kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок музыки в 6 классе на тему "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока знакомит учащихся с русским свадебным обрядом, углубляет представления о жанрах русских народных песен и их эмоционально- образном строе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока в 6 классе»

Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний.

Цель урока: познакомить с русским свадебным обрядом и особенностями его музыкального сопровождения, углубить представления о жанрах русских народных песен и их эмоционально-образном строе.

Задачи:

- развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа,

- формировать исполнительские навыки

- воспитывать любовь и уважение к народным обычаям и традициям своей страны,

- формировать - позитивное отношение к народному искусству.

- обобщить представления об особенностях мелодического и интонационного строения

русских народных песен

Ресурсный материал:

аудиозаписи

- народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;

- хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

- хор «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» из оперы «Жизнь за царя»

М·Глинки.

Презентация Power Point.

Оборудование: ноутбук, Мультимедийный проектор, экран, цифровое пианино

Планируемые результаты:

предметные: научатся различать жанры русских народных песен; определять их образно-эмоциональный строй; выявлять интонации русской народной песни. В музыкальных произведениях понимать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда; по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка народная или музыка классическая на примере опер русских народных композиторов; владеть навыками музицирования: исполнения русских народных песен.

метапредметные: научатся ориентироваться в разнообразии способов решения задач; сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительность интонаций; знать, как при помощи интонаций раскрывается музыкальный образ. осознавать свою принадлежность к России, её истории и культуре на основе изучения русских народных песен, понимать роль обрядовых традиций в жизни русского народа; участвовать в коллективном обсуждении и высказывать свою точку зрения; выразительно исполнять русские народные песни хором; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.



Ход урока

1.Организационный момент:

Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого русского поэта А.С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…Слайд 1


«Вырастешь большая

отдадут тебя замуж

в деревню большую

сторону чужую», - поется в русской народной песне. В ней звучат отголоски старинного русского обряда. Слайд 2

2.Актуализация знаний. Сообщение темы урока



У.: Для начала давайте уточним, что такое ФОЛЬКЛОР? Слайд 3

Ответы.

- Перечислите признаки фольклора.

Ответы.

-  Какие существуют виды обрядового фольклора?

Ответы. Слайд 4

-Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей — будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Слайд 5

Посмотрите, пожалуйста, на экран: Слайд 6 перед вами изображения различных обрядов, с которыми мы уже знакомились на предыдущих занятиях. Все ли обряды вы можете перечислить? Те, кто внимателен, уже отметили, что есть изображение обряда, о котором нам ещё не довелось разговаривать – это свадебный обряд. Есть ли желание у вас желание познакомиться с этим обрядом? А с точки зрения нашего предмета, что вам было бы интересно узнать?

Ребята формируют цель урока :

Что представляет из себя свадебный обряд? Какова роль музыкального сопровождения в этом обряде?

Жанры песен свадебного обряда Особенности музыкального языка свадебного обряда.

Цели урока обозначаются на доске. Тема записывается в тетради.

3.Изучение нового материала Слайд 7



У.:С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились ко дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха. Мнение молодых людей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Свадьба, известная нам, сложилась в XIIIXIV веках, в начале XVI века свадьба игралась по строго установленному чину. Словосочетание «сыграть свадьбу» донесло до наших времён отношение к этому обряду как к серьёзной игре. Главное действующее лицо в ней – невеста. Свадебная игра длилась несколько дней и начиналась со сватовства. Уже в первые моменты свадебной игры начинали звучать свадебные песни.

Свадьба состояла из нескольких этапов: сватовство, смотрины, сговор, девичник, расплетение косы, собственно день свадьбы с застольем и послесвадебные обряды. Для каждого из этапов характерно исполнение определённых песен, соблюдение определённых правил. Для девушки свадьба – всегда расставание с родным домом, уход в чужую семью – в семью мужа, Это начало новой, неизвестной жизни. Это, собственно, и определило такой жанр свадебных песен как причитания. Перед прощанием или в ходе прощания, семья девушки и невеста поют о счастливом времени, с которым приходится расставаться, и о грустной разлуке, которая наступает. В свадебных причитаниях невеста не только выражает свои переживания по поводу окончания «вольной» девичьей жизни, но и исполняет определённую обрядовую роль. Чтобы вы прочувствовали характер свадебного причитания, давайте вместе исполним русскую народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

Исполнение русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно»

- Что вы можете сказать? – Какой образ у этой песни?

Ответы детей.

Слайд 8 В противовес этому образному строю, свадьба включала множество шуточных – корильных – песен. Это своеобразные свадебные «дразнилки», сопровождающие комедийные и игровые сцены разнохарактерного обрядово-свадебного действа. Функция корильных песен развлекательная, они окрашены юмором, это – песни-шутки, в которых смеются над человеческими пороками. Многие корильные песни являются своеобразными пародиями на свадебные величальные песни.

Величальные песни. Что это за жанр свадебных песен? Как вы думаете?

Ответы детей.

-Величальные песни восхваляли свадебных персонажей, именовали их по имени-отчеству, каждому гостю пелась особая песня. Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой.

Утка и лебедушка – символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбы. Слайд 9

Ярким примером величальной песни является русская народная свадебная величальная песня «Плывёт, плывёт лебёдушка». Именно её ввёл взял для своей оперы «Хованщина» М.П.Мусоргский, для того , чтобы усилить эмоциональное воздействие изображаемого свадебного обряда на зрителей.

Слушание: М.П.Мусоргский хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина»

-Определите образное содержание прослушанной песни?

Ответы детей.

По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям величальные песни - это один из самых ярких жанров свадебного обряда. Не случайно, именно они воспроизведены во многих русских операх. Они являются значимыми моментами в развитии действия. К свадебному обряду обращались и М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский, Н.А.Римский-Корсаков. Предлагаю вам прослушать ещё одну величальную свадебную песню «Разгулялися, разливалися, воды вешние по лугам…» из оперы «Жизнь за царя» М.И.Глинки.

Слушание: М.И.Глинка хор «Разгулялися, разливалися…» из оперы «Жизнь за царя»

Анализ образного строя песни.

- Вы сами определили, что жанр этой песня величальная, а, между тем, она не является подлинно народной. Глинка сочинил свою мелодию, стилизовав её под народную, сохранив все черты, характерные для величальной песни.



4.Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока.

Что же вы узнали сегодня на уроке?

Какие новые жанры народной песни вы добавили себе в копилку знаний? Запишите их в свои тетради.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…», народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.

- Существует ли интонационная общность этих произведений? Ответы детей.

- Проанализируйте результаты своей работы на уроке и сделайте вывод о роли музыкального сопровождения в обряде свадьбы, а на основе заполненной таблицы, ответьте каковы особенности музыкального языка этого обряда.

ВЫВОД: Песни усиливали эмоциональную сторону обряда и были связаны с конкретной целью обрядового действия.

Домашнее задание. Слайд 10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок музыки в 6 классе на тему "Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов"

Автор: Слынко Светлана Борисовна

Дата: 23.10.2020

Номер свидетельства: 561020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Самоанализ урока музыки. "
    ["seo_title"] => string(23) "samoanaliz-uroka-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "154099"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421098738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства