- обеспечить усвоения учащимися особенностей и характерного образного строя таких вокальных жанров как песня, романс;
- расширить представление учащихся о взаимодействии музыки и литературы на образцах вокальной музыки.
- развитие умения планировать, оценивать свои действия.
Образовательные задачи УЗ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап |
| | Исполнение музыкального приветствия |
Этап актуализации и целеполагания |
Обеспечить мотивацию, актуализировать жизненно-музыкальный опыт обучающихся. Содействовать постановке целей урока. | Слайд 1. Мы продолжаем разговор о вокальной музыке.
Сегодняшний урок назван строчкой из стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно». Слайд 2. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Еще раз обратите внимание на строки из стихотворения. В какие звуки мы будем вслушиваться? Поставьте цели на сегодняшний урок. (Педагог оказывает помощь, задавая наводящие вопросы). |
Песня. Дети зачитывают пословицы, найденные в различных информационных источниках.
Записывают тему урока.
Мы будем вслушиваться в звуки музыки… В звуки русской природы.
Дети ставят цели. Вслушаться в музыку о русской природе… Будем анализировать вокальные произведения о природе и т.д. Познакомимся с новыми жанрами вокальной музыки… |
Этап изучения и осмысления нового материала |
Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению способов, средств, которые приведут к определенному выбору. | Слайд 3. Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой;
Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного Отдохнешь и ты.
М. Ю. Лермонтов любил отдыхать на Кавказе, об этом он делится с любителями поэзии.
Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера ты озвучил бы это стихотворение? Учитывайте то, что передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности: * тембр; * ритм; * ладовая окраска; * аккомпанемент. Слайд 4. На стихотворение «Из Гете» написали свои романсы «Горные вершины» два русских композитора ХIХ в. – Александр Егорович Варламов и Антон Григорьевич Рубинштейн. Слайд 5.
Вслушайтесь еще раз в романсы и подумайте, в чем отличие музыкального прочтения стихотворения каждым из композиторов? В этом вам помогут характеристики, находящиеся на доске. Соотнесите их с каждым из романсов (Приложение 1). Слайд 8. Дискант – высокий детский голос. Слайд 9. Романс – вокальное произведение для голоса с инструментом (гитара или ф-но). В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Слайд 10. Далее я предлагаю доучить песню о красоте природы России. Слайд 11, 12. | Слушают стихотворение. Поэт любуется горным пейзажем. Выражаются чувства человека к родной природе… Стихотворение спокойное, неторопливое и т.д. В каждой строке стихотворения перечисляются черты красивого горного пейзажа… Потому что все строки подготавливают слушателя к последней фразе «отдохнешь и ты»… и т.д. На Кавказе… На Урале и т.д. Плавной, спокойной, мажорной, с ровным ритмом. Куплетная форма. Мысли дети записывают в свои тетрадь. Записывают название произведений. Слушают – «Горные вершины» А. Варламова; «Горные вершины» А. Рубинштейна. Сравнивание услышанной музыки со своими записями. Пропевание мелодий, сопровождение элементарными дирижерскими жестами. Повторное слушание. Выбирают характеристики (индивидуальная работа у доски) Дискант. Работа с музыкальным словарем. Записать новый термин. С помощью наводящих вопросов дают определение. Записывают новый термин. Вокально-хоровая работа - «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл. Н. Просторовой |
Этап обобщения и систематизации |
|
Слайд 13, 14. Сравнительная таблица | Песня | Романс | Тематика | Любая тема | О чувствах к природе, к человеку | Форма | Куплетная | 2-хчастная, 3-хчастная, куплетная | Исполнители | Соло, ансамбль, хор | Соло, дуэт | Аккомпанемент | Сольный инструмент, оркестр народных инструментов, симфонический оркестр, эстрадный оркестр и т.д. | Гитара, ф-но | Характер | Любой | Неторопливый, размеренный, спокойный | | О романсе. Это жанры вокальной музыки… Если бы не было стихов, не было бы этих музыкальных жанров. Эти произведения пишутся на стихи и т.д. Выполняют работу в парах. Одни характеризуют песню, другие романс. Анализируют выполненное задание. Таблицу вносят в свою тетрадь. |
Этап самоконтроля и самооценки |
| Система самооценки: Четыре «+» - «5»; Три «+» - «4». | Оценивают свою работу |
Информация о домашнем задании |
| Слайд 13. Вариант 1 на «4». Вслушайтесь еще раз в музыку романсов А. Варламова и А. Рубинштейна. Передайте в рисунке свое впечатление от одного из романсов. Вариант 2 на «5». Сочините романс о природе на текст известных поэтов. Подумайте, какими детскими инструментами вы сможете сопровождать свое исполнение. |
Этап рефлексии |
| |
Этап подведения итогов |
| |