Рабочая программа для 5 класса по чтению в школе I и II вида.
Рабочая программа для 5 класса по чтению в школе I и II вида.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Приказа Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования",
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (слабослышащих и позднооглохших обучающихся детей),
3. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений (ПРИКАЗ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п),
Программа может быть интересна для учителей и воспитателей, работающих с глухими и слабослышащими детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Приказа Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования",
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (слабослышащих и позднооглохших обучающихся детей),
3. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений (ПРИКАЗ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п),
4. Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, начального общего, среднего общего образования".
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
Назарова Л.П., Миронова А.Е. Книга для чтения. Учебник для 4 класса школы слабослышащих (2 отделение).- М.: Просвещение, 1999.
Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.
Задачами обучения чтению являются: дальнейшее совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно-этических чувств и художественного вкуса; развитие умения работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.
На выполнение этих задач направлена целевая методическая установка — формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека.
Коррекционные задачи:
- стимулировать овладение детьми словесной речью, всеми её сторонами – произносительной, лексической, грамматической, семантической в условиях использования остаточного слуха;
- вести работу над разговорной и связной речью, над развитием мыслительных способностей, коррекцией психических процессов: памяти, воображения, внимания.
Основное содержание.
Содержание программного материала по чтению представлено главным образом произведениями русской и современной художественной и научно-популярной литературы, устного народного творчества. Программа по чтению для каждого класса включает разделы:
1. Умения и навыки чтения, работа над текстом и связной речью.
2. Внеклассное чтение.
В основу построения классного чтения положен тематический принцип. Тематический перечень в обобщенном обозначении включает разделы:
Устное народное творчество.
Русские писатели – детям.
Красота русской природы.
Современники нашего века – детям
О братьях наших меньших
Зарубежные писатели – детям
Навыки чтения. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с использованием основных средств выразительности (пауз, логических ударений, тона и темпа чтения), с помощью которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста и свое отношение к его содержанию. Темп чтения незнакомого текста — 70—80 слов в минуту.
Работа над текстом. Установление последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событии, подкрепление правильного ответа на вопрос выборочным чтением. Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение смысла всего произведения в целом.
Составление плана прочитанного и краткая передача его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.
Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций, помещенных в учебнике.
Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школьного коллектива. Использование в рассказе и при воспроизведении текста синонимов, образных слов и выражений, соответствующих типов предложений и нужной интонации.
Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; оценка их поступков (с помощью учителя).
Внимательное отношение к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем. Совершенствование звуковой культуры речи, овладение литературным произношением слов. Практическое знакомство с некоторыми особенностями жанров художественных произведений: сказка (элемент чудесного, фантастического), басня (действующие лица басни, подразумеваемый смысл — аллегория, нравоучение — мораль), стихотворение (созвучие окончания строк — рифма, чередование ударных и безударных слогов — ритм).
Ориентировка в учебной книге. Самостоятельное нахождение произведения по его названию в оглавлении. Отыскивание в учебной книге произведений одного и того же автора, произведений, близких по тематике. Самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту.
Внеклассное чтение
Круг чтения, или учебный материал. Русская и зарубежная детская художественная и научно-художественная книга объемом от 18 до 150 страниц (свыше 150 страниц могут быть только книги-сборники отдельных коротких произведений). Детские журналы и газеты по выбору учителя.
Работа с детской книгой (знания, умения, навыки). Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие (аннотация), послесловие. Умение определять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам. Умения ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов, выбить книгу по теме урока внеклассного чтения, характеризовать ее в целом; прочитать за неделю произведение объемом 10—12 страна (в первом полугодии) и 20—25 страниц (к концу второго полугодия), подготовиться к ответу по прочитанному, пользуясь рекомендациями учителя; правильно назвать книгу или произведение и памяти и воспроизвести содержание прочитанного, опираясь на вопросы учителя. Знание 2—3 книг каждого из писателей, с которыми знакомились на уроке внеклассного чтения.
Закрепление читательских навыков, связанных с работой над и текстом, особенно умения выделить законченную по смыслу часть (эпизод) текста и передать ее, воспользовавшись любым освоенным видом пересказа.
Формирование умения пользоваться рекомендательным списком и тематической картотекой.
Знакомство с новыми видами литературных игр и формирование интереса к занятиям литературными играми во внеурочное время.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
К концу V класса учащиеся должны уметь:
- различать элементы книги: титульный лист, оглавление, предисловие (аннотацию), послесловие;
- характеризовать 2-3 книги из писателей, с которыми познакомились на уроках внеклассного чтения.
- правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами;
- устанавливать последовательность действия в произведении, осмысливать взаимодействие описываемых в нем событий, подкрепляя правильным ответом на вопрос выборочным чтением;
- самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части, выделяя в них главное, определяя смысл всего произведения в целом;
- составлять план прочитанного и кратко передавать содержание с помощью учителя;
- словесно рисовать картины к художественным текстам;
- подробно и выборочно пересказывать прочитанное с использованием устного рисования и использования иллюстраций к тексту;
- составлять рассказ по собственным наблюдениям из школьной жизни, с использованием в рассказах синонимов, образных выражений;
- самостоятельно находить произведение по его названию в оглавлении;
- отыскивать произведение в книге одного и того же автора, произведение близкие по тематике;
- самостоятельно пользоваться заданиями к тексту;
- определять примерное содержание книги по ее элементам;
- выбирать книгу по теме урока внеклассного чтения, характеризовать ее в целом;
- прочитать за неделю произведение объемом (10-12 стр. – 1 полугодие; 20-25стр. – 2 полугодие);
- подготовится к ответу о прочитанном, пользоваться рекомендациями учителя правильно называть книгу или произведение по памяти и воспроизвести содержание прочитанного, опираясь на вопросы учителя;
- выделять законченную по смыслу часть текста и передать ее любым из освоенных видов пересказа;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению, соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте предложения, соответствующие им;
- делить текст на части, озаглавливать их, выделять основную мысль, прочитанного;
- наблюдать за художественными особенностями текста, его изобразительно-выразительными средствами, эпитетами, сравнениями, метафорами.
Тематический словарь.
Встреча, прощание, близкий друг, близкая подруга, прохожий, просыпаться, будить, обращаться …бережно и аккуратно, перевели, покрылись, сложное (простое, придаточное) предложение, уравнение, обитают, источник света и тепла, совершает полный оборот, правила личной гигиены.
Моросящий, зарядит сыпать, (не) переставать, становится скучно (весело), слякоть, свинцовое, тяжёлое, моросит, холодный, нудный, в конце концов, наконец, утихать, зато, вместо, замелькало, оставил след.
Жители, норы и гнёзда, строят, сидеть без дела, с утра до ночи, наводят порядок, хватают и несут, не ломай, не разоряй, муравейник.
Транспорт, наземный, воздушный, водный, военный, пассажирский, пассажир, корабль, подводная лодка, линкор, крейсер, миноносец, теплоход, катер, лодка, яхта, танкер, буксир, ледокол, кататься, плавать, я катался (не катался), добираться, я добираюсь.
Встреча, прощание, близкий друг, близкая подруга, прохожий, просыпаться, будить, обращаться бережно и аккуратно, перевели, покрылись, сложное (простое, придаточное) предложение, уравнение, обитают, источник света и тепла, совершает полный оборот, правила личной гигиены.
Сообщение, космический корабль, на борту, поднялся в космос, облетел вокруг, земной шар, человечество, совершил подвиг, прославил, освоение космоса, длительная работа, станция, космические аппараты исследуют, планеты.
Трудиться, работать, помещение, инструменты, изготавливать, столярная, слесарная, швейная мастерская, пилить, строгать, завинчивать, шить, своё дело, поручение, выполнять, бережно и аккуратно, физорг, спортивные игры, помощник, оформитель, обозреватель, санитар, ухаживать, цветовод, профессия.
Друг другу, радостные, тяжёлые минуты жизни, поболтать, остаётся … на всю жизнь, друг – … правая рука, обзывать, унижать, пословицы, удача, верные дружки, час веселья (безделья), подвести, делить радость (горе).
Фашизм, тяжёлая цена, добились победы, ранены, сожжены, разорены, разрушенные, ещё краше, проявили героизм и мужество, присваивалось почётное звание, вручалась высшая награда, изображалась, героические дни обороны, монументы, памятные знаки, годовщина, гитлеровская Германия, одержал победу,
Формы организации учебной деятельности
Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая (парная форма учебной работы, кооперативно-групповая учебная деятельность, дифференцированно -групповая, индивидуально-групповая форма)
Календарно – тематическое планирование.
№ урока
Тема
Кол-во часов
Дата проведе-
ния
Дата по факту
1 четверть (27 ч)
Устное народное творчество
9
1
1
Русские народные песни
1
2.09
2
2
Потешки. Считалки
1
5.09
3 - 4
3 - 4
Пословицы и поговорки
2
6.09
9.09
5
5
Загадки
1
12.09
6
6
Сказка «Петушок — золотой гребешок»
1
13.09
7
7
Сказки «Лиса и кувшин», «Мороз, Солнце и Ветер»
1
16.09
8 - 9
8 - 9
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Обобщение темы «Устное народное творчество»
2
19.09
20.09
Русские писатели – детям
18
10
10
Пушкин. Осень (Отрывок)
1
23.09
11
11
А.С. Пушкин. Гонимы вешними ручьями.
1
26.09
12-13
12-13
А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
2
27.09
30.09
14
14
К. Д. Ушинский. Дети в роще
1
3.10
15
15
К. Д. Ушинский. Умей обождать
1
4.10
16
16
В. А. Жуковский. Котик и козлик. Птичка
1
7.10
17
17
М. Ю. Лермонтов. Казачья колыбельная песня
1
10.10
18
18
А. Н. Плещеев. Шаловливые ручонки
1
11.10
19
19
А. Н. Плещеев. Скучная картина!
1
14.10
20
20
В. И. Даль. Война грибов с ягодами (Сказка)
1
17.10
21
21
И. А. Крылов. Лебедь, Щука и Рак
1
18.10
22
22
И. А. Крылов. Зеркало и Обезьяна
1
21.10
23
23
И. А. Крылов. Кукушка и Петух
1
24.10
24
24
Л. Н. Толстой. Булька (Рассказ офицера)
1
25.10
25
25
Л. Н. Толстой. Зайцы
1
28.10
26-27
26-27
В. Г. Короленко. Слепой музыкант (Отрывок) Обобщение темы «Русские писатели – детям»
2
7.11
8.11
2 четверть (21 ч)
Красота русской природы
21
28
1
Ф. И. Тютчев. Есть в осени первоначальной
1
11.11
29
2
Ф. И. Тютчев. Весенние воды
1
14.11
30
3
А. Н. Майков. Летний дождь
1
15.11
31
4
А. А. Фет. Я пришёл к тебе с приветом
1
18.11
32
5
А. А. Фет. Печальная берёза
1
21.11
33
6
И. 3. Суриков. В ночном
1
22.11
34
7
А. К. Толстой. Осень. Колокольчики мои, цветики степные
1
25.11
35
8
И. С. Тургенев. Лес и степь (Отрывок)
1
28.11
36
9
И. А. Бунин. Ночью в полях, под напевы метели
1
29.11
37
10
С. А. Есенин. Ночь. С добрым утром!
1
2.12
38
11
К. Г. Паустовский. Прощание с летом
1
5.12
39
12
М. М. Пришвин. Зарастающая поляна
1
6.12
40
13
М. М. Пришвин. Матушка-сыроежка
1
9.12
41
14
А. Т. Твардовский. Лес осенью
1
12.12
42
15
Г. Н. Троепольский. Белый Бим Чёрное Ухо (Отрывок)
1
13.12
43
16
А. Спирин. Зимние приметы
1
16.12
44
17
В. Иванов. Брянский лес
1
19.12
45
18
Б. Павлов. Снежки
1
20.12
46
19
В. Архангельский. Зелёная тучка
1
23.12
В. Архангельский. Зелёная тучка
47
20
А. В. Дорохов. Синие тени
1
26.12
48
21
С. Воронин. Летом
Обобщение темы «Красота русской природы»
1
27.12
3 четверть (30 ч)
Современники нашего века – детям
15
49
1
В. В. Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
1
50-51
2-3
К. И. Чуковский. Федорино горе
2
52
4
К. И. Чуковский. Доктор Айболит. Доктор и его звери
1
53
5
С. Я. Маршак. Кот и лодыри
1
54
6
С. В. Михалков. Про мимозу
1
55
7
С. В. Михалков. Кто кого? (Басня)
1
56-57
8-9
П. П. Бажов. Серебряное копытце
2
58
10
В. А. Осеева. Заячья шапка (Сказка)
1
59
11
В. А. Осеева. Сыновья
1
60
12
А. Л. Барто. Ёлка
1
61
13
Л. Пантелеев. Две лягушки
1
62
14
Л. А. Кассиль. Твои защитники.
1
63
15
Обобщение темы «Современники нашего века – детям»
1
О братьях наших меньших
17
64
16
А. А. Блок. Зайчик
1
65
17
А. А. Блок. Ворона
1
66
18
Н. М. Рубцов. Воробей Ласточка
1
67
19
Г. Я. Снегирёв. Дятел. Ворон. Синицы
1
68
20
Л. Ф. Воронкова. Среда. Внучек Ваня
1
69
21
Е. И. Чарушин. О животных
1
70
22
Б. С. Житков. Галка
1
71-72
23-24
Н. И. Сладков. Неслух
2
73
25
Н. И. Сладков. Песенки подо льдом
1
74
26
И. С. Соколов-Микитов. Найдёнов луг
1
75
27
Э. Ю. Шим. Жук на ниточке
1
76
28
Э. Ю. Шим. Не смей!
1
77
29
Г. А. Скребицкий. Воришка
1
78
30
С. А. Баруздин. Необычный почтальон
1
4 четверть (24 часа)
79-80
1 - 2
В. В. Бианки. Теремок
Обобщение темы «О братьях наших меньших»
2
Зарубежные писатели – детям
11
81
3
Г. X. Андерсен. Оле-Лукойе. Четверг
1
82
4
Братья Гримм. Горшок каши (Сказка)
1
83-84
5-6
А. Линдгрен. Карлсон приходит на день рождения
2
85
7
Карел Чапек. О людях
1
86
8
Януш Корчак. Первый снег
1
87-88
9-10
Рудо Мориц. Случай на болоте
2
89-90
11-12
Дж. Родари. Приключения Чиполлино. Сказочная повесть (Отрывок )
2
91
13
Обобщение темы «Зарубежные писатели – детям»
1
Это надо знать
11
92
14
В. А. Приходько. Стиральная машина. Электрический утюг