Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по музыке 1 класс на тему: ««Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Абагайтуйская средняя общеобразовательная школа №7
Открытый урок по музыке 1 класс
на тему:
««Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка»
Подготовила учитель музыки
Позднякова Татьяна Викторовна
Цель: создание условий для продолжения знакомства с творчеством композиторов П.И.Чайковского, М.П Мусоргского и музыкальным воплощением образа Бабы Яги, как персонаже Славянской мифологии в фортепианных произведениях композиторов.
Задачи:
Воспитательные:
Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;
Формирование интереса к изучению творчества композиторов П.И. Чайковского и М.П.Мусоргского;
Воспитание уважения к русской музыке;
Воспитание любви к своей земле, своему народу и истории;
Образовательные:
Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности – «музыкальных красках» через знакомство с музыкальными произведениями П.И. Чайковского «Баба-Яга» М.П.Мусоргского «Избушка на курьих ножках»;
Формирование умений оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образа Бабы Яги, используя выразительные средства музыки.
Развивающие:
Развивать музыкальное мышление и познавательный интерес обучающихся;
Развивать интерес к исполнительской деятельности;
Развивать музыкальные и творческие способности учащихся;
Планируемые результаты
Личностные УУД:
выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
уважительно относиться к русской музыкальной культуре на основе знакомства с музыкой русских композиторов.
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;
анализировать музыкальное произведение;
сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
Регулятивные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;
использовать речь для регуляции своего действия;
анализировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные УУД:
вести диалог с учителем;
слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.
I. Организация начала урока:
1. Приветствие:
2. Проверка готовности.
. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.
3. Мотивация к учебной деятельности.
У.: - Ребята наш сегодняшний урок мы начнём со стихотворения о музыке под названием «Музыка-волшебница».
У старика спросил поэт:
- Что музыка такое, дед?
- Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
- Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
- Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все свое.
Во всем дыхание её».
- Вы правы все, - сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
Нас учит музыка любить.
- Ребята, понравилась вам стихотворение?
- Да.
4. Повторение предыдущей темы:
- На прошлом уроке вы познакомились с темой «Поэт, художник, композитор»
А кто мне скажет, что означают эти слова?
5.Актуализация знаний:
Какие же вы молодцы, всё запомнили. А вы знаете, что такое сказка? Сказка- это жанр фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Ребята, вы любите сказки?
- Да.
- А какие сказки вы любите?
Разные (Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Жар-Птица и др.), самое главное чтобы были с хорошим концом.
- Молодцы. А в сказках всегда присутствуют только положительные герои?
- Нет, есть и отрицательные. Такие как Кикимора, Леший, Кощей бессмертный, Водяной.
- Верно, молодцы. Через сказку впервые мы узнаем главные понятия: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими. Таким образом, сказка прививает добро. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".
Открытие новых знаний.
1. Вступительное слово учителя:
- Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Кто – то спрятался в коробочке,
шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?
- Угадать , кто там?
- Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку П. И. Чайковского, которая передаст характер спрятанного в коробочке персонажа. Давайте внимательно послушаем музыку композитора и попытаемся угадать – кто это?
- Как вы думаете, на каком инструменте исполняется произведение?
- Фортепиано.
- Правильно, а теперь скажите, узнали вы сказочного героя, который спрятался у нас в коробочке?
- Баба-Яга.
- Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?
- Злой.
- Если это Баба – Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?
- Хитрая, обманщица, коварная, дружит с Кощеем, с разбойниками, она ужасно
одетая, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос.
- А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет?
- Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом?
- Музыка.
Тема урока у нас «Разыграй сказку. Баба Яга – русская народная сказка»
Мы прослушали с вами произведение русского композитора П.И Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома» и убедились, что музыка может нам изобразить сказочного героя и даже выразить его характер. Обратите внимание. На доске мы видим два портрета Бабы Яги, нарисованных художником. Прослушайте ещё раз произведение П. И. Чайковского.
- Какой из портретов мог бы проиллюстрировать музыку композитора?
- Ответы учеников.
- Посмотрите на доску. Перед вами изображения облаков со словами, характеризующими музыку произведения П. И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома». Найдите нужные слова.
Я вас хочу познакомить с русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, который написал несколько музыкальных пьес, одной из которых является «Избушка на курьих ножках». Обратите внимание на портрет композитора. Он с детства любил музыку, написал много произведений. Давайте послушаем, как он показал Бабу Ягу в музыке. При прослушивании вы должны быть очень внимательны. (Прослушивание музыки)
- Какие чувства композитора выразила музыка?
- Волнение, недобрые чувства.
Распевание.
Повторить песню « У Моей России» «Пес»
3. Творчество.
- Хорошо. А теперь постарайтесь раскрасить рисунок Бабы - Яги так, как вы представляете её.
Дети раскрашивают.
У.: - Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились.
У.: - Отлично. Все молодцы, все справились с заданием.
5. Исполнительство – разучивание игры и повторение песенки - дразнилки «Баба-Яга».
- Ребята, сейчас мы разучим игру Баба-Яга. Но для начала нам надо повторить песенку – дразнилку «Баба-Яга. (Повторение песенки)
- Молодцы! Теперь постараемся медленно пропеть песню, без музыки, так же чётко проговаривая все слова.
- Теперь, когда вы уже вспомнили песенку - дразнилку, мы можем начать игру.
- В центре круга стоит Баба – Яга с завязанными глазами. В руках у неё помело. Вокруг бегают ребята и дразнят Бабу – Ягу (песенка – дразнилка «Баба - Яга»). Баба – Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться
помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба – Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим.
- Ну что ребята, понравилась игра с Бабою-Ягой?
- Давайте ещё раз вместе повторим песенку- дразнилку .
У.: - Молодцы, давайте скажем большое спасибо Баба - Яге, что нашла время и прилетела к нам из дремучего леса.
IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):
У.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы все большие молодцы.
V.Рефлексия.
По окончанию урока приклеить нотку, цвет которой показывает, с каким настроением вы уходите с урока.
Соответствии цветов настроению:
красный – радостное
синий - грустное;
VI. Домашнее задание:
Ребята, дома повторите песенку – дразнилку и кто не успел раскрасить картинку Баба – Яги доделайте дома.
У: Ребята, спасибо, урок окончен!
Песенка – дразнилка «Баба - Яга»
Бабка-ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала.
А потом и говорит: "У меня нога болит".
Пошла она на улицу, раздавила курицу.
Пошла на базар, раздавила самовар.
Пошла на лужайку, раздавила зайку.
Организация начала урока – 4 мин.
Приветствие – 1 мин.
Проверка готовности – 1 мин.
Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.
Повторение предыдущей темы: 5 мин.
Актуализация знаний: 5 мин.
Открытие новых знаний: 21 мин.
1. Вступительное слово учителя 3 мин.
2. Работа с учебником. Чтение русской народной сказки «Баба-Яга» 1 мин.
3. Музыкально – слушательская деятельность 4 мин.
4. Творчество - 3 мин.
5. Исполнительство – разучивание игры и повторение песенки - дразнилки «Баба-Яга» - 7 мин.