kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический материал (планирование) "Технология продуктивного чтения" жанр "Публикация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал (планирование) "Технология продуктивного чтения" жанр "Публикация"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический материал (планирование) "Технология продуктивного чтения" жанр "Публикация"»

Технология продуктивного чтения.

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство - приемы освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения.

Традиционный урок.

До чтения. Учитель готовит к восприятию текста, например: "Сейчас я расскажу вам о писателе" или "Сегодня узнаем о ..."

Во время чтения. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают.

После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданию учителя.

Продуктивное чтение. Ученики прогнозируют содержание текста: "Предположите, о чем этот текст, по его названию... А иллюстрация подтверждает это?" Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения. "Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту". Возникает читательская интерпретация.

После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.

Структура урока с применением технологии продуктивного чтения.

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный

момент

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий

1. Проверка готовности.

2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

-знаю, что буду делать;

-понимаю, хочу делать или нет;

-думаю, что могу сделать


1. Проверка

1. Выбор способа проверки

1. Свободное владение


домашнего

(критерии: необходимость

знакомым материалом. Умение


задания.

проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).

работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного и освоенного

Этап I. Работа с



инструментария.

текстом до чтения



2. Умение зафиксировать


2. Актуализация

2. Точность подобранных заданий

затруднение или удивление,


знаний,

(в том числе и по тетради), их

выразить их в речи,


появление темы,

объём и характер, связь с темой

самостоятельно





















































































































Этап II. Работа с текстом во время чтения.






























































Этап III. Работа с текстом после чтения.











































Подведение итогов урока






















Домашнее задание

проблемы урока.





3. Антиципация чтения.








4. Появление целей урока.


















1. Первичное чтение текста.





























2. Перечитывание текста (в случае необходимости).































3. Беседа по содержанию в целом.














1. Концептуальная беседа по тексту.
















2. Знакомство с писателем.






3. Работа с заглавием, иллюстрациями.





4. Творческие задания.














































Рефлексия.




























Творческое задание

нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.



3. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с возрастом детей.

4. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.














1. Выбор вида первичного чтения (самостоятельно учащимися, комбинированное, чтение учителем; вслух или про себя)

с учётом специфики текста, возможностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Выбор способа выявления первичного восприятия (беседа, тест, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы, с помощью смежных видов искусств) с учётом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив.








2. Целевое обоснование этапа, связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация медленного «вдумчивого» чтения, диалога с автором через текст, вычитывание подтекста.

Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности, соотнесение объёма

фактуальных и подтекстовых вопросов с художественными особенностями текста и возможностями учащихся. Краткий и ёмкий комментарий текста.

Деление текста на смысловые части и постановка уточняющего вопроса к части.

Организация в случае необходимости попутного составления плана, пересказа (в том числе и с опорой на учебную тетрадь). Проведение необходимости словарной работы по ходу перечитывания и комментирования текста.


3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту.

Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, отработка его выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов.



1. Постановка концептуального вопроса к тексту (желательно как проблемного). Организация коллективной дискуссии

(в том числе и проблемной). Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи или концепта текста(совокупности главных смыслов).



2. Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.



3. Организация обсуждения смысла заглавия, выбор формы обсуждения.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.



4. Выбор (творческого) задания, направленного на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания, сферы реакции на

художественную форму. Обоснованность выбора общей художественной задачей текста, особенностями литературного развития учащихся.

Выбор организационной формы выполнения задания























Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Повторение выведенных законов, определений (нового, что узнали учащиеся). Организация подведения итогов урока учащимися


















Выбор домашнего задания в соответствии с результатами урока, целями следующего урока. Дифференцированный и индивидуальный характер домашнего задания, учёт деятельности учащихся на уроке, их способностей и возможностей. Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).

Самостоятельное чтение текста. Задание в учебной тетради. Заучивание наизусть. Работа по развитию речи.

сформулировать тему урока.



3. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев (самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста



1. Самостоятельное чтение (или чтение-слежение, чтение- слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение

выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: «Почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?» и т.д.



2. Умение включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.








3. Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения. Умение определять тему текста.















1. Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез,

формулирование аргументов, контраргументов. Умение корректировать, изменять свою точку зрения.

Выделение основной идеи текста, его концептуального уровня (самостоятельное).

2. Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного («Какой он?

Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает?

В чём особенность его взгляда на мир?» и т.д.).

Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.

Умение разводить понятия «писатель (создатель)», «автор (герой произведения)», «рассказчик (повествователь)». Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.).

Определение «характера» заглавия: что оно отражает -тему или идею.

Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со

взглядом художника.

4. Выполнение (творческого) задания (в том числе и в учебной тетради) самостоятельно, под руководством учителя, в паре, в группах.



Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности («Сегодня я научился ...», «Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо...»). Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) «...» (название произведения) и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Дудченко Наталья Николаевна

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375292


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства