kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 4 классе из раздела "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: «Урок изучения новой темы».

Цель урока: Расширение знаний о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами.

Задачи:

1. Формирование знаний о русском народном оркестре.

 2. Приобретение опыта музицирования на русских народных инструментах.

 3. Воспитание интереса и любви к русской народной культуре.

Музыкальный репертуар: русские народные наигрыши и мелодии.

Оборудование: Фортепиано, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе из раздела "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"»

Урок в 4 классе на тему: «Оркестр русских народных инструментов», из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тип урока: «Урок изучения новой темы».

Цель урока: Расширение знаний о музыке русского народа посредством знакомства с русскими народными инструментами.

Задачи:

1. Формирование знаний о русском народном оркестре.

2. Приобретение опыта музицирования на русских народных инструментах.

3. Воспитание интереса и любви к русской народной культуре.

Музыкальный репертуар: русские народные наигрыши и мелодии.

Оборудование: Фортепиано, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Теоретическая часть (презентация о русском народном оркестре).

3. Практическая часть (игра на ударных русских народных инструментах, создание импровизированного оркестра).

4. Подведение итогов.

Ход урока

Звучит музыка “Полянка”. Дети стоя приветствуют учителя.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Бубен есть. Трещотка, дудка,

Балалайка, гусли, домра,

Есть баян и вот гармошка,

Даже расписные ложки,

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест,

Отгадать, ребята, нужно

Что же это … наш ОРКЕСТР?

Учитель: Действительно, тема нашего урока

«Оркестр русских народных инструментов»

Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовите - какие? (симфонический, духовой, эстрадный )

Самый большой - симфонический оркестр. Скажите, на какие группы мы можем разделить все инструменты симфонического оркестра? (струнные, духовые (деревянные и медные), ударные) .

В оркестре русских народных инструментов их тоже три – струнные, духовые и ударные. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы, медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.

А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

Какие инструменты называются струнными? Как можно играть по струнам? (струны натянуты на раму или резонатор, звук извлекается щипком пальцами или медиатором, или смычком).

Русские гусли (запись в тетрадь, карточка с названием на доску). Показ инструмента.(Слайд 1-)

Пальцы скорые, струны тонкие,

Отзываются гусли звонкие.

Песня длинная, песня славная,

Вся былинная, стародавняя.

Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли. Кто может назвать их? (фильм-сказка «Марья-искусница», Cказание про новгородского купца Садко).

Кто может рассказать про Садко? ( новгородский купец, замечательно играющий на гуслях. Попав в подводное царство своей игрой пленяет морскую царевну и она помогает ему вернуться на землю, домой)Слайд № 2.

Что из себя представляет инструмент? - доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Бояна. Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. (Слайд №3) Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок). Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» - гудеть (гусло – гудела струна). Самые древние гусли – звончатые. В наше время появились разные варианты гуслей (щипковые, клавишные). ( Слушание музыки Трек №2).

Домра (запись в тетрадь, карточку на доску) – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра. ( Слайд №4).

В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления. Кто знает, как называли таких артистов? –правильно, скоморохи.(Слайд №5)

Скоморох настроит домру,

Скоморох достанет дудку,

И людей честных и добрых

Рассмешит веселой шуткой.



Играли скоморохи на домре косточкой или перышком. Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19 в. нашелся инструмент в российской глубинке, да остались изображения на рисунках и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев смог возродить этот инструмент. (Слушание . Трек №2)

Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка.

Балалайка ( тетрадь-доска - показ инструмента .Слайд №7)

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. В 1887 г. В.В.Андреев ( Слайд №8) организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется « Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева».

Что-то вас давно не слышно,

Три заливистых струны?

Говорят из моды вышли

Песни русской старины!..

С удалым народным сердцем

Ты сроднилась неспроста!

Балалайка, балалайка,-

Ты не смолкнешь никогда!

Ну, кленовая, поддай-ка!

Растревожь меня вконец,

Баловная балалайка,

Деревянный бубенец! (И.Кобзев)

(Слушание музыки) Трек № 2

Духовые инструменты. Как вы думаете, почему они так называются? (Звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие.)

Большинство русских народных духовых инструментов – из дерева (свирель, брелка, свистки, рожок) Слайд №9.

Жалейка (запись в тетрадь, на доске карточка, показ инструмента)

Жалейку смастерить –

Простое дело.

Всего и нужно –

Бузина да нож.

Но чтоб она

В руках твоих жалела,

Тут важно,

Что ты в трубочку вдохнешь. ( И. Таяновский)

Это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. Тембр ( что это такое?) жалейки – пронзительный, гнусавый. Самый близкий ее родственник - пастуший рожок. К концу дудочки приделан рожок, он делает звук сильней.

На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. (Слайд №10)

За лес тихонько солнце село,

Туман спустился на лужок,

Жалейка жалобно запела,

Грустит о чем-то пастушок. (слушание музыки)Трек №2



Ребята, а из чего можно сделать свистульки?( как из дерева, так и из глины.) Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух. В середине 18 века в Тамбовской области своими свистульками славились мастера гончарных дел Епифан Гриднев и Филипп Алабьев.(Слайд№ 11)

На крылечке я сидел

И в свистульку я свистел.

Воробей меня услышал-

На крылечко прилетел.

Он чирикал, я свистел.

(слушание звучания инструмента)Трек №2.

Ударные инструменты (бубен, ложки, трещотки) (Тетрадь, доска, показ инструментов.) Почему так называются? ( звук извлекается от удара по их поверхности)

Возникли раньше всех.

Ложки. Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.(Слайд №12)

Трещотки. Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.(показ инструмента)

Бубен просто встряхивают, треугольник ударяют палочкой.(показ инструмента)

Все эти инструменты вам немного знакомы, а что это за инструмент?

- (показываю рубель). Ребята, это рубель. В старину его использовали, в первую очередь, как утюг, им гладили белье (показать как)

Сначала ложкой съел я кашку,

Погладил рубелем рубашку,

Потом на рубеле и ложках

Я вам сыграл еще немножко.

(слушание музыки) Трек №2 Слайд №13.

Гармоники (общее название гармошки и баяна – они родственники) - запись в тетрадь, карточка на доску, (Слайд №14).

Изобретена была в Германии, но в России преобразилась, словно заново родилась, и получила новые имена. Быстро распространилась по всему свету. В Россию вначале привозили как сувениры. Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычный инструмент, купил его, дома разобрал и сам сделал похожий. Позже стали делать гармони и в др. городах. В каждой губернии делали свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и др. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях (Слайд №15). Меха – та часть, что сдувается и раздувается, - из картона, кожи и жестких рамок . Звук - от движения воздуха. Инструмент и носить легко и играть на ходу можно. - Баян – усовершенствованная гармонь, звук мощнее, интереснее.

Баян – потомок удалой гармошки.

Назван так в честь русского певца.

И сыплют дробью русские сапожки

Под чистый звук баяна – молодца.

(слушание оркестра русских народных инструментов)Трек №2 Слайд № 16

У нас в городе есть замечательный оркестр русских народных инструментов « Россияне». Оркестр участвует во многих конкурсах и известен не только в нашей области. (Показать изображение оркестра «Россияне») Слайд № 17 Трек №3.

Давайте с вами попробуем подвигаться под эту музыку – ритмическая гимнастика

3. А сейчас мы попробуем ненадолго стать оркестром. У вас на столах находятся музыкальные инструменты. Какие? – шумовые (ложки, бубны, трещотки, рубель, колокольчик, треугольник, металлофон)

Те ребята, у кого есть на столах ложки (четвертные и восьмые), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.

ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Те ребята, у кого есть на столах металлофон, ксилофон, колокольчик, треугольник(четвертные), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.

ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Те ребята, у кого есть на столах бубны, рубель (половинные), возьмите их и простучите со мной ритмический рисунок, который изображён на доске.

ритмический рисунок в виде ноток на доске)

Проигрывание ритмического рисунка всеми детьми___ __

Mолодцы!

А сейчас давайте попробуем исполнить на инструментах русскую народную песню «Во саду ли в огороде».

Репетиция «Во саду ли в огороде». Первый раз попробуем подыграть мелодии песни негромко. Вслушайтесь, правильно ли вы уловили ее ритм (Первое исполнение оркестра). А теперь исполним еще раз немного смелее.

Учитель: Ребята, вам понравилось? Вы довольны своим исполнением?

Ученики: Да!

Учитель: Молодцы! Я тоже вами довольна!

Учитель: А теперь я предлагаю вам побыть не только в роли музыкантов оркестра, но и певцов.

Исполнение песни «Калинка» МОЛОДЦЫ!

Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры.

Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу

– А сейчас  предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.

Игра «Третий лишний».

- Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Бубен, трещотка, литавры.

  • Домра, труба, свирель.

  • Балалайка, скрипка, гусли.

  • Жалейка, ложки, рубель

  • Гармошка, свистулька, дудка

  • Балалайка, домра, дрова

А сейчас музыкальные загадки:

  1. Определить какой звучит музыкальный инструмент?

  2. Необходимо определить какой из оркестров звучит? (духовой, симфонический, народный, эстрадный)

А сейчас отгадаем Кроссворд и его ключевое слово оркестр

1.Ими щи хлебают

Барыню играют - ложки


2. В руки ты её возьмешь.

То растянешь,

То сожмешь- гармонь


3.У неё есть три струны

Их рукой щипать должны -балалайка


4.Бубенцами зазвучу.

Меня положишь-

Я молчу -бубен


5.А Садко на них играл

И душевно напевал - гусли


6.Ой, трещит она, трещит,

Всех игрою веселит!-трещотка


7.Раз дощечка, два дощечка

Озорно играют.

Как сороки затрещат

Все уши затыкают -дрова

Заключение. Урок подходит к концу.

Домашнее задание.

Нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, в классе мы устроим выставку ваших рисунков.

Итог урока, рефлексия. У каждого на столе лежит кружок со смайликом –посмотрите, с одной стороны у него прекрасное настроение, с другой грустное. Выберите того, который соответствует вашему. А я посмотрю с каким настроением вы уходите в свой класс… Глядя, на смайлики видно, что у вас прекрасное настроение и урок удался, и я с радостью прощаюсь с вами до следующего урока. До свидания.





Анализ работы учащихся на уроке и результаты урока. Урок проводился с использованием мультимедийной презентации, что способствовало активизации внимания детей, лучшему усвоению программного материала. Для снятия напряжения в урок была включена игра на музыкальных инструментах. Развивала внимание, мышление, речь. Качество усвоения пройденного материала было проверено с помощью игры «Третий лишний». Ребятам очень нравится такая форма проведения урока. Все активно работали, и урок прошёл в непринужденной обстановке. Ученики высказывали своё мнение, с желанием выполняли все предложенные задания.     Считаю, что урок решает триединую задачу: является обучающим, развивающим, воспитывающим. Дети справились с предложенным материалом, так как при подборе материала учитывались индивидуальные способности. Доброжелательная обстановка, взаимопомощь, оборудование урока оказали положительный эффект на результат урока. Урок достиг своей цели. Поставленные задачи были реализованы.





























Ударные

Медные духовые

Деревянные духовые

Струнно-смычковые

Струнно-щипковые

Трещотки

Горн

Гобой

Скрипка

Домра

Литавры

Тромбон

Флейта

Альт

Балалайка

Барабан

Труба

Жалейка

Виолончель

Гусли

Там-там

Туба

Волынка

Контрабас

Гитара

Бубен

Валторна

Кларнет

 

Арфа

Челеста

Фанфары

Фагот

 

 

Тарелки

Саксофон 

Свирель 

 

 

Кастаньеты

 

Дудка 

 

 

Ложки






Ударные

Медные духовые

Деревянные духовые

Струнно-смычковые

Струнно-щипковые

Трещотки

Горн

Гобой

Скрипка

Домра

Литавры

Тромбон

Флейта

Альт

Балалайка

Барабан

Труба

Жалейка

Виолончель

Гусли

Тамтам

Туба

Волынка

Контрабас

Гитара

Бубен

Валторна

Кларнет

 

Арфа

Челеста

Фанфары

Фагот

 

 

Тарелки

Саксофон 

Свирель 

 

 

Кастаньеты

 

Дудка 

 

 

Ложки





Игра «Третий лишний» - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Бубен, трещотка, литавры.

  • Домра, труба, свирель.

  • Балалайка, скрипка, гусли.

  • Жалейка, ложки, рубель

  • Гармошка, свистулька, дудка

  • Балалайка, домра, дрова



Игра «Третий лишний» - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Бубен, трещотка, литавры.

  • Домра, труба, свирель.

  • Балалайка, скрипка, гусли.

  • Жалейка, ложки, рубель

  • Гармошка, свистулька, дудка

  • Балалайка, домра, дрова



Игра «Третий лишний» - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Бубен, трещотка, литавры.

  • Домра, труба, свирель.

  • Балалайка, скрипка, гусли.

  • Жалейка, ложки, рубель

  • Гармошка, свистулька, дудка

  • Балалайка, домра, дрова



Игра «Третий лишний» - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

  • Бубен, трещотка, литавры.

  • Домра, труба, свирель.

  • Балалайка, скрипка, гусли.

  • Жалейка, ложки, рубель

  • Гармошка, свистулька, дудка

  • Балалайка, домра, дрова



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока в 4 классе из раздела "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"

Автор: Васильева Ольга Васильевна

Дата: 07.12.2016

Номер свидетельства: 367007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация и конспект урока музыки "Фольклор - народная мудрость""
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiiaikonspiekturokamuzykifolklornarodnaiamudrost"
    ["file_id"] => string(6) "337575"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468584127"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по музыке во 2 классе     Тема: «Проводы зимы.  Пришла к нам масленица»"
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-muzykie-vo-2-klassie-tiema-provody-zimy-prishla-k-nam-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "257890"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448395613"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока музыки во 2 классе " Встреча весны""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-vstriecha-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "258539"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448523688"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект  праздника  "День Знаний"   во 2 класса "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-prazdnika-dien-znanii-vo-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "235968"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443898758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства