kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Развитие продуктивных способов деятельности как основа формирования функциональной грамотности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Развитие продуктивных способов деятельности как основа формирования функциональной граммотности младших школьников"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Развитие продуктивных способов деятельности как основа формирования функциональной грамотности младших школьников"»

Развитие продуктивных способов деятельности как основа формирования функциональной грамотности младших школьников

В новых обстоятельствах процесс обучения учеников должен быть ориентирован на развитие функциональной грамотности, способствующей реализации концепции «образование через всю жизнь».

Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода касающиеся его государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность.Обучение учащихся процессу самостоятельной добычи, анализа, структурирования и эффективного использования информации для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, выступает ведущим направлением процесса модернизации системы образования ряда государств Европы и Азии, и в частности Республики Казахстан.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено, что «образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности.

Национальный план, на 2012-2016 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан 25 июня 2012 года, описывает модель развития системы школьного образования Казахстана, в котором заинтересованы различные группы общества и направлен на позиционирование отечественного образования как фактора прогресса Казахстана, как фундамента и капитала процветания нации, личностного и социального успеха граждан.

Разработано методическое пособие, целью которого является реализация вопросов формирования функциональной грамотности учащихся школ Казахстана. Оно составлено на основе Государственного образовательного стандарта РК и включает основополагающие аспекты содержания обучения, даёт практические советы, позволяющие осуществить реализацию формирования функциональной грамотности учащихся по предметам. В пособии указывается, что термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии, развивая у учащихся продуктивные способы деятельности, осуществляя деятельностный подход в обучении и воспитании.

Требования к уровню подготовки учащихся, на основе развития функциональной грамотности, включают основные качества, которые должен приобрести ученик за период обучения. Ожидаемые результаты устанавливаются по каждой учебной дисциплине. Они включают: специфические знания, умения и навыки развиваемые в рамках учебного предмета и должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и определенными по времени.

Развитие функциональной грамотности нацеливает на следующие развиваемые способности личности учащегося:

• навыки общения на государственном, на русском языке, как языке межнационального общения, на иностранном языке, умение быть мотивированным к общению на родном языке, понимание значимости литературного наследия и использование в нужном контексте;

• понимание естественнонаучной картины мира через осмысление роли всех предметов естественного цикла и места человека в природе в прошлом, настоящем и будущем;

• владение математической грамотностью в широком спектре, в том числе умение творчески и продуктивно использовать возможности информационной и коммуникационной технологии;

• знание исторического прошлого своего народа, выражение личного отношения к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;

• понимание культуры казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;

• умение быть мотивированным по вопросам собственного профессионального выбора;

• ведение здорового образа жизни для поддержания физического, психологического, духовного здоровья и умственной работоспособности. При компетентностном подходе в обучении приобретают актуальность некоторые известные прежде методики, например, проблемный метод обучения, включающий разные виды творческой деятельности личности учащегося, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Он кроме того, включает:

• видение новых проблем в знакомых условиях;

• видение новой функции знакомого объекта;

• умение видеть компоненты, структуру объекта;

• умение видеть альтернативные подходы и пути решения;

• умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы сновыми; • умение создать оригинальные способы решения вопросов;

• умение научно, многоаспектно и масштабно мыслить;

• умение использовать полученные знания в деятельности;

• накапливать, анализировать свой опыт, транслировать его.

При формировании функциональной грамотности огромное значение имеет деятельное, эмоционально окрашенное участие личности обучаемого в учебном процессе, а продуманность учебных действий учителем сводит на уроках к минимуму ситуации экспромта, что тоже немаловажно.

Каждая образовательная область в начальной школе участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность), на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУН, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность. Этому помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.


Логические приемы

Примеры заданий

  1. уровень - знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

  1. уровень - понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

  1. уровень - использование

Применить, проиллюстрировать, решить

  1. уровень - анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

  1. уровень - синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

  1. уровень - оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Соответственно и материал урока должен быть основой для организации деятельности и постановки учебных заданий, формирующих компетентности.

В связи с этим в базовом компоненте образования и пояснительной записке к программе «Язык и литература» появилось понятие “компетенция”, которое употребляется применительно к целям обучения. Через это понятие определяются обобщенные структуры содержания обучения русскому языку литературе. Научить русскому языку и литературе - значит обеспечить формирование компетенций: лингвистической, правописной, коммуникативной.

Основой формирования компетенций на уроках русского языка является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт). Для этого я использую следующие задания:


1)Сетка - орфограмма по теме «Имя существительное».

Сетка орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило-опора, примеры с графическим оформлением. Оформленная сетка орфограмм учителем копируется и размножается на компьютере для каждого ученика, а также закладывается в модуль по конкретной теме. Это делается для того, чтобы ученики могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках.

2) Словарно-орфографическая работа, тема «Повторение».

Стимул: Сегодня у вас есть возможность проверить уровень усвоения словарных слов, свой индивидуальный активный запас слов.

Задачная формулировка:

1. Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

2. Составить предложение с однородными членами предложения, употребляя словарные слова академик, инициатор в разных падежах.

3. Слова – академик, предприимчивый, инициативный разберите по составу.

Источники информации:

Ак…демик, эксп…римент, т…лисман, филол…г, предпр…имчивый, профе (с,сс)ор, иниц…атор, ин…циативный, доброп…рядочный, клад…вая, подр…сток, п…ведение, препод…ватель.


3) Распределительный диктант, тема «Глагол как часть речи».

Стимул: Сегодня у вас есть возможность проверить уровень усвоения орфографических правил по теме с помощью предложенного задания. Оцените правописание глагола по Ключу к заданию.

Задачная формулировка:

1. Распределить слова по «Сетке орфограмм.

2. Вспомнить правило и графически обозначить орфограмму.

3. Слова, в которых сомневаетесь, определите в последний столбик.

4. Проверьте. Если возможно, то слова из последнего столбика, переместите в соответствующий.

Источники информации:

Наступаешь, тушевать, гнать, любишь, не думает, угадывать, умываться, зажигать, верил, гонит, видеть, заведовать, не читает, заметишь, соберу, познакомь, клеил, строиться, негодовать, умывается, ненавидеть, лаял, собирать, вытирать, исправьте, вытереть, разгуливать, одевается, смотреть, называется, чувствовать, не смотрел, строил, брить, помогите, гоняет, обеспечь, постукивать, решает, пляшет, унесите, раздумывать, разделит, прочтите, не страдает, уничтожь, читал, обследовать, напишите, любите, ночевать.

Бланк для выполнения задания:

Сетка орфограмм по теме «Глагол».

Не с глаголом



Ь-в гл.2л., ед.ч.



- тся - -ться



-е-и в оконч.гл.



гл. перед суф. – Л



Начальная форма


1 спряжение


2 спряжение

? сомнения




4) Распределительный диктант с использованием таблиц - «Т-схема» или «Диаграмма Венна». Тема: «Род имён прилагательных».

Стимул: Сегодня вам дается возможность систематизировать знания правила и проверить уровень усвоения данной орфограммы.

Задачная формулировка:

1. Вставить окончания в именах прилагательных.

2. Распределить слова по таблице «Т-схема» на три части:

- окончания имён прилагательных женского рода;

- окончания имён прилагательных мужского рода;

- окончания имён прилагательных среднего рода.

3. Графически обозначьте орфограммы.

4. Проверьте. Если возможно, то слова из последнего столбика, переместите в соответствующий.

Источники информации:

Вечерняя, мягкое, верхний, скрипучее, грустная, серебристый, соседний, летнее, золотое, яркий, лёгкое, тёмная, дремучий, последняя, жёлтый, пахучая, утренняя, стройное, жгучий, нижняя, весенний, яркое, воздушный, чистая, глухой, земельный.Бланк для выполнения задания:Т-схема «Родовые окончания имён прилагательных»

Ж.р.

М.р.

Ср.р

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

? сомнения




5) Диктант «Проверь себя!» - дает возможность проверить свои орфографические знания. Задание во всех упражнениях однотипные: вставьте пропущенные буквы; вспомните правила правописания (указывается конкретная орфограмма).

6)Лексический разбор слов, раздел «Лексика».

Стимул: В предстоящей контрольной работе Вам встретятся задания по теме «Лексика». Сегодня вы сможете проверить навыки работы с Толковым словарем, умения конструировать предложения с заданными словами. Задачная формулировка:

1. Произвести лексический разбор предложенных слов, используя Памятку «Лексический разбор слов».

2. Используйте при работе различные виды Словарей.

Источники информации:

Разноцветный, веселый, футбол, солнце, бросать.


На уроках литературного чтения огромное место отводится работе с текстом художественной литературы. Наиболее продуктивными являются следующие способы деятельности на уроке: комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, редактирование текста, свободные диктанты, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, сравнение двух текстов, письмо.

1) Комплексный анализ текста.

Задание направлено на формирование компетентностей:

- информационная компетентность: выделяет из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;

- коммуникативная компетентность (1 уровень): оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;

- коммуникативная (2 уровень): систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры.

Стимул: Вы должны уметь работать с текстами разных жанров.Эта работа сложная, кропотливая, требует систематизации материала. Думаю, что Вам эта работа понравится и приведет к успеху.

Задачная формулировка:

1. К какому жанру принадлежит данное произведение?

2. Найдите в 1, 4, 6, 7, 8, 17 предложениях языковые средства выразительности:

3. Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют?

5. Сформулируйте основную мысль текста. Найдите предложения, которые в максимальной степени формулируют основную мысль текста.

Источник информации: Произведение

2) Лингвистический анализ текста. Стимул: Вы должны уметь работать с текстами разных жанров. Работа с текстом поможет вам систематизировать материал по всем темам, изученных в учебном процессе.

Задачная формулировка:

1. Прочитайте выразительно текст: определите логические ударения, короткие, длинные паузы, подберите тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста.

2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, подтверждающие главную идею текста.

3. Разбейте текст на части, озаглавьте каждую часть. Подумайте, почему вы выбрали это название.

4. Определите жанр текста и докажите (найдите все стилистические особенности данного жанра).

5. Определите тип речи: описание, рассуждение, повествование. Докажите это.

6. Объясните значения слов –…

8. Произведите морфемный разбор (разбор по составу и словообразовательный разбор) выделенных слов ….

9. В первых трех абзацах подчеркните грамматические основы.

10. Подберите синонимы к словам ….

11. Выпишите два распространённых предложения, произведите их полный синтаксический разбор, составьте схемы этих предложений.

Источник информации: Произведение.

3) Редактирование текста.

Задание направлено на формирование компетентностей:

- информационная компетентность: выделяет из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;

- коммуникативная компетентность (1 уровень): правильно редактирует текст, устраняя разные виды ошибок, и оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;

- коммуникативная (2 уровень): систематизирует извлеченную информацию в рамках изученных тем.

Стимул: Вам приходилось наблюдать ошибки, которые допускаются в СМИ, как в устной, так и в письменной речи, особенно в газетном жанре. Сегодня Вы поработаете редакторами газет, найдете ошибки, допущенные авторами, и прокомментируете их.

Задачная формулировка:

1. Прочтите предложения из разных газетных статей, найдите ошибки.

2. Отредактируйте предложения, объясните выбранный вариант.

3. Проверьте правильность ответа по ключу. Возникли ли у вас сомнения или несогласие с предложенными вариантами?

Источник информации: Набор предложений из газетной статьи или статья.


4) Чтение текста с пометками – Метод «Инсерт».

Задание направлено на формирование компетентностей:

- информационная компетентность: проводит наблюдение за особенностями текста в соответствии с поставленной задачей;

- коммуникативная компетентность (1 уровень): оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;

- коммуникативная (2 уровень): определяет точность использования информационного материала в своей речи, в речевых ситуациях.

Стимул: Вы любите читать незнакомые тексты: сегодня вы побываете в роли ученика и учителя одновременно. Вам предстоит самостоятельно поработать с текстом и обсудить данный материал в группах.

Задачная формулировка:

1. Прочитайте текст, делая пометки:

V – это знакомый материл, хорошо усвоенный в предыдущих классах;

+ - это новый материал;

? – этот материал требует дополнительной информации или консультации педагога.

2. Прочитайте текст повторно, заполняя таблицу «Инсерт».

3. Обсудите материл в группе: вначале знакомый, затем новый.

4. Задайте вопросы друг другу или учителю.

Источники информации: Произведение или текст.

Таблица «Инсерт»

V – Знакомый материал

+ - Новый материал

? – Требует пояснения








5) Лингвистический эксперимент. Тема «Точность художественной речи».

Задание направлено на формирование компетентностей:

- информационная компетентность: проводит наблюдение в соответствии с поставленной задачей;

- коммуникативная компетентность (1 уровень): оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации;

- коммуникативная (2 уровень): определяет точность использования изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с поставленной целью.

Стимул: Вы любите придумывать новые тексты в стихотворной или прозаической форме? Сегодня Вам предстоит побывать в творческой лаборатории писателей В.Орлова, Я. Акима, А.Бартои увидеть особенности их творчества.

Задачная формулировка:

1. Подберите свои слова-рифмы, определения-эпитеты.

2. Сравните свой текст с авторским. Как вы думаете, почему они использовали именно эти определения?

Источники информации:

Вот - ______, и вот - _____, Между ними паучок. _____________ на рябинке, Дом его из паутинки.

Вдруг услышал паучок:

- Я сплету себе _____! Дай, пожалуйста, лягушке Паутинки _____________!

- И ежу не откажи! Если друг, то _________! Отпусти мне паутинку - Я сплету себе __________!

- Не забудь и про сову - Я ведь рядышком живу! Дай мне нитку, паучок, Смастерю я ____________!

- И для _______ отпусти, ______нужно мне сплести! Будут сети - будет рыба. Я скажу тебе «спасибо»!

Очень быстро на рябинке Опустел паучий дом: Нету больше паутинки, Но зато _________ ______!

В.Орлов

Кто держит

___________свою

В кулаке,

Чтоб съесть её

Тайно от всех

_____________.

Кто, выйдя _______,

Никому из соседей

Не даст

________________

На велосипеде,

Кто мелом,

Резинкой,

Любою ___________

В классе

Ни с кем

Ни за что

________________ -

Имя тому

Подходящее ______,

Даже не имя,

А _____________:

ЖАДИНА!

Я.Аким


Друг ___________мне вчера, Сколько сделал мне добра: ____________ мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

_____________, чуть не в каждой,

Обо мне ____________.

Я упал и весь промок –

Он мне ____________помог.

Он для _____________дружка

_____________ и пирожка.

_____________ мне дал когда –то,

А теперь поставил __________.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше _____________.

А.Барто


Вот - сучок, и вот - сучок, Между ними паучок. Разместилсяна рябинке, Дом его из паутинки.

Вдруг услышал паучок:

- Я сплету себе сачок! Дай, пожалуйста, лягушке Паутинки полкатушки!

- И ежу не откажи! Если друг, то удружи! Отпусти мне паутинку - Я сплету себе корзинку!

- Не забудь и про сову - Я ведь рядышком живу! Дай мне нитку, паучок, Смастерю я гамачок!

- И для цаплиотпусти,

Сетинужно мне сплести! Будут сети - будет рыба. Я скажу тебе «спасибо»!

Очень быстро на рябинке Опустел паучий дом: Нету больше паутинки, Но зато друзья кругом!

В.Орлов

Кто держит

Конфетусвою

В кулаке,

Чтоб съесть её

Тайно от всех

В уголке.

Кто, выйдя во двор,

Никому из соседей

Не даст

Прокатиться

На велосипеде,

Кто мелом,

Резинкой,

Любою безделицей

В классе

Ни с кем

Ни за что

Не поделится -

Имя тому

Подходящее дадено,

Даже не имя,

А прозвище:

ЖАДИНА!

Я.Аким


Друг напомнилмне вчера, Сколько сделал мне добра: Карандашмне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне напоминал.

Я упал и весь промок –

Он мне высохнутьпомог.

Он для милогодружка

Не жалел и пирожка.

Откуситьмне дал когда –то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечёт.

А.Барто



6) Письмо. Это выполнение творческих заданий, направленных на развитие навыков связной речи. Для этого используем два путь: первый путь – это индивидуальная работа по созданию сочинения; второй путь – это групповые или коллективные формы обучения на уроках русского языка и литературы. Разнообразие видов письменных стратегий позволяют нам развивать творческие языковые (лингвистические, речевые) способности каждого учащегося.

Сочинение-размышление по тексту.

Стимул: Сегодня вам предстоит почувствовать, насколько вы готовы к написанию сочинения.

Задачная формулировка:

1. Прочтите текст, определите тему и проблему текста. Сформулируйте одну конкретную проблему.

2. Прокомментируйте текст: научитесь видеть разницу между пересказом и комментированием. Комментирование текста – это краткое изложение основных моментов текста. При комментировании используйте слова-подсказки: «В начале текста, затем, в заключении».

3. Для доказательства своих мыслей используйте цитирование.

4. Определите позицию автора: что думает автор по поводу изложенной жизненной ситуации.

5. Найдите доказательства.

6. Сформулируйте главную идею собственного размышления, выражая личное отношение к авторской проблеме.

7. Для доказательства собственного мнения приведите из текста два-три аргумента или подберите свои аргументы, используя жизненный опыт или наблюдения.

8. Сравните мнение автора и личную точку зрения.

9. Самостоятельное напишите сочинение и проверьте грамотность.

Сочинение-миниатюра.

Задачная формулировка:

  1. Используя клише, составьте связный рассказ по теме ….

Задание :Создайте свою миниатюру по теме.

3. Употребляйте в миниатюре слова и выражения из художественных выражений. Источник информации: изученные произведения.

Оценивание: согласно разработанным критериям к письменным работам (сочинение).


7) Проектная и групповая деятельность учащихся.

Это одна из компетентностно- ориентированных технологий, интегрирующая проблемный подход к решению вопроса, групповые методы работы, исследовательские, поисковые и многие другие методики. Для создания творческого проекта учащимся требуется большое количество времени: это может быть не только время урока, но и опережающее задание, внеклассная работа.

При использовании проектной деятельности на уроках русского языка и литературы учащимся предоставляется возможность работать самостоятельно или сообща – в группах, используя при этом средства массовой информации – компьютер и сеть Интернета. При использовании проектной деятельности приходится учитывать психологические особенности младших школьников. Темы проектов для учащихся всегда связаны с программным информационным материалом, с использованием таблиц, картин, так как наглядно-образное мышление, характерное для этого возраста, интерес ко всему новому, подталкивают детей к выбору темы на основе конкретного предмета.

Проектная деятельность при изучении лингвистического материала или обобщения практических навыков по предметам предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельную творческую деятельность учащихся;

- структуру содержательной части проекта с указанием поэтапных и конечных результатов;

- использование «исследовательских методов и приемов, вытекающих из проблемы, задачи исследования, выдвижение гипотезы и пути решения проблемы».

В проектной деятельности эффективность и результативность приносят следующие методы: Метод мозговой атаки, видеометод, графические организаторы, Диаграмма Венна, «Синектика», «Аквариум», РАФТ, Кейс-метод, «Бумеранг», Концептуальная карта, Морфологический анализ, Морфологические матрицы, Метод фокальных объектов, Метод гирлянд случайностей и ассоциаций, Метод «маленьких человечков».Данные методы часто называют интерактивными методами, так как они требуют взаимодействия между учащимися, формируя коммуникативные компетенции, то есть основы сотрудничества учителя и учащихся.

Следовательно, чтобы добиться желаемых результатов в формировании функциональной грамотности, учителю необходимо направлять все усилия на развитие продуктивных способов деятельности учащихся.

Используемая литература:

1. Результаты международного исследования оценки учебных достижений учащихся 4-х общеобразовательных школ Казахстана./ Национальный отчет. – Астана: НЦОСО, 2013. – 237 с.

2. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы/ Указ Президента Республики Казахстан №1118. – Астана: Акорда,7 декабря 2010 года

3. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» от 25 июня 2012 года № 832
4. «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся школы по предметам» Методическое пособие. /Министерство образования и науки Республики Казахстан РГКП «Национальная академия образования им. И. Алтынсарина»,г. Астана.

8. Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007

9. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями / В.Н. Зимин. – Иркутск, 2003.

10. Медведева Н.В. Пути формирования коммуникативной компетентности в обучении русскому языку. Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб.ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, 2010. – С. 106–114.
















Дифференцированный подход в обучении младших школьников математике

Одна из важнейших задач современной школы-целенаправленно работать над всесторонним развитием школьников в процессе обучения, поощрять их активность, самостоятельность, инициативу,творческое отношение к делу.Реализация отмеченных качеств нашла свое практическое отражение в обучении по системе Л.В.Занкова, направленной на общее развитие учащихся. Как писал Л.В.Занков, «развитие ребят –это не только рост их прирожденных способностей, но еще в большей мере езультат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев».

Система Л.В. Занкова характеризуется, как известно, пятью дидактическими принципами, из которых мы особо выделим пятый принцип, требующий целенаправленной работы над развитием всех учащихся- как более сильных, так и более слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность обучения по данной системе, он природосообразен и соответствует законам развития личности ребенка, ибо, как показал в своих исследованиях Л.С.Выготский, ребенок оптимально развивается в обстановке взаимодействия и сотрудничества разных по уровню развития детей. Мы, учителя, работающие по системе Л.В. Занкова, должны принимать ребенка таким, каков он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что

его силы могут раскрыться при специально организованном обучении.

Работая с классом, я условно делю его на три группы, каждая из которых овладевает необходимыми знаниями в своем темпе, выполняя при этом свой вариант работы.

В начале урока я обозначаю проблему , составляющую цель урока, и ставлю ее перед всеми учениками с тем, чтобы все включились в процесс активного добывания знаний. Далее идет дифференциация работы в зависимости от того, в какую условную группу включен мною данный ученик. Ученики первой (самой сильной) группы почти не нуждаются в помощи учителя, наоборот, им обычно требуются дополнительные. более сложные задания. Ученики второй группы, как правило, выполняют предложенную работу самостоятельно, требуя лишь эпизодической помощи. Те же, кто попал в третью группу, требуют постоянного наблюдения и корректировки, с ними

приходится более тщательно разбирать новый материал.

Помимо этого, при проведении самостоятельных, проверочных и контрольных работ я широко практикую разноуровневые задания. Учитывая характер ребенка, его настроение в данный момент, я нередко «перевовожу» его из одной группы в другую (обычно более сильную), давая ему возможность попробывать свои силы и отметить для себя ориентиры собственного роста. Постепенно дети приучаются работать в полную силу своих возможностей.

Приведу несколько примеров разноуровневых заданий из своей «педагогической копилки».

1.Пусть требуется найти периметр прямоугольника со сторонами 4 и 8 см. Для первой

группы данное задание можно усложнить: нужно дополнительно построить все прямоугольники с таким же периметром, указав длины их сторон. Вторая группа

находит искомый периметр, выбирая для этого разные способы. Третья группа решает

задачу удобным для себя способом, получая при необходимости помощь от меня

или от одноклассников. В подобной ситуации творчества ученики нередко выдают

собственные оригинальные решения.

2.Работаем с задачей. « Три человека собрали вместе 187 кг ягод шиповника. Первый и второй собрали 130кг, первый -72 кг. Сколько килограммов ягод собрал второй сборщик?». К этому тексту я подбираю такие задания:

А) Измени условие так, чтобы в нем были только нужные для решения данные.

Б) Пусть вопрос задачи будет таким: « Сколько килограммов ягод собрал третий сборщик ?»-какие данные в условии будут тогда лишними?

В) Поставь к условию такой вопрос, чтобы в условии не было лишних данных.

Как видно, задания пунктов а),б).в) расположены по нарастанию сложности и адресованы конкретным группам учащихся.

3.Предлагаю ряд собственных логических задач. считая их полезными для общего развития учащихся. Трудность этих заданий можно регулировать, задав . например, к задаче пункта а) дополнительные вопросы, изменив в задаче пункта б) число 5 на большее или меньшее , а также дополнив задание пункта в) новыми последовательностями

А) Каждая из девочек-Марина, Оля и Вера-играла со своим мячом, которые были желтого, зеленого и голубого цвета. Мяч Марины был не желтый и не зеленый, а мяч

Оли был желтого цвета. Какимс мячом играла Вера?

Б) Женя гулял по левому берегу ручья. Во время прогулки он пять раз перешел ручей

На левом или на правом берегу реки он оказался?

В) Найди закономерность в последовательности чисел и продолжи эти последовательности:

5,6,8,11,15

19,28,37,46

17,27,37,47

4. Широко практикую также работу с равенствами, в которых пропущены числа и /или

знаки действий, причем одно и то же задание может оказаться полезным на разных этапах обучения. Например, в 1 классе предлагаю записать два числа и знак действия

в таком равенстве: - =20.При этом в маленьком квадрате может оказаться знак плюс (более легкий вариант) или минус (более сложный вариант).Можно дополнительно усложнить задание, потребовав, чтобы первое число было двузначным, а второе однозначным (или наоборот), либо, чтобы оба числа были двузначными, либо чтобы оба числа были однозначными(нет решения) и т.д. Можно, наконец, упростить задание, назвав одно из неизвестных чисел.

Это же задание можно предложить и во 2 классе, потребовав, чтобы знак действия был либо умножением, либо делением. Арсенал заданий подобного рода неисчерпаем, пи желании учитель всегда сможет подобрать как содержание самого задания, так и его уровень сложности с учетом возможностей учащихся конкретной группы.

Я практикую также задания, имеющие вариативный характер или содержащие элементы творчества. Они способствуют выявлению интересов каждого ребенка

Их увлечений, они предоставляют широкий простор для развития образного и логического мышления, наблюдательности, способности соотнести теоретические знания с их практическим воплощением. К творческим заданиям я отношу, например, составление математического кроссворда, подбор дидактического материала, составление заданий для одноклассников.

Наконец необходимо отметить некоторые трудности, связанные с воплощение данной методической идеи. Опыт показал, что не все учащиеся (особенно вначале)

могут выбрать задания, соответствующие их уровню знаний , и им нужно на первых порах помочь в этом. Что касается разделения учащихся на группы по уровню их подготовки, то такую работу нужно проводить не сразу, а пронаблюдав вначале за каждым учеником в течении полугода и даже года. Важно, чтобы те, кто попал не в первую группу, не чувствовали себя «обреченными», чтобы у них обязательно была возможность перейти в более сильную группу, показав соответствующие результаты.

В заключении отмечу, что по моему опыту важнейшей предпосылкой реализации принципов обучения по системе Л.В. Занкова является доверительная атмосфера в классе, доброжелательные и уважительные отношения как между учителем и учениками, так и между самими детьми.
































Понание мира 4 класс

Тема: Вода и ее свойства. Почему воду нужно беречь.

Ц






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Калдырова Айгуль Кукаляшовна

Дата: 28.02.2017

Номер свидетельства: 396610


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства