Просмотр содержимого документа
«Евгений Велтистов «Миллион и один день каникул»Глава четырнадцатая, в которой проходят тысячелетия»
Евгений Велтистов«Миллион и один день каникул» Глава четырнадцатая, в которой проходят тысячелетия
Путешествие в будущее не за горами.
Литературное чтение
95 урок
Прочитай, используя «изучающее» чтение. Узнай, почему произведение так называется.
Земля знала всё. Земля держала прямую связь с «Викторией» и «Альфой». Впервые космические корабли были у порога чёрной дыры. Учёные Земли рассчитали траекторию полёта двух кораблей, и ответ был тот же: «Виктории» и «Альфе» удастся вырваться из плена притяжения, включив на всю мощность свои двигатели. Момент этот был определён. Но чем ближе подлетали «Виктория» и «Альфа» к дыре, тем больше отличались наблюдения земных диспетчеров и команд кораблей.
Противоположное течение времени было сразу же разгадано учёными Земли, и как ни казались нелепыми поступки и речь пассажиров, они были вполне естественны в этих необычных условиях. Дальше всё было сложнее... Сигналы с «Виктории» и «Альфы» поступали на планету около трёх тысяч лет. Их принимали десятки поколений диспетчеров.
Сигналы из космоса приходили с большим опозданием, а самые последние не достигли Земли. Это значило, что корабли почти вплотную приблизились к мёртвой звезде и их сигналы, как и свет далёких звёзд, метеоры, газовые облака, провалились в дыру.
Позже, когда корабли ушли в открытый космос, связь возобновилась.
Три тысячелетия диспетчеры видели на экранах одни и те же лица пассажиров и команд. Этих людей можно было бы назвать бессмертными с точки зрения землян, но бессмертия, как известно, нет. Люди в кораблях ничуть не менялись потому, что их время бесконечно замедлилось и растянулось, почти остановилось, и они прожили там всего несколько часов. Но за эти часы пассажиры «Виктории» и «Альфы» узнали о Вселенной больше, чем многие поколения землян.
Вопросы и задания к тексту
1.Что случилось с космическими кораблями?
пролетели мимо
попали в притяжение
попали в туманность
2. Почему сигналы с космических кораблей приходили с большим опозданием?
3. Предположи, что могли узнать о Вселенной пассажиры кораблей.
Планета с нетерпением ждала возвращения из космоса старинных кораблей. Первые минуты сеанса связи были очень радостными: ребята увидели родителей, а родители – своих детей. Родительский День начался! Во весь экран – такие знакомые, близкие лица, глаза, улыбки. Град вопросов и ответов впопад и невпопад. Несколько минут потребовалось для того, чтобы убедиться: в Ближнем и Конечном Космосе целый год прошёл нормально, все живы и здоровы, дети немного выросли, поумнели, повзрослели у каждого из них свои успехи.
– А когда мы наконец будем вместе? – строго спросила Алька свою мать. – Не знаю, – ответила астроном Фролова. – Надеюсь, через несколько часов. Ты меня понимаешь? – Понимаю... – Сейчас не это самое существенное, Алька, – улыбнулась мать, заметив, как Алька прикусила губу. – Мы отключаемся от вас, но следуем за вами. Смотри Землю и всё запоминай. Ты проживёшь самые важные минуты в своей жизни.
– Ты хочешь сказать, что я никогда больше не увижу наш класс? – почти вскрикнула Алька. – И Наташу, и Верочку, и Кирку Селезнёву? – Ты их увидишь, – ответила Фролова, и твёрдые складки обозначились в углах её губ. – Они проживут счастливую жизнь, как и все, кого мы знаем. Главное – не забыть их... Космос даёт свои уроки. Постарайся понять их, хотя у тебя и каникулы. – Постараюсь... – всхлипнула Алька. – Ты увидишь прошлое и будущее почти одновременно. Не бойся, моя девочка. Выше нос, улыбнись Земле! И «Альфа» отключилась от «Виктории». Теперь они сидели втроём в креслах – Алька, Олег, Карен. Совсем рядом, плечом к плечу. И не отрываясь смотрели на экран.
Пап замер за спинами ребят. – Говорит Земля! Говорит Земля! – раздался громкий дикторский голос. – Смотрите и слушайте нас, «Виктория» и «Альфа»! Знакомый с детства глобус Земли медленно вращается перед глазами, показывая проступающие сквозь облака материки и океаны. Глобус окружён бездонным космосом с неподвижными звёздами, и в уголке экрана вспыхивает дата этой необычной передачи с Земли – середина третьего тысячелетия. Меньше секунды светится дата на экране, а дальше числа начинают стремительно увеличиваться, и глаз не успевает фиксировать их быстрый бег. Голоса больше не слышно, радист «Виктории» отключил его, потому что все звуки слились в непривычное гудение. Кадры, которые показывал экран, можно было назвать мгновенными фотографиями. Они мелькали очень быстро, требовали предельного внимания.
Сначала ребята увидели классную комнату со взрослыми людьми за партами, которые махали в объектив руками. Конечно, ни Наташу, ни Верочку, ни Кирку Селезнёву в этой группе взрослых, собравшихся по традиции в своём классе, Алька не нашла, но почти одновременно с мальчишками узнала седого весёлого старика и огорчилась: неужели это Николай Семенович Лукин, директор их школы? Только сейчас, увидев Николая Семёновича на кафедре в мантии почётного академика старейшей в Европе академии, поняли ребята, что детство, школа, одноклассники безвозвратно ушли в прошлое. Но они ещё не осознали, что кадры на экране настоящие, кадры из жизни, а не из фильма, не почувствовали глубоко и остро, как ценна каждая минута в быстротекущей жизни человека. Минута – и начались прожитые людьми годы, десятилетия, столетия. Ребята и штурман смотрели эти кадры с вниманием и волнением. Они наблюдали города будущего, устремлённые под самые облака или опущенные на океанское дно, и жителей тех городов в непривычной, часто меняющейся одежде, в зависимости от того, где были эти люди: в рабочих помещениях или квартирах, в транспорте или на отдыхе.
Всё было интересно, словно ты сам ходил по многоярусным мостам или летал как птица с вышины одного зелёного дерева на другое... Вознеслась на экране древняя башня, и Пап пояснил, что это восстановлена Вавилонская башня. За городом небо вспыхнуло в весёлой пляске огней, создавших разные картины, и Пап высказал предположение о новейшей живописи. А многие другие многоярусные строения Пап не смог определить. Тысячи и тысячи разных лиц землян видели ребята, – все они были прекрасны. Проходили на Земле столетия, сменялись эпохи, развивалась цивилизация, но люди помнили о потерянных в космосе кораблях. Они подбадривали попавших в беду товарищей, приветствовали их энергичными жестами, улыбались им. – Спасибо вам! – сказал негромко Карен, и его «спасибо» услышала с телеэкранов вся планета. Два простых слова, произнесённые десятилетним мальчиком, оторванным надолго от родной планеты, вошли во все учебники космонавтики. Это и был последний сигнал с «Виктории», принятый Землёй перед возвращением кораблей.
Вопросы и задания к тексту
Какой ребята увидели Землю?
• С каким чувством ребята смотрели кадры из человеческой жизни?
• Какие слова вошли во все учебники космонавтики? Почему? • Что ты думаешь о нашей Вселенной?
Проверь, правильно ли ученики составили план к тексту. Что бы ты изменил?