Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ - одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС
Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ - одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС
В статье рассматриваются вопросы организации работы с родителями детей с ОВЗ. Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует комплексного участия всех специалистов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ - одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС»
Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ – одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС
Одним из важных направлений в деятельности классных руководителей является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями таких детей неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для обучающихся, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (классный руководитель класса, учителя – предметники, воспитатели, психолог, логопед, учитель-дефектолог, медицинские работники).
Цель совместной работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели ставится ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье
1. Индивидуальные формы работы
Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера.
Семейное консультирование (психотерапия) необходимы: специалист школы оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых поведением особого ребенка. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе.
Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери. Это эффективный метод воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям.
Родительский час. Проводится учителями при встрече с родителями - информирование о ходе образовательной работы с ребенком.
Переписка или “Служба доверия”. Это переписка на сайте школы или в группах, которые создают учителя для своих классов.
2. Коллективные формы взаимодействия
Общие родительские собрания
- Информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно-образовательной работы. Обычно они проводятся в конце каждой четверти. Классную комнату к собранию оформляют обучающиеся: готовят выставку поделок за четверть, свои тетради по разным предметам, альбомы с рисунками. Учитель и воспитатели знакомят родителей с итогами четверти, отмечают изменения в поведении детей, сообщают необходимые сведения по организации безопасного отдыха учащихся на каникулах. Заранее готовятся и демонстрируются видеофрагменты с разных уроков. На собрания приглашаются психолог и логопед, которые знакомят родителей с результатами обучения детей на коррекционных занятиях. Дети устраивают концерт родителям: поют песни, выученные за четверть, исполняют стихи и танцы, готовят небольшие спектакли. Обучающимся с ОВЗ надо много времени для заучивания даже самых коротких стихов. Подбирается каждому по силам материал, родители помогают учить, повторяют дома стихи и песни. В конце каждого учебного года устраивается на родительском собрании праздник, посвящённый переходу в следующий класс. Где используются элементы арт-терапии и сказкотерапии. В первом классе - это традиционный «Прощай букварь», во втором классе спектакль «Волшебный цветок», в третьем классе праздник «Дерево семьи», к которому каждая семья изображает генеалогическое дерево своей семьи с фотографиями родственников, а дети исполняют стихи и песни о каждом члене семьи, в 4 классе - это праздник «Прощай начальная школа». В подготовке к каждому мероприятию учитель, воспитатели и родители принимают активное участие: готовят костюмы, реквизит, стараются оказывать помощь в заучивании речевого материала с детьми.
“День открытых дверей”
- Экскурсия по школе родителей новых обучающихся с целью знакомства с образовательным учреждением, направлениями и условиями его работы, с условиями проживания и обучения школьников в школе - интернате.
- Обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии. Занятия- консультации с психологом и логопедом в кабинете, где родители знакомятся с условиями обучения детей, с оборудованием, которое использует специалист.
Проведение детских праздников и развлечений
- Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью. Родители привлекаются к участию в спортивных праздниках «Мы-спортивная семья», к организации экскурсий, к участию в праздничных концертах к календарным датам, к участию в выставках поделок для детей с ОВЗ, который проводит соцзащита.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.
2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
3. Психотерапевтические методы релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
3. Формы наглядного информационного обеспечения
Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ОУ.
Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования. Это позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания.