Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме "Мороз и солнце.", 3 класс, ФГОС - по программе "Гармония"»
Урок 14
Тема: «Мороз и солнце, день чудесный…»
Цели урока:
Формировать потребность в общении с музыкой.
Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
П. Чайковский. Ноябрь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).
“Вальс снежных хлопьев”П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.(слушание).
прослушивание
Детская игровая песня «Зимушка» (пение, импровизация).
Разминка «Ноты»
Дополнительный материал:
Портрет композитора П. Чайковского.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня у нас с вами интересный урок. Я прочту небольшое сочинение, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь.
- Художница преобразила все вокруг! Укутала в теплые покрывала поля, холмы, берега рек… На каждую веточку дерева словно накинула пушистый платок. Разбросала вокруг сугробы и осветила все это убранство холодным сказочным светом. Темные стволы деревьев и ветви бережно держат свои пушистые, искрящиеся на солнце одежды. В природе царит покой и сон. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле… Итак, о каком времени года эти строки? (ответы детей:о зиме
- Сегодня на уроке мы говорим о зиме, об изменениях в природе, о зимних развлечениях..
Многие художники отражали в своих произведения красоту родной природы.
Репродукции картин
Пейзаж –картина, изображающая природу.
Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах — жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа.
Сообщение темы урока.
Как вы считаете какая будет тема нашего урока? (ответы детей)
Тема урока: «Мороз и солнце, день чудесный…»
А кому знакомы эти строки? Кто их автор?
Так писал А. С. Пушкин.
Человек неразрывно связан с природой, он часть её. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества поэтов, художников, композиторов.
Стихи читают дети:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Работа по теме урока.
Зима, ребята, была представлена как художниками,поэтами так и композиторами разных времен и народов. Композиторы отражали в своих произведения красоту родной природы. Среди них - фортепианный цикл «Времени года» П.Чайковского.
Цикл – несколько самостоятельных произведений искусства, объединённых общей темой.
Двенадцать пьес цикла соответствуют 12 месяцам года. Каждая пьеса –яркий музыкальный образ, достоверно передающий неповторимый облик русской природы, и русских обычаев и праздников.
Сегодня мы познакомимся с произведением П .Чайковского «Ноябрь. На тройке»
Эпиграф из Н.А. Некрасова:
"Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши."
Хотя ноябрь – это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке».
Слушаешь её, и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.
Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, словно звучит тихий звон колокольчиков. П. П.Чайковский. Ноябрь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).
«Кто долго жил в глуши печальной Друзья, тот, верно, знает сам, Как сильно колокольчик дальний Порой волнует сердце нам».
Можно ли назвать пьесу П.Чайковского«Ноябрь. На тройке» музыкальным пейзажем? Какие картины природы можно представить в этом произведении? Какие музыкальные средства изображают в заключении пьесы удаление тройки? Что происходит с мелодией? Давайте вспомним, ребята, как люди радуются “проказам матушки-зимы”. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Тут ждут-поджидают девчонок и мальчишек любимые зимние забавы. А ну-ка, отвечайте: Какие зимние развлечения знаете и любите? (ответы детей: два-три учащихся).
Физминутка -Игра «А на улице мороз»
А на улице мороз,
Ну-ка все взялись за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка взялись все за уши,
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.
Вокально-хоровая работа. Разминка «Ноты»
прослушивание
Детская игровая песня «Зимушка» (пение, импровизация).
Ребята, какое у вас настроение после прослушивания этой песни?
Пропеть…
На память о нашем уроке я хочу подарить вам частичку наступающей зимы – снежинку ,которую вы сейчас будите раскрашивать и слушать замечательный “Вальс снежных хлопьев”П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.
Итог урока.
С какими понятиями мы сегодня познакомились на уроке?
Что вас удивило? Что больше всего запомнилось?
Мы услышали музыку П. Чайковского, познакомились с понятиями Пейзаж и цикл.