kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 5 классе на тему: "Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доступный урок в 5 классе в первой четверти

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе на тему: "Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно"»

Тема урока: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно»


Тип урока – изучение нового материала, комбинированный.

Педагогическая технология – системно-деятельностный подход.

Формы работы на уроке – фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Обучающие цели:

- добиться освоения учащимися понятия вокальная музыка;

- обеспечить усвоения учащимися особенностей и характерного образного строя таких вокальных жанров как песня, романс;

- отработать навыки вокально-хоровой работы;

- расширить представление учащихся о взаимодействии музыки и литературы на образцах вокальной музыки.

Воспитательная цель: воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства.

Развивающие цели:

- развитие слушательской и исполнительской культуры;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие умений контролировать и анализировать свои действия;

- развитие умения планировать, оценивать свои действия.


Образовательные задачи УЗ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

  • Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.


Исполнение музыкального приветствия

  1. Этап актуализации и целеполагания

  • Обеспечить мотивацию, актуализировать жизненно-музыкальный опыт обучающихся.

  • Содействовать постановке целей урока.

Слайд 1.

Мы продолжаем разговор о вокальной музыке.

  • Какой самый распространенный жанр вокальной музыки вы знаете?



  • Какие пословицы о песне вы знаете? (Поверка д/з)



Сегодняшний урок назван строчкой из стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно».

Слайд 2.

  • О чем будет звучать сегодня вокальная музыка, вы поймете, когда вслушаетесь в последние строфы этого стихотворения:

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
 
 
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.


  • Еще раз обратите внимание на строки из стихотворения. В какие звуки мы будем вслушиваться?

  • Поставьте цели на сегодняшний урок. (Педагог оказывает помощь, задавая наводящие вопросы).






Песня.

Дети зачитывают пословицы, найденные в различных информационных источниках.



Записывают тему урока.































Мы будем вслушиваться в звуки музыки… В звуки русской природы.



Дети ставят цели. Вслушаться в музыку о русской природе… Будем анализировать вокальные произведения о природе и т.д. Познакомимся с новыми жанрами вокальной музыки…

  1. Этап изучения и осмысления нового материала

  • Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала.

  • Содействовать усвоению способов, средств, которые приведут к определенному выбору.

  • Вслушайтесь в замечательное стихотворение
    М. Ю. Лермонтова «Из Гёте». Можно ли назвать его лирическим пейзажем? Почему?

Слайд 3.


Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;



Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного

Отдохнешь и ты.



  • Можно ли назвать его лирическим пейзажем? Почему?






  • Обратите внимание на знаки препинания. Как вы думаете, почему точка появляется только в конце стихотворения?








  • Где у нас в России есть такие горные красоты?


М. Ю. Лермонтов любил отдыхать на Кавказе, об этом он делится с любителями поэзии.



  • Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера ты озвучил бы это стихотворение? Учитывайте то, что передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности:

* тембр;

* ритм;

* ладовая окраска;

* аккомпанемент.


Слайд 4.

На стихотворение «Из Гете» написали свои романсы «Горные вершины» два русских композитора ХIХ в. – Александр Егорович Варламов и Антон Григорьевич Рубинштейн.

Слайд 5.

  • Послушайте эти романсы, похожа ли их музыка на ту, которая звучит у вас в мыслях?






  • Музыка какого романса похожа на вашу?




  • Спойте мелодии этих романсов, дирижируя себе.




  • Вслушайтесь еще раз в романсы и подумайте, в чем отличие музыкального прочтения стихотворения каждым из композиторов?
    В этом вам помогут характеристики, находящиеся на доске. Соотнесите их с каждым из романсов (Приложение 1).

Слайд 8.


  • Какие новые термины вы увидели?

  • Найдите толкование этого термина в словаре.

Дискант – высокий детский голос.

Слайд 9.


  • Что такое, по-вашему, романс.


Романс – вокальное произведение для голоса с инструментом (гитара или ф-но). В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.


Слайд 10.

Далее я предлагаю доучить песню о красоте природы России.

  • Как она называется? Какой композитор сочинил музыку?

Слайд 11, 12.





Слушают стихотворение.















Поэт любуется горным пейзажем.

Выражаются чувства человека
к родной природе…

Стихотворение спокойное, неторопливое и т.д.

В каждой строке стихотворения перечисляются черты красивого горного пейзажа…

Потому что все строки подготавливают слушателя к последней фразе «отдохнешь и ты»… и т.д.


На Кавказе… На Урале и т.д.







Плавной, спокойной, мажорной,
с ровным ритмом. Куплетная форма.
Мысли дети записывают
в свои тетрадь.









Записывают название произведений.

Слушают – «Горные вершины»
А. Варламова; «Горные вершины» А. Рубинштейна. Сравнивание услышанной музыки со своими записями.





Пропевание мелодий, сопровождение элементарными дирижерскими жестами.


Повторное слушание.

Выбирают характеристики (индивидуальная работа у доски)






Дискант.

Работа с музыкальным словарем.

Записать новый термин.




С помощью наводящих вопросов дают определение.


Записывают новый термин.





Вокально-хоровая работа - «Моя Россия» муз. Г. Струве,
сл. Н. Просторовой

  1. Этап обобщения и систематизации

  • Обеспечить формирование целостной системы новых знаний обучающихся.


  • О каком жанре вы углубили свое знание на сегодняшнем уроке?



  • Романс и песня два родственных жанра. В чем заключается их родство?





  • Но есть у этих жанров и отличия. Чем романс отличается от песни, вы увидите, когда заполните таблицу. (Приложение 2).




  • Теперь сравните свои заметки в вашей таблице, с записями на слайде.



Слайд 13, 14.

Сравнительная таблица


Песня

Романс

Тематика

Любая тема

О чувствах к природе, к человеку

Форма

Куплетная

2-хчастная, 3-хчастная, куплетная

Исполнители

Соло, ансамбль, хор

Соло, дуэт

Аккомпанемент

Сольный инструмент, оркестр народных инструментов, симфонический оркестр, эстрадный оркестр и т.д.

Гитара, ф-но

Характер

Любой

Неторопливый, размеренный, спокойный


О романсе.


Это жанры вокальной музыки…

Если бы не было стихов, не было бы этих музыкальных жанров. Эти произведения пишутся на стихи и т.д.


Выполняют работу в парах. Одни характеризуют песню, другие романс.


Анализируют выполненное задание.

Таблицу вносят в свою тетрадь.

















  1. Этап самоконтроля и самооценки

  • Выявление качества и уровня усвоения знаний

  • Что вы записали правильно, а в чем ошиблись?

  • Поставьте «+» перед правильной записью.


Система самооценки:

Четыре «+» - «5»;

Три «+» - «4».

Оценивают свою работу






  1. Информация о домашнем задании

  • Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способах действия

Слайд 13.

Вариант 1 на «4». Вслушайтесь еще раз в музыку романсов А. Варламова и А. Рубинштейна. Передайте
в рисунке свое впечатление от одного из романсов.

Вариант 2 на «5». Сочините романс о природе на текст известных поэтов. Подумайте, какими детскими инструментами вы сможете сопровождать свое исполнение.

  1. Этап рефлексии

  • Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  • Какие цели вы ставили на сегодняшний урок?

  • Достигли вы их?

  • Что бы вы еще хотели узнать?

  • С каким настроением ты уходишь с урока? Почему?

  1. Этап подведения итогов

  • Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока в 5 классе на тему: "Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно"

Автор: Фадякина Елена Николаевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства