, как его оценивают взрослые. Обычно это происходит с самых первых дней нахождения в коллективе, то есть с первого класса, это то время, когда дети еще недостаточно взрослые, и они все еще доверяются мнению взрослых. Но в школе в первую очередь ценятся знания, поэтому те школьники, кто является неуспевающими, отвергаются коллективом. Это подталкивает школьника к поиску других способов самоутверждения. Некоторые начинают портить дисциплину, кто-то отказывается выполнять требования педагогов, в итоге это приводит к окончательной потере интереса к учебной деятельности - это начало неудач. Если вы знаете, что один из ваших обучающихся положил множество сил, времени и труда в изучение нового материала, но оценка у него получилась ниже, чем он ожидал и, по его мнению, совершенно незаслуженно, требуется выполнить вместе с воспитанником объективный разбор и анализ его работы. Эта процедура поможет узнать, насколько разошлись ожидания с той отметкой, которую поставил учитель. Однако же завышенные отметки обычно не оспаривают обучающиеся, но это может вызывать неодобрение, зависть от коллектива, что приводит к появлению у ученика ярлыка "любимчик учителя". Хотя, с другой стороны, повышенная оценка может быть мотиватором, поддерживать, стимулирует совершенствоваться, верить в себя, свои силы и возможности.

Наиболее благоприятным периодом для формирования личности является младший школьный возраст. Первоклассники с большим интересом слушают к словам об учителях и учебной деятельности, поэтому никогда не нужно их запугивать проблемами, которые могут возникнуть. Требуется предоставить возможность загореться желанием учиться, ходить каждый день на уроки, подружиться с коллективом, уважать педагогов. Для детей крайне важно то, как старшее поколение отзываются о школе, им потребуется ваша поддержка с самого начала учебы. Ученики более старшего возраста все меньше прислушиваются к мнению взрослых, они предпочитают прожить все сами, опираясь на свои ошибки.

Крайне важно учить ставить перед собой цель и её добиваться, при этом с уважением относиться к окружающим и труду. Нужно убеждать своих учеников в том, что отметки сами по себе не очень уж и принципиально, более значимым является способность просить себя за ошибки и стремление к поставленной цели. Если вы, будете положительно оценивать успех школьника, хвалить, даже за малые достижения, сообща искать пути решения проблем, радоваться с ним его победам, быть заинтересованным в происходящих делах, то у обучающегося непременно всё получится и успеваемость будет стабильно хорошая. 

Педагогическую оценку можно понимать и как особое стимулирование. Она воздействует на учебный и воспитательный процесс как стимул и определяет её успешность.

Учебная деятельность является ведущим типом деятельности у обучающихся, поэтому успехи и неудачи так сильно влияют на отношение к самому себе, а так же принятие активной или пассивной позиции в жизни. Поскольку пятибалльная система не всегда бывает объективной, это может повлиять на самооценку обучающихся, склоняя её в сторону неадекватной (завышенную или заниженную), оказать отрицательное влияние на мотивацию к учебе.

Поэтому альтернативой школьным оценкам появилось безотметочное обучение. По мнению многих педагогов она позволяет обучающимся осваивать учебный материал, учитывая индивидуальные личностные особенности каждого ученика (свойства центральной нервной системы, уровень развития познавательных психических процессов), а так же стимулирует личностный рост школьников, формирует адекватную самооценку.  

Задачи, которые должно решать безотметочное обучение: 
• вывести формы и методы данной системы оценивания на начальной ступени образования; 
• проанализировать, насколько эффективна такая система путем срезов знаний через тестирование, проверочные и т.д; 
• оценить динамику роста или падения самооценки обучающихся; 
• изучить зависимость между самооценкой учеников и таковой системой оценивания знаний.
В процессе оценивания работ учеников, требуется отмечать положительные сдвиги всех учеников индивидуально, сравнивая работу только с его прошлыми работами, и ни в коем случае не с другими обучающимися.

Исходя из большого влияния оценки на формирование самооценки ребенка, хочется отметить, что нужно серьезно и уважительно относиться к потребности ученика в обобщенной мере для оценки собственных учебных достижений и трудностей. Совместное производство такой меры и есть основа оценочных взаимоотношений учеников и учителя.

Заключение

Приоритетной задачей, стоящей перед школой, является подготовка учащихся к реальной жизни, что предполагает готовность личности открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, оценивать собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

В общей структуре учебной деятельности значительное мес­то отводится действиям оценки и са­мооценки. Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии оценивания в структуре деятельности.

Умение правильно применять «педагогику оценки» - важное педагогическое искусство. Оно состоит не только в объективности оценки. Всесторонний учет психологического эффекта оценки, умение использовать этот эффект в целях желательного для учителя воздействия на учащегося с учетом его индивидуальности является важной стороной этого искусства.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнанна.

Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют веру учащихся в справедливость, они воспитывают стремление идти вперед. В этом и отражается тесная связь школьной отметки и самооценки обучающихся, изменение одного влечет за собой изменение другого.

Список литературы

1) Остапенко, А. А. Моделируем систему школьной оценки / А. А. Остапенко // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С. 37-45

2) Исследование роли самооценки в учебной деятельности школьников [Электронный ресурс]: URL - : http://studopedia.info/2-107746.html// history / (дата обращения: 07.10. 2015)

3) Оценка и самооценка в обучении [Электронный ресурс]: URL - : http://www.mindbenefit.com/masuvs-746-3.html// history / (дата обращения: 07.10. 2015)

4) Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности [Электронный ресурс]: URL - : http://www.4stupeni.ru/stady/metod/263-ocenka-i-samoocenka-v-obuchenii.html// history / (дата обращения: 12.11. 2015)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Научная статья. Тема: "Школьная оценка и её влияние на самооценку обучающихся".

Автор: Самигуллина Алина Ханифовна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418467

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Статья "Информационные технологии в образовательном процессе" "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-informatsionnyie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "140676"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417978993"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства