kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по программе «Музыка» авт. В.В.Алеева, Т.И.Науменко Тема: «Музыкальная живопись».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование музыкальной культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по программе «Музыка» авт. В.В.Алеева, Т.И.Науменко Тема: «Музыкальная живопись».»

I.Постановка учебной задачи.

Учитель:

Прочитайте тему урока. Сегодня урок обобщения, мы подводим итог знакомства с музыкальной живописью сказок и былин. Вы уже с ними знакомы. Назовите композитора и его произведение, в основу сюжета которого легла русская народная сказка «Снегурочка».

Ученик: Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Учитель:

Слушание музыки.

- Прослушайте знакомый вам музыкальный фрагмент и назовите композитора и его произведение.

Ученик: Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко»

(В случае затруднения учитель называет, что положено в основу сюжета музыкального произведения.)

Учитель:

-Прослушайте уже знакомый вам музыкальный фрагмент и назовите композитора и его произведение.

Ученик:

-Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

(В случае затруднения учитель называет, что положено в основу сюжета музыкального произведения.)

II. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного типа.

Учитель:

-Ребята, вспомните, кого мы называем настоящим чародеем музыкальной живописи и великим сказочником в русской музыке?

Ученик: Настоящим чародеем музыкальной живописи и великим сказочником в русской музыке был Николай Андреевич Римский-Корсаков.

На доске весит портрет композитора.

Учитель:

-Вспомните и расскажите о жизни и творчестве этого замечательного человека.

Ученик:

-Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. Особенно по душе ему было море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей, учась в Морском корпусе, он бывал в походах на Балтике. А молодым морским офицером три года провел в плавании по Атлантике и Средиземноморью. Узнал все повадки океана и впитал в себя его красоту.

Учитель:

-А в какой опере живет его море?

Ученик:

Его море живет в опере «Садко»

Учитель:

-Еще раз послушаем и вспомним фрагмент из оперы «Садко» «Пляска златоперых и серебро чешуйчатых рыбок».

(Слушание фрагмента)

Учитель:

-Какими средствами передается красочность образа в «Пляске златоперых и серебро чешуйчатых рыбок»?

(Ответы учеников)

Учитель:

-Внимание на доску. Вы видите иллюстрацию к произведению Н.А. Римского-Корсакова.

-Какое произведение проиллюстрировано?

Ученик:

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Учитель:

-Какое литературное произведение легло в основу этой оперы?

Ученик: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Учитель:

-Прослушайте музыкальный фрагмент «Три чуда» из этой оперы .

-Какие музыкальные образы вы здесь увидели?

-Какими средствами музыкальной выразительности они нарисованы?

(Ответы учеников)

-Слушаем еще один фрагмент из этой оперы «Полет шмеля».

-Какие инструменты выражают образ шмеля?

Учитель:

- Сказки не могут оставить равнодушными ни одного человека. Вот уже несколько сотен лет увлекают взрослых и детей приключения Синдбада- морехода, Алладина, Али- бабы… Это герои арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Н.А. Римского – Корсакова они тоже не оставили равнодушным, и он написал симфоническую сюиту «Шехеразада» на сюжет этих сказок, состоящую из 4-х частей.

Сюита – инструментальное произведение, состоящее из контрастных частей.

Контраст – противоположность.

Вопросы:

- А почему сюита называется симфоническая?

(Написана для инструментов симфонического оркестра)

-Свое сочинение Римский – корсаков предваряет небольшим программным вступлением.

Сообщение ученика:

-Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством , Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен , вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Учитель:

-Сегодня мы послушаем фрагмент 1-й части. Здесь музыка изображает главных героев: султана Шахриара и красавицу Шехеразаду.

-Определите характеры героев.

Слушание.

Учитель:

-Выбрать слова, характеризующие героев и соотнести их. Добавить характеристику (2-3 слова).

У детей конверты с карточками. Работа в группах.

Карточка №1.

Шахриар Шехеразада

деспотичный умная

злой добрая

жестокий мягкая

коварный сердечная

Учитель:

-Похожи ли их характеры? ( нет, они контрастны)

-В чем заключается сила главных героев? (Шахриар – грубая сила; Шехеразада – ум и фантазия)

-Какие инструменты исполняют темы главных героев? (Шехеразада – скрипка и аккомпанемент арфы; а Шахриар – струнные и медные духовые инструменты в низком регистре)

-Какую картину рисует в твоем воображении Шехеразада – рассказчица?

Двигательная импровизация. Повторное слушание.

-Передайте движениями характер музыки (плеск волн).

-Что помогает тебе понять , что это тема восточной сказочницы?

-В чем особенности восточных интонаций?

-Чем отличаются восточные интонации от русских?

-Почему мы называем музыку живописной?

Задание:

-Ребята, вам понравилась эта волшебная музыка? Мне очень!

-Дома еще раз прослушайте фрагмент 1-ой части симфонической сюиты «Шехеразада». Изобразите то, что вы увидите в этой музыке.

Учитель:

-Давайте вспомним еще музыкальные сказочные образы.

Ученик:

-Образы Баба Яги, заколдованный сад Кощея, страдающий гном.

Учитель:

-В каких произведениях вы встречали эти образы?

-А у каких композиторов?

Ученик:

-У композитора И. Стравинского балет «Жар-птица»
Ученик:

-А Бабу Ягу и гнома мы встречали у двух композиторов: у П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского.

-Как называется музыкальный цикл, где встречается гном и Баба Яга?

Учитель:

-Давайте ребята поподробнее остановимся на музыкальном образе Бабы Яги.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию с выставки художника В. Гартмана, близкого друга композитора М. Мусоргского.

Учитель:

-Помните историю создания этого цикла? («Картинки с выставки»)

( ответы учеников)

Учитель:

- Давайте еще раз послушаем эту чудесную музыку и полюбуемся сказочной музыкальной живописью композиторов.

Звучит:

П.И. Чайковский «Баба Яга»;

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»;

И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея»

Учитель:

-Как называется и кто написал последний музыкальный фрагмент?

-Звучание какого инструмента придает этой музыке волшебный колорит?

(ответы учеников)

Тема богатырей в музыке.

На доске выведены репродукции В.М. Васнецова «Три богатыря», И. Глазунова «Два князя», И. Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Учитель:

-«Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Фоном звучит музыка:

А. Бородин «Вторая симфония» («Богатырская»);

М.П. Мусоргский «Богатырские ворота».

На доске появляются два текста из былин. Текст читают дети.

Учитель:

1.- Какое настроение вызывает у вас увиденное и услышанное?

2.-Какие черты богатырского характера объединяют изображения богатырей на картине В. Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй симфонии А. Бородина и «Богатырскими воротами» М. Мусоргского?

3.- Почему, когда композиторы обращаются к сказочным и былинным сюжетам, в их музыках возрастает изобразительность?

(ответы учеников)

Учитель:

- Мы не случайно объединяем эти два произведения - они оба связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины. Поэтому в мировой музыке А.П. Бородин занимает ему одному надлежащее место - богатыря русской музыки.

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:-

Ребята, наш урок подходит к концу. Многое нам удалось вспомнить и обобщить. И я надеюсь, что мы сумели доказать, что музыка обладает изобразительностью.

-А что нового и интересного вы узнали , расскажете сами.

- Сейчас вы оцените свою деятельность на уроке, свою активность, эффективность своей работы.

Карточка № 2:

1. Сегодня я узнал … .

2. Было интересно … .

3. Было трудно … .

4. Я понял, что … .

5. Теперь я могу … .

6. Я научился … .

7. У меня получилось … .

8. Мне захотелось … .

Учитель:

-Спасибо за урок!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Игумнова Любовь Михайловна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства