kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей начальных классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 – го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе планируемых результатов начального основного общего образования,примерной программы по учебным предметам (Начальная школа. Русский язык), авторской программы по русскому языку (В.П.Канакиной, Горецкого В.Г.).


Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (для 1-4 классов).

  3. Приказ министерства образования РФ от 20 августа 2008 года N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"(для 1-4 классов).

  4. Санитарно-эпидемиологические нормы и правила СанПиН 2.4.2.2821-10 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.,регистрационный № 23290.

  5. Приказ № 535  Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. N 734
    "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015".

  7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 3-е изд., перераб. – М. Просвещение,2010.

  8. Программа по русскому языку, 3кл. для базового уровня ( В.П.Канакина, Горецкий В.Г.).

Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка во 3 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год. В связи с тем, что уроки по предмету, в соответствии с расписанием, выпали на праздничные дни (5 ноября, 23 февраля, 8, марта, 1, 2, 3, 9, 10 мая) рабочая программа составлена на 163 часа за счет уплотнения тем «Повторение».



Цель программы: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основные задачи курса:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса «Русский язык» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Русский язык»:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, предлог;

  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

  • слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вче­ра, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, кварти­ра, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, ком­ната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, мет­ро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, со­вет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, чет­верг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

 Уметь:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;

  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

  • изменять имена существительные по числам;

  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

  • устанавливать по вопросам связь между словами в предло­жении, вычленять словосочетания;

  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

  • производить синтаксический разбор предложений: опреде­лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

  • интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

  • определять тему и основную мысль текста;

  • делить текст на части, соблюдать красную строку;

  • устанавливать связь между частями текста;

  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

  • распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

  • составлять устный ответ-рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

  • работы со словарём (алфавит);

  • соблюдения орфоэпических норм;

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).


Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Предметное содержание

Язык и речь. Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст. Предложение. Словосочетание. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

Состав слова. Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых час­тях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюде­ния над изменением формы слова с помощью окончаний и обра­зованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во), с- (со-), вы-, пере-

Правописание частей слова. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание пар­ных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непрове­ряемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Части речи. Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопро­сы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нари­цательные. Заглавная буква в собственных именах существитель­ных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существитель­ных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро­сы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и про­тивоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в пред­ложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовер­шенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (ан­тонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выра­жения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Повторение. Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

1

Язык и речь.

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14ч

3

Слово в языке и речи.

19ч

4

Состав слова.

16ч

5

Правописание частей слова.

29ч

6

Части речи:

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Глагол

76ч

31ч

18ч

21ч

7

Повторение.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Вид контроля

Язык и речь (2 ч)

1

3.09.

Наша речь. Виды речи.

Текущий. Фронтальный опрос

2

4.09.

Наш язык.

Текущий.Фронтальный опрос.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

3

5.09.

Текст. Типы текстов

Текущий.Фронтальный опрос.

4

6.09.

Текст.

Текущий. Фронтальный опрос.

5

7.09.

Предложение.

Текущий. Фронтальный опрос

6

10.09.

Виды предложения по цели высказывания.

Текущий.Фронтальный опрос

7

11.09.

Виды предложения по интонации.

Текущий. Фронтальный опрос

8

12.09.

Предложения с обращениями.

Текущий. Фронтальный опрос

9

13.09.

Обучающее изложение «Путешественница»

Текущий. Развитие речи

10

14.09.

Главные и второстепенные члены предложения.

Текущий.Фронтальный опрос

11

17.09.

Главные и второстепенные члены предложения.

Текущий.Фронтальный опрос.

12

18.09.

Простое и сложное предложение.

Текущий. Фронтальный опрос

13

19.09.

Простое и сложное предложение.

Текущий.Фронтальный опрос

14

20.09.

Словосочетание.

Текущий.Фронтальный опрос

15

21.09.

Словосочетание.

Текущий. Фронтальный опрос

16

24.09.

Контрольный диктант «Осенью».

Тематический. Контрольный диктант

Слово в языке и речи (19 ч)

17

25.09.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Текущий.Фронтальный опрос

18

26.09.

Синонимы и антонимы.

Текущий. Фронтальный опрос

19

27.09.

Омонимы.

Текущий. Фронтальный опрос

20

28.09.

Слово и словосочетание.

Текущий Индивидуальный опрос

21

1.10.

Фразеологизмы.

Текущий. Индивидуальный опрос

22

2.10.

Обучающее изложение «Елочка».

Тематический. Развитие речи

23

3.10.

Входная (диагностическая) контрольная работа(диктант)

Диагностический диктант

24

4.10.

Части речи.

Имя существительное.

Текущий.Фронтальный опрос

25

5.10.

Входная (диагностическая) контрольная работа (тест).

Диагностическийтест

26

8.10.

Имя прилагательное.

Текущий. Фронтальный опрос.

27

9.10.

Глагол.

Текущий. Фронтальный опрос.

28

10.10.

Что такое имя числительное?

Текущий. Фронтальный опрос

29

11.10.

Однокоренные слова.

Текущий. Фронтальный опрос.

30

12.10.

Звуки и буквы. Гласные звуки.

Текущий. Индивидуальный опрос

31

15.10.

Звуки и буквы. Согласные звуки.

Текущий. Индивидуальный опрос

32

16.10.

Контрольный диктант «Прощание с осенью»

Тематический. Контрольный диктант

33

17.10.

Контрольное списывание.

Тематический. Развитие речи

34

18.10.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

Тематический. Словарный диктант

35

19.10.

Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»

Текущий.

Совместная деятельность учащихся

36

22.10.

Обобщение и закрепление изученного. Контрольный словарный диктант.

Тематический. Контрольный диктант

Состав слова (16 ч)

37

23.10.

Что такое корень слова?

Текущий. Фронтальный опрос

38

24.10.

Как найти в слове корень?

Текущий. Фронтальный опрос

39

25.10.

Сложные слова.

Текущий. Фронтальный опрос

40

26.10.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Текущий. Фронтальный опрос

41

6.11.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Текущий. Фронтальный опрос

42

7.11.

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Текущий. Фронтальный опрос

43

8.11.

Значения приставок


Текущий. Фронтальный опрос

44

9.11.

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Текущий. Фронтальный опрос

45

12.11.

Значение суффиксов.


Текущий. Фронтальный опрос

46

13.11.

Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова "В голубом просторе"

Текущий. Развитие речи

47

14.11.

Что такое основа слова?

Текущий. Фронтальный опрос

48

15.11.

Обобщение знаний о составе слова

Текущий. Фронтальный опрос

49

16.11.

Контрольный диктант «Зимой»

Тематический. Контрольный диктант

50

19.11.

Проверочная работа по теме «Состав слова»

Тематический.

Проверочная работа

51

20.11.

Обучающее изложение «Скворушка»

Текущий. Развитие речи

52

21.11.

Проект «Семьяслов».

Текущий. Совместная деятельность учащихся

Правописание частей слова (29ч)

53

22.11.

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Текущий. Фронтальный опрос

54

23.11.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Текущий. Фронтальный опрос

55

26.11.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Текущий. Фронтальный опрос

56

27.11.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Текущий. Фронтальный опрос

57

28.11.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Текущий. Фронтальный опрос

58

29.11.

Проверка слов с парными согласными в корне.

Текущий. Фронтальный опрос

59

30.11.

Проверка слов с парными согласными в корне.

Текущий. Фронтальный опрос

60

3.12.

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

Текущий. Фронтальный опрос

61

4.12.

Обучающее изложение «Клесты»

Текущий. Развитие речи

62

5.12.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Текущий. Фронтальный опрос

63

6.12.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Текущий. Фронтальный опрос

64

7.12.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Текущий. Фронтальный опрос

65

10.12.

Правописание слов с удвоенными согласными

Текущий. Фронтальный опрос

66

11.12.

Правописание слов с удвоенными согласными

Текущий. Фронтальный опрос

67

12.12.

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

Текущий. Составление рассказа

68

13.12.

Контрольный диктант «Снеговик»

Тематический. Контрольный диктант.

69

14.12.

Правописание суффиксов и приставок.

Текущий. Фронтальный опрос

70

17.12.

Правописание суффиксов и приставок.

Текущий. Фронтальный опрос

71

18.12.

Правописание суффиксов и приставок

Текущий. Фронтальный опрос

72

19.12.

Правописание суффиксов и приставок

Текущий. Фронтальный опрос

73

20.12.

Контрольный диктант «Гостья»

Тематический. Контрольный диктант

74

21.12.

Правописание приставок и предлогов.

Контрольный словарный диктант.

Текущий. Фронтальный опрос

75

24.12.

Правописание приставок и предлогов.

Текущий. Фронтальный опрос

76

25.12.

Обучающее изложение «Скворец - музыкант»

Текущий. Развитие речи

77

26.12.

Проект

«Составляем орфографический словарь».

Текущий. Совместная деятельность учащихся

78

9.01.

Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком.

Текущий. Фронтальный опрос

79

10.01.

Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком.

Текущий. Фронтальный опрос

80

11.01.

Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком.

Текущий. Фронтальный опрос

81

14.01.

Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком.

Текущий. Фронтальный опрос

Части речи (76ч)

82

15.01.

Части речи.

Текущий. Фронтальный опрос

Части речи (76ч)

Имя существительное (31ч)

83

16.01.

Имя существительное и его роль в речи.

Текущий. Фронтальный опрос

84

17.01.

Значение и употребление имен существительных в речи

Текущий. Фронтальный опрос

85

18.01.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Текущий. Фронтальный опрос

86

21.01.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Текущий. Фронтальный опрос

87

22.01.

Обучающее изложение «Горностай»

Текущий. Развитие речи

88

23.01.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Текущий. Фронтальный опрос

89

24.01.

Проект "Тайны имен"


Текущий.

Совместная деятельность учащихся

90

25.01.

Число имен существительных.

Текущий. Фронтальный опрос

91

28.01.

Число имен существительных.


Текущий. Фронтальный опрос

92

29.01.

Род имён существительных.

Текущий. Фронтальный опрос

93

30.01.

Род имён существительных

Текущий. Фронтальный опрос

94

31.01.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Текущий. Фронтальный опрос

95

1.02.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Текущий. Фронтальный опрос

96

4.02.

Обучающее изложение «Добро за добро»

Текущий. Развитие речи

97

5.02.

Контрольный диктант «Друзья»

Тематический. Контрольный диктант

98

6.02.

Склонение имён существительных.

Текущий. Фронтальный опрос

99

7.02.

Падеж имён существительных.

Текущий. Фронтальный опрос

100

8.02.

Упражнения в определении падежей

Текущий. Фронтальный опрос

101

11.02.

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Текущий. Развитие речи

102

12.02.

Именительный падеж имен существительных.

Текущий. Фронтальный опрос

103

13.02.

Родительный падеж имен существительных.

Текущий. Фронтальный опрос

104

14.02.

Дательный падеж имен существительных.


Текущий. Фронтальный опрос

105

15.02.

Винительный падеж имен существительных.

Текущий. Фронтальный опрос

106

18.02.

Творительный падеж имен существительных.

Текущий. Фронтальный опрос

107

19.02.

Предложный падеж имен существительных.

Текущий. Фронтальный опрос

108

20.02.

Обучающее изложение «Кот – сторож»

Текущий. Развитие речи

109

21.02.

Все падежи.

Текущий. Фронтальный опрос

110

22.02.

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

Тематический. Проверочная работа

111

25.02.

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Текущий. Развитие речи

112

26.02.

Контрольный диктант «Летучая мышь»

Тематический. Контрольный диктант

113

27.02.

Проект «Зимняя страничка».

Текущий.

Совместная деятельность учащихся

Имя прилагательное (18ч)

114

28.02.

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Текущий. Фронтальный опрос

115

1.03.

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Текущий. Фронтальный опрос

116

4.03.

Роль имен прилагательных в тексте.

Текущий. Фронтальный опрос

117

5.03.

Текст-описание.

Текущий. Развитие речи

118

6.03.

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Текущий. Развитие речи

119

7.03.

Род имен прилагательных.

Текущий. Фронтальный опрос

120

11.03.

Изменение имён прилагательных по родам.

Текущий. Фронтальный опрос

121

12.03.

Изменение имён прилагательных по родам.

Контрольный словарный диктант.

Текущий. Фронтальный опрос

122

13.03.

Число имен прилагательных.

Текущий. Фронтальный опрос

123

14.03.

Число имен прилагательных.

Текущий. Фронтальный опрос

124

15.03.

Изменение имён прилагательных по падежам.

Текущий. Фронтальный опрос

125

18.03.

Изменение имён прилагательных по падежам

Текущий. Фронтальный опрос

126

19.03.

Контрольный диктант «Весна»

Текущий. Фронтальный опрос

127

20.03.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Текущий. Фронтальный опрос

128

21.03.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Текущий. Развитие речи

129

22.03.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Тематический. Проверочная работа

130

1.04.

Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

Тематический. Контрольный диктант

131

2.04.

Проект «Имена прилагательные в загадках».

Текущий. Совместная деятельность учащихся

Местоимение (5ч)

132

3.04.

Личные местоимения.

Текущий. Фронтальный опрос

133

4.04.

Изменение личных местоимений по родам.

Текущий. Фронтальный опрос

134

5.04.

Местоимение.

Текущий. Фронтальный опрос

135

8.04.

Проверочная работа по теме «Местоимение»

Тематический. Проверочная работа.

136

9.04.

Обучающее изложение «Кошкин выкормыш»

Текущий. Развитие речи

Глагол (21ч)

137

10.04.

Значение и употребление глаголов в речи.

Текущий. Фронтальный опрос

138

11.04.

Значение и употребление глаголов в речи.

Текущий. Фронтальный опрос

139

12.04.

Значение и употребление глаголов в речи.

Текущий. Фронтальный опрос

140

15.04.

Неопределенная форма глагола.

Текущий. Фронтальный опрос

141

16.04.

Неопределенная форма глагола

Текущий. Фронтальный опрос

142

17.04.

Число глаголов.

Текущий. Фронтальный опрос

143

18.04.

Число глаголов

Текущий. Фронтальный опрос

144

19.04.

Времена глаголов.

Текущий. Фронтальный опрос

145

22.04.

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

Текущий. Фронтальный опрос

146

23.04.

Изменение глаголов по временам.

Текущий. Фронтальный опрос

147

24.04.

Изменение глаголов по временам.

Текущий. Фронтальный опрос

148

25.04.

Обучающее изложение «Лось»

Текущий. Развитие речи

149

26.04.

Род глаголов в прошедшем времени.

Текущий. Фронтальный опрос

150

29.04.

Род глаголов в прошедшем времени.

Текущий. Фронтальный опрос

151

30.04.

Правописание частицы нес глаголами.

Текущий. Фронтальный опрос

152

6.05.

Правописание частицы нес глаголами.

Текущий. Фронтальный опрос

153

7.05.

Обобщение знаний о глаголе.

Текущий. Фронтальный опрос

154

8.05.

Обобщение знаний о глаголе.

Текущий. Фронтальный опрос

155

13.05.

Обобщение знаний о глаголе. Контрольный словарный диктант.

Текущий. Фронтальный опрос

156

14.05.

Проверочная работа по теме «Глагол»

Тематический. Проверочная работа

156

15.05.

Годовой контрольный диктант

Итоговый. Контрольный диктант

Повторение (7 ч)

157

16.05.

Обобщение и систематизация изученного о частях речи

Текущий. Фронтальный опрос

158

17.05.

Обобщение и систематизация изученного о частях речи

Текущий. Фронтальный опрос

159

20.05.

Обучающее изложение «Соловушка»

Текущий. Развитие речи

160

21.05.

Обобщение изученного о слове, предложении

Текущий. Фронтальный опрос

161

22.05.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Текущий. Фронтальный опрос

162

23.05.

Правописание приставок и предлогов.

Текущий. Фронтальный опрос

163

24.05.

Правописание безударных гласных.

Текущий. Фронтальный опрос

Учебно-методическое обеспечение

1. Учебник «Русский язык», 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. /В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – 7-е изд. – М.: Просвещение,2017.

2. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. УМК "Школа России". ФГОС

3.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Автор: Чурекова Виктория Владимировна

Дата: 18.11.2018

Номер свидетельства: 486284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "УМК Школа России.Рабочая программа. Русский язык. 4класс."
    ["seo_title"] => string(58) "umk_shkola_rossii_rabochaia_programma_russkii_iazyk_4klass"
    ["file_id"] => string(6) "608875"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1654370168"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "« Работа над орфограммами на основе алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе »"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_orfogrammami_na_osnove_algoritmov_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_nachal"
    ["file_id"] => string(6) "547875"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587723296"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа. Русский язык."
    ["seo_title"] => string(31) "rabochaiaproghrammarusskiiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "302894"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457341268"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа  "Русский язык"  1 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "321373"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461262749"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "236491"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444070851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства