kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни — одно из направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются основные подходы к организации работы по здоровьесбережению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни — одно из направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»

МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа

имени М.И. Светличной»













Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни — одно из направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся













Учитель начальных классов

Афанасова В.И.















Все чаще мы замечаем, что новое поколение чаще болеет и имеет много различных заболеваний. Большая ответственность лежит на учителе начальных классов. Если учитель будет обращать внимание как дети сидят за партами и, будет делать, сними физические минутки во время урока, то дети будут чаще следить за правильностью осанки. Учитель должен много времени уделять на внеклассных занятиях вредным привычкам и их последствиям.

Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинского осмотра детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20-25% первоклассников у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Среди имеющихся патологий были выявлены ведущие формы: заболевания костной мышечной системы, заболевания органов зрения, болезни органов дыхания. Рост числа этих заболеваний среди школьников за последние годы набирает темп. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствуют большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности в организации правильного питания не только в школе, но и дома и ряд других факторов. В связи с этими остро встает вопрос о принятии неотложных мер по профилактике отклонений состоянии здоровья детей. Выход из создавшегося положения видится в правильной организации оздоровительной работы в начальной школе, так как именно в младшем возрасте закладываются основы здоровья. Главное условие ее реализации в начальной школе является правильная организация учебной деятельности, то есть построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Сюда входят: Строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности). Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям. (световой, звуковой, воздушный режим).

Таким образом, только после четкого соблюдения всех вышеперечисленных требований следует начинать оздоровительную работу.

Вопросы здоровья затрагиваются на школьных предметах: окружающий мир, ОБЖ, но это не решает проблему. Во-первых, 1 час в неделю - недостаточно. Во-вторых, проводятся без соответствующей подготовки, и не отвечают требованиям, заложенные в программах данного курса. Для организационной работы необходим комплексный подход. Организационная работа будет эффективной лишь при условии тесного взаимодействия учителей, медицинских работников, администрации школы и родителей.

Предлагаем следующие основные подходы к организации организационной работы в начальной школе:

1. Включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов.

Организационная работа должна охватывать все предметы учебного цикла. Наиболее широки, возможности представляют уроки естествознания. Здесь школьники знакомятся о своем организме, о режиме дня, личной гигиене.

На уроках математики и русского языка с правилами гигиены чтения и письма. Использование различных форм организационной работы. При организации организационной работы необходимо помнить о многообразии форм работы с младшими школьниками. Во-первых, это различные формы внеклассной и внешкольной организационной работы:

Экскурсии.

Тематические вечера, олимпиады, викторины.

Праздники здоровья.

Во-вторых, это различные мероприятия в режиме учебного дня.

Профилактика на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата. Это:

• движение во всех видах

• подвижные игры на воздухе

• закаливание

• правильный подбор мебели

• постоянное наблюдение за позой ребенка во время занятий и игр.

Таким образом, основная задача учителя состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению своего здоровья, научить ими пользоваться.

Необходимо привлекать родителей к активному участию в жизни школы, класса: к организации экскурсий, спортивных праздников, вечеров к выпуску газет, к участию в походах. Можно порекомендовать учителям организовать «Уголок для родителей», где среди прочих можно поместить и материалы по организации оздоровительной работы в семье. Родители должны иметь представление о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребёнку освоить их.

Итак, можно сделать вывод, что только систематическое проведение организационная работа с ребёнком в школе и дома принесёт желаемый результат, даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, то есть поможет младшему школьнику сохранить и укрепить здоровье.

Самое ценное, что есть у человека - это здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие ребенка - важное условие успешного условие успешного усвоения школьной программы. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и организация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а появляются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому нужно уделять этому большое внимание.

В последнее время всё чаще поднимается вопросы обеспечения здоровья, что обусловлено прогнозирующим его снижением у детей. Сегодня в нашей стране среди условий, формирующих здоровье, на одно из первых мест вышли экологические факторы. Наиболее чувствительными к неблагоприятным воздействиям окружающей среды оказываются дети.

До недавнего времени считалось, что предотвратить развитие заболеваний можно, лишь устранив отрицательный фактор, воздействующий на организм сам делает, работу органов и систем, нивелируя воздействие внешней среды и оставаясь здоровым. В этой связи большую роль отводится физическому воспитанию и его оздоровительным возможностям. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровья сберегающих образовательных технологий становится задача сформировать у младших школьников необходимые знание, умения и навыки здорового образа жизни и научить их пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Немаловажным фактором при воспитании здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Этого можно до-стичь с помощью интересных заданий, веселых, шуточных стихотворных строк.

Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков, уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-путешествия.

Курить или не курить? Горящая сигарета - это микрозавод по производству из табака более 3000 опаснейших химических соединений, среди которых - никотин, угарный газ, углекислота, мышьяка и много других обладающих выраженными канцерогенными свойствами, радиоактивных положений. Его спасает от гибели то, что эта доза попадает в организм не сразу, а отдельными порциями, которые организму удается обезвредить. Постоянное «подстегивание» организма никотином приводит рано или поздно к истощению и даже гибели нервных клеток, которые, как известно не восстанавливаются. В результате - появляются головные боли, бессонница, головокружение, становится постоянными явлениями расслабление внимания и памяти, ухудшение сообразительности и глазомера, снижение умственной и физической работоспособности. У курильщиков нередко наблюдаются нарушения обоняния и вкуса, понижение остроты зрения и слуха.

Курение вредно в любом возрасте, но чем моложе человек, тем более чувствителен его организм к вредному воздействию табака. Особенно беззащитны перед ним дети. Установлено, что растущий организм. Примерно в два раза чувствительнее к никотину по сравнению с взрослыми. Курящие дети отстают в росте и физическом развитии от своих сверстников. Так мышечная сила у них на 15-17% ниже, не отличаются они и координацией движений и ловкостью. У них хуже успеваемость в школе. Среди курящих подростков много нервных и рассеянных. У многих развивается авитаминоз, так как под влиянием никотина усвоение витаминов организмом ухудшается. Из-за нехватки денег они сигареты докуривают, как говориться "до конца". А при курении двух последних сантиметров сигареты в организм попадает в 4 раза больше, вредных веществ, содержащихся в дыме. Курение вредно не только для самих курильщиков, но и для тех, кто с ними живет или работает в одном помещении.

Формирование навыка правильной осанки:

• исследование осанки;

• исследование плоскостопия.

В «списке болезней» школьников заболевания позвоночника занимает ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушение осанки. К сожалению, многие дети даже не подозревают о том, что у них искривлен позвоночник, и тем более не знают, что неправильная осанка со временем может явиться причиной многих других болезней.

Осанкой называют привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе, сидении. Оно зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц туловища.

Физиологические изгибы позвоночника обычно формируется к 6-7 летнему возрасту. При правильной осанке голова и туловище находится на одной вертикальной линии, плечи развернуты и немного пущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника нормальны. При правильной осанке хорошо развиты мышцы.

Нарушению осанки способствует неполноценное питание, недостаточное содержание в пище белка, минеральных солей, витаминов; неравномерное распределение нагрузки. Иногда плохая осанка вырабатывается сознательно. Некоторым мальчишкам кажется, что напряженное положение тела есть признак мужества. Вот и стоят, широко расставив ноги, наклонившись вперед, как борцы на ковре. Из-за напряженности мышц теряется свобода движений, непринужденность, сочетание подтянутости и гибкости. Движения получаются размашистыми неэкономными. К нарушению осанки может привести мебель, не соответствующая пропорциями тела, неудобная одежда и обувь, ежедневная длительная езда на велосипеде, неудачно подобранные физические упражнения, неправильная поза при рисовании, игре на музыкальных инструментах.

Советы для сохранения позвоночника – основы правильной осанки:

Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться, а через каждые 40 минут обязательно надо встать, походить.

Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояние надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

При подъёме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину и держать груз поближе к туловищу. Не следует поднимать большие грузы, особенно рывком и с поворотом туловища. Не следует носить грузы в одной руке.

При падениях надо стараться приземлиться набок.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасова Валентина Ивановна

Дата: 24.02.2018

Номер свидетельства: 459280


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства