Просмотр содержимого документа
«Урок по математике по теме: "Обратные простые задачи на зависимость между скоростью, расстоянием, временем"»
Предмет: математика дата: 9.11.18г
Учитель: Илюшкина Е.А.
4 класс
Тема: Обратные простые задачи на зависимость между скоростью, временем и расстоянием
Цель: продолжить учить решать простые, обратные задачи на движение.
Задачи:
Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.
Повторить формулы нахождения скорости, времени, расстояния.
Отрабатывать вычислительные навыки, обучать детей работе над составлением краткой записи при решении задач.
Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.
Оборудование: учебник, карточки
Ход урока
1 Организационный момент
Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математике за новыми знаниями.
- Какие слова с таким же смыслом мы можем подобрать к слову путешествие? (путь, дорога)
2. Актуализация знаний
- Оформление тетради, чистописание - 123
- Что вы должны сделать вначале пути? (повторить)
- Давайте начнем с математического диктанта.
- Я буду читать задачи, а вы будете устно их решать, а в тетради записывать только ответ.
1. У Маши дорога в школу занимает 13 минут, а у Алины в 3 раза больше. Сколько времени идет в школу Алина?(39 мин)
2. Ребята прошли 14 км в первый день путешествия, а во второй в 2 раза меньше. Какое расстояние во второй день? (14:2=7км)
3. Стороны прямоугольника 4см и 3 см. Чему равна площадь прямоугольника?(12 см2)
4. Сторона квадрата равна 6см, чему равен периметр квадрата? (24 см)
- А теперь проверяем.
- Что общего у чисел этого ряда?(именованные числа, мерки)
- Разбейте эти числа на группы
(39 мин - единицы времени
7 км – единицы длины
12 кв. см - результат нахождения площади)
24 см – результат нахождения периметра
- Какой формулой вы пользовались для нахождения площади прямоугольника? периметра?
S=a*b, Р=а*4
3. Создание проблемной ситуации.
- А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберите: велосипед или автомобиль?( автомобиль)
- Почему?(т.к. движется быстрее, с большей скоростью)
- Значит что мы будем сравнивать при выборе транспорта?(скорость движения)
- А определить скорость можно?( в машинах есть спидометр).
- Если мы будем двигаться с большей скоростью – это сократит (время), и увеличит ( пройденное расстояние).
- Определите пожалуйста тему нашего урока.
- Какие цели поставим перед собой: чему научимся, что повторим.
- При решении чего мы с вами используем величины: скорость, время, расстояние?
- Сообщение темы учителем
- Какие задачи мы называем простые? обратные?
4. Работа по теме.
Давайте решим задачи. Возьмите карточки на вашем столе и прочитайте первую задачу.
1.Мише до школы идти 640 метров, а Кириллу 580 метров.
Кто ближе живёт?
Кто быстрее дойдёт до школы?
(Ближе живёт Кирилл)
- А можно ответить на 2-ой вопрос? ( нет).
- Почему?(т.к. не знаем сколько времени тратят на дорогу мальчики, а знаем только расстояние).
2. Марина идёт 10 минут до школы, а Оля идёт 12 мин.
Кто тратит больше времени на дорогу?
Кто быстрее идёт?
(Оля тратит больше времени на дорогу).
- Можно ответить на 2-ой вопрос? (нет так как не знаем какое расстояние они проходят до школы)
- Какая величина характеризует быстроту движения? ( скорость )
Скорость – это расстояние, пройденное в единицу времени. v=s:t
- Вспомним формулы нахождения времени и расстояния s = v* t , t =s: v
- Теперь решим еще одну задачу
3. Миша в своем классе пробежал 80 метров за 20 секунд на соревнованиях, а Игорь 45 м за 15 секунд. Каждый считает, что он лучший спортсмен. Игорь говорит, что затратил меньше времени, а Миша говорит, что он прошел большее расстояние. Кто, по вашему мнению, пробежал быстрее?
- Что должны найти в этой задаче?(скорость)
- Что известно в этой задаче?(длина и время)
- Попробуйте разрешить спор и запишите имя мальчика, который бежал быстрее
80:20= 4м\сек
45:15 =3 м\сек
6. Первичное закрепление: с. 81 № 2
1) s-90 км t-2ч t -2 ч
v- 45км\ч v-45км\ч s -90км
t -? S-? V-?
90:45=2 ч 2*45=90км 90:2=45км\ч
2) (б) 270:90=3ч 3*90=270 км 270:3=90 км\ч
7. Физминутка – задание выполняете молча, без всяких движений друг другу: построится в колонну, встать в 3 круга, взяться за руки парами, построится в шеренгу по росту.
8. Закрепление изученного материала
Откройте учебник на стр.82 № 6 (1 – 2 столбик)
9. Индивидуальная работа по карточкам
Карточка №4
Всадник 36км проехал за 3 часа. С какой скоростью двигался всадник?
Карточка №1
Теплоход прошёл расстояние 120км за 6 часов. С какой скоростью двигался теплоход?
Карточка №2
Велосипедист проехал 36км за 3 часа. С какой скоростью ехал велосипедист?
Карточка №3
От города до поселка 120 км, автобус проезжает этот путь за 2 часа. С какой скоростью едет автобус?