Использование ИКТ в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС (УМК «Школа России»)
Использование ИКТ в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС (УМК «Школа России»)
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС (УМК «Школа России»)»
Использование ИКТ в начальной школе как одно из средств реализации ФГОС (УМК «Школа России»)
Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Значит, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке ребёнком.
Сегодня переход российского образования на новые Федеральные образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования. Ведь современное информационное общество предъявляет к нему самые высокие требования. Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идёт рядом с учеником, а не ведёт его.
"Дитя мыслит образами, звуками, красками". Следуя этому тезису К.Д. Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядных материалов к урокам. Сейчас ситуация кардинально меняется. Согласно ФГОС НОО http://standart.edu.ru, введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников. В первую очередь - использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В своей педагогической деятельности я использую следующие средства обучения:
компьютер с выходом в Интернет;
мультимедийный проектор;
Электронные приложения к учебникам по программе «Школа России».
Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в обучении младших школьников, необходимо определить, с какой целью средства информатизации включаются в образовательный процесс: (СЛАЙД 2)
Цель работы: Активизация познавательной деятельности учащихся с применением ИКТ.
Задачи:
-повышение мотивации к изучению предмета,
-расширение кругозора,
-углубление знаний об окружающем мире,
-активизация умственной деятельности детей,
-развитие речи и творческих способностей.
Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
• повысить эффективность и качество процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
В своей работе активно использую информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
(СЛАЙД 3). Электронное приложение (ЭП) является мультимедийным компонентом УМК «Русский язык. 3 класс» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. В ЭП отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для контроля усвоения знаний в ЭП представлены проверочные работы по всем темам и интерактивные игры.
С помощью ЭП учитель сможет объяснить новый материал на уроке, систематически проводить индивидуальную работу с учениками на уроке, организовать повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. При работе с ЭП дома учащийся сможет самостоятельно повторить теоретический материал и выполнить упражнения с самопроверкой.
Раздел Учебник содержит интерактивные плакаты, каждый из которых посвящён отдельной теме учебника «Русский язык. 3 класс».(СЛАЙД 4). На плакате расположены превью объектов: (СЛАЙД 5) анимации, упражнения, задания на развитие речи, словарная работа, проверочные работы.
(СЛАЙД 6) В объектах под названием Анимации содержится теоретический материал темы, представленный в анимационной форме.
Объекты Словарная работа посвящены словарным словам.
(СЛАЙД 7) Аудиоприложение к учебнику Л. Ф. Климановой является неотъемлемой частью учебника «Литературное чтение». Оно призвано облегчить процесс усвоения учащимися изучаемых в курсе «Литературное чтение» художественных произведений за счёт их профессионального исполнения и использования музыкального сопровождения. Аудиоприложения может использовать учитель при работе в классе фронтально, учащийся совместно со взрослыми в домашних условиях, а также самостоятельно, например, с применением MP3 плеера. (СЛАЙД 8,9)
(СЛАЙД 10) Электронное приложение к учебнику М. И. Моро является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Математика. 3 класс». ЭП может использоваться для совместной работы учащихся с учителем в классе и для самостоятельной работы учащихся дома. В ЭП включено более 600 мультимедиаресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК:
анимации;
видеофрагменты;
интерактивные игры.
(СЛАЙД 11) ЭП состоит из 60 уроков, соответствующих параграфам учебника. Каждый урок состоит из трёх разделов: информационного, содержащего объяснение материала параграфа, и двух разделов с упражнениями для закрепления пройденного материала.
(СЛАЙД 12,13)
(СЛАЙД 14) На диске окружающего мира содержатся информационные материалы и тренировочные упражнения, а также тесты, с помощью которых учащиеся могут проверить свои знания. Каждый урок состоит из информационного экрана (СЛАЙД 15) и двух страниц с тренировочными упражнениями (СЛАЙД16,17)
В приложении представлены следующие типы заданий:
- поиск соответствий
- выбор правильного ответа
- распределение по группам
- построение верной последовательности
- заполнение пропусков и другие
ВЫВОД:
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной системы.
(СЛАЙД 18) Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
1.Обеспечить положительную мотивацию обучения;
2.Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
3.Обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
4.Усовершенствовать контроль знаний;
5.Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; (СЛАЙД 19,20)