kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения «Как хорошо уметь читать!.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного, что может быть важнее в нашей жизни? Человек, лишённый этих важнейших навыков не может комфортно существовать в мире….  К сожалению, каждый день на своих уроках мы встречаемся с тем, что ребята нас неправильно понимают, не так трактуют наши слова и тексты заданий, а что уж говорить об информации в учебниках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения «Как хорошо уметь читать!.»»

6



Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения

«Как хорошо уметь читать!..»

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Владимир Солоухин (русский советский писатель и поэт) писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть этот урок принесет вам радость общения.

И с помощью улыбок я хотела бы увидеть ваше настроение. Очень приятно! Сели поудобнее, глубоко вдохнули и выдохнули ваши вчерашние хлопоты, заботы, переживания.


Сейчас мы должны настроиться на работу и выяснить тему нашего занятия. Для этого каждый из вас получит кусочек стихотворения, который должен максимально выразительно прочитать.


1.Нам много говорили о ФГОСах.
Но что это такое? С чем его едят? Не знал никто.
Известно было только нам, что ФГОСы
Нужны для наших маленьких ребят.

2.Пришел сентябрь, программы нам спустили.
Пришлось теперь вдвойне пугаться нам.
ФГОСы есть, программы утвердили
Но как преподавать, не говорят.

3.Помучившись, немного поразмыслив,
Мы дружно все на курсы подались.
Надеясь хоть немного научиться
Вести уроки, современным быть.

4.Но что такое значит «современным»?
А это означает, что теперь
Работать мы должны не так, как прежде.
Традиционный вид теперь тупик для всех.

5.Теперь нам надо мыслить креативно,
Поставить знак «Равно» учитель – ученик.
Учить нам надо так, чтоб было видно:
Добытчик знаний он! А ты – лишь проводник!


6.Не должен ученик теперь стесняться
Любую мысль свою преподносить,
И нам порой не надо удивляться,
Когда мы в спор вступаем с ним.

7.Уметь он должен доказать иное-
Коль не согласен он с тобой.
Уметь учитывать и мнение другое,
Ведь с обществом считаться должен он.

8.В конечном счете, получить должны мы
Людей, способных сразу ко всему:
Петь, танцевать, решать глобальные проблемы
Не обращаясь ни к кому.

СЛАЙД 1.

Понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного, что может быть важнее в нашей жизни? Человек, лишённый этих важнейших навыков не может комфортно существовать в мире…. К сожалению, каждый день на своих уроках мы встречаемся с тем, что ребята нас неправильно понимают, не так трактуют наши слова и тексты заданий, а что уж говорить об информации в учебниках.

Прежде, чем начать свой урок, мне хотелось бы, чтобы вы осознали его конечную цель – показать реальную картину, с которой сталкивается учитель и тем, какие приёмы необходимо использовать в ежедневной работе на уроках, чтобы всё выглядело иначе.

СЛАЙД 2

В большей степени уроки по смысловому чтению направлены на формирование у обучающихся познавательных общеучебных, социальных коммуникативных и непременно межпредметных универсальных учебных действий. Хотя тексты непременно должны быть различной тематики, т.е. всегда есть место для формирования личностных универсальных учебных умений.

Такая целенаправленная работа позволит научить детей:

- Понимать смысл научно-популярного и информационного текста

- Анализировать текст

- Модифицировать текст

- Генерировать текст как устный, так и письменный.

Это позволяет создавать разнообразные метапредметные связи в мышлении ребенка, обеспечивающие эффективное обучение, как сейчас, так и в дальнейшем.

СЛАЙД 3.



Технология РКМЧП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.


Применение технологии Развития критического мышления через чтение и письмо даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По-новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.

В результате использования данной технологии мы:

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

СЛАЙД 4.

СЛАЙД 5.


На разных этапах урока я покажу возможности разных предметов: на стадии вызова – окружающий мир, на стадии осмысления – письмо и чтение, на стадии рефлексии – комплексная творческая работа, в домашнем задании – окружающий мир, русский язык и чтение, математика.


ПЛАН УРОКА


Уважаемые коллеги, предлагаю вам оценить свои первоначальные умения по данной теме с помощью карточки «дерево». Отметьте, пожалуйста, тот уровень на дереве, на котором вы находитесь в начале нашего занятия.


1.ВЫЗОВ. Презентация «Да-Нет».

Ребята, с какой большой темой мы работаем уже несколько уроков? (Природные зоны) Предлагаю немножко поиграть, но в процессе игры мы выясним, как вы учили материал к предыдущим урокам. Итак, будьте внимательны игра начинается!

Игра : можно отвечать только ДА или НЕТ - фронтальная работа устно

(можно заранее подготовить карточки со словами ДА и НЕТ)

«Верные и неверные утверждения» Презентация (тестово-обучающая)

* В списки Всемирного наследия включены Вулканы Камчатки. (да)

*Самое большое по площади озеро России – это Байкал. ( нет) Каспийское

*В Арктике обитают моржи, тюлени, белые медведи. (да)

*У растений тундры длинные корни. ( нет ) короткие – мерзлота

*Цепь питания ЯГЕЛЬ – ОЛЕНЬ – РЫСЬ (нет) ЯГЕЛЬ – ОЛЕНЬ – волк

*В тундре добывают нефть и газ. (да)

*Экологической проблемой леса является ВЫРУБКА ЛЕСОВ. (да)

СЛАЙД 6.Какие УУД мы формируем на этом этапе?


2.ОСМЫСЛЕНИЕ. Работа на листках альбома М. Беденко


Задания к текстам:


1. Вопросы к тексту №1: Что ещё вы знаете о собаках? Где эта информация может вам пригодиться?

• А вы знаете, что кинология никакого отношения к кино не имеет? А что же она изучает? (Это наука о поведении собак)

2.Выпиши ключевые слова из этого текста №2.

3. Придумай и запиши заглавие этого текста №2.

• Аквариум, акваланг, акварель. Что общего во всех этих словах? (Корень аква, что значит вода. Все слова имеют связь с водой)

4.Придумай и запиши свои заголовки к тексту №3.

5.Придумай свое название тексту №4.

6.Составь план к тексту № 4.

7.Напиши краткий пересказ текста №4.

8. Как можно назвать одним словом тематику наших рассказов? (животные, звери)

СЛАЙД 7.

9.ИГРА «Звери спрятались». Дается на доске текст. Дети должны найти в нем названия зверей. Попробуйте сами найти всех животных.

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья.  И объявление: «Мухомор жареный». Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но по пути заслон. Послышалось рычание. «Принести грабли! – скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: «Зоопарк закрыт». Так и не увидели ни одного зверя. А жаль. Их здесь вон сколько. Целых девять, и все на виду. Найдите их! СЛАЙД 8.Какие УУД мы формируем на этом этапе?

3.РЕФЛЕКСИЯ.

1.Задайте вопрос по тексту №4:

1.Устно.

2. В виде рисунка.

3. Жестами, мимикой, пантомимой.

СЛАЙД 9.

2.Синквейн к заголовку любого текста.

«Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Правила написания синквэйна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Домашнее задание.

А) Математика: кластер на тему «Натуральные числа», «Геометрия» и т.д.

СЛАЙД 10.

«Кластеры» (гроздья). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Б) Окружающий мир: синквейн на тему «ЗОЖ» (вернуться к слайду 9)

СЛАЙД 11.

В) Русский язык: Прием «Проблемный вопрос». Разделить на группы по одушевленности-неодушевленности (друг, толпа, кукла, народ, леший, труп, покойник, люди, кот, дерево).

СЛАЙД 12.Какие УУД мы формируем на этом этапе?


РЕФЛЕКСИЯ ГРУППЫ:

Конечной целью всех применяемых приёмов было конечно же формирование важнейших коммуникативных метапредметных универсальных учебных действий – владение монологической и диалогической формами речи

СЛАЙД 13.

1.Прием «Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания: 1) написать, что нового узнали по данной теме; 2) задать вопрос, на который не получили ответа.

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

2.Заполните карточку-рефлексию «Дерево».

СЛАЙД 14.

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анохина Юлия Леонидовна

Дата: 25.04.2017

Номер свидетельства: 411451


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства