kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки для 6 класса по теме: "Инструментальный концерт. Итальянский концерт".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 6 класса по теме: "Инструментальный концерт. Итальянский концерт", разработанный в рамках ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки для 6 класса по теме: "Инструментальный концерт. Итальянский концерт".»




МБОУ УСОШ №4

Конспект урока музыки в 6 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема урока: « Инструментальный концерт. Итальянский концерт».
















Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.







г. Удомля

2017г.

Тема урока: «Инструментальный концерт. Итальянский концерт».

Цель: знакомство с жанром инструментального концерта;

Задачи урока:

  • закрепление представления о различных видах концерта;

  • расширение представления о программной музыке;

  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования;

  • расширение с помощью Интернета представлений о концертно-музыкальных традициях разных стран мира.


Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.


Вид урока: урок-размышление.


Планируемые результаты изучения:

Научиться сопоставлять образное содержание музыкального произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года» (1ч. Allеgro), А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» (2ч. Largo), И.С. Бах «Итальянский концерт».

Художественный материал:



















Ход урока.


  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (А Бородин). С каким жанром мы познакомились? (Ноктюрн) Какое произведение мы слушали? (Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородина, Ноктюрны Чайковского и Шопена).


Дж. Томсон писал: (перевод Жуковского): (Слайд 4)

О Боге нам гласит времён круговращенье,

О благости Его – исполненный Им год.

Творец! Весна – Твоей любви изображенье…


Сегодня на уроке речь пойдет об инструментальном концерте. Давайте вспомним, что такое концерт?

- Концерт - (в переводе с итальянского означает согласие, с латинского – состязание). Концерт - музыкальное произведение, для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Обычно состоит из трех частей. Встречаются концерты для одного инструмента, без оркестра, для оркестра без солиста, концерты для хора. В русской музыке широко применялся жанр хорового духовного концерта.


2. Формулирование темы урока. (Слайд 5)

Прочтите на стр. 108 тему сегодняшнего урока:

«Инструментальный концерт».

- Определите цель нашего урока.

- Продолжить знакомство с жанром инструментальный концерт.


Планирование деятельности. (Слайд 6) Рассмотрите разворот учебника на стр. 108 -113 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


ПЛАН:

  • рассмотреть изобразительный ряд учебника;

  • познакомиться с творчеством итальянского композитора А.Л. Вивальди;

  • прослушивание и анализирование фрагментов из цикла «Времена года»;

  • чтение сонетов Вивальди;

  • прослушивание и анализирование 1-ой части «Итальянского концерта» И.С. Баха.


  1. Работа над новым материалом.


Задание 1 рассмотреть изобразительный ряд учебника;

Рассматривая рельефы Гужона, и репродукцию картины Боттичелли попробуйте догадаться, музыка какого времени, какой эпохи будет звучать на уроке.


(Слайд 7) Нимфы Жана Гужона — это божества, олицетворяющие силы природы, поэтизирующие их. Слушая шум ветра, шелест листвы, журчание воды, скульптор проникался чувством священного восторга перед чудом, заключённым в слове „природа“.


(Слайд 8) «Весна»— картина Сандро Боттичелли, была написана для виллы Кастелло под Флоренцией. Эта работа, в которой сошлись самые разные мотивы, знаменовала собой важный поворот в живописи, не подчиненной никаким канонам. Христианская тема проявляется здесь в том, что главная героиня напоминает Мадонну, рука которой словно благословляет всех. Русский искусствовед Павел Муратов писал о Боттичелли: «Он первым встречал утренний туман нового и долгого дня в истории мира под единственным знаменем чистого искусства».

- Эти произведения относятся к XVI-XVIII вв. время, когда возник стиль барокко в Западной Европе. Началом эпохи барокко принято считать 1600г.,с появлением итальянской драмы для музыки (оперы) а концом 1750г., когда ушел из жизни И.С. Бах. Именно искусству барокко свойственны динамичность и бурное движение


Задание 2 познакомиться с творчеством итальянского композитора А.Л. Вивальди;

(Слайд 9) Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Один из величайших композиторов XVII – XVIII Жил и творил в эпоху барокко, был создателем жанра – инструментального концерта.

Известно около 450 концертов Вивальди. В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части. Принцип контраста определял трехчастную форму концерта.

1-я часть – быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления

2-я часть – лирическая, певучая, более скромная по размерам

3-я часть – финал, подвижный, блестящий


(Слайд 10) Времена года Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений этого стиля. Произведение «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра.

Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами.

Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.

Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни

весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность

зима - конец пути - старость.


Задание 3 прослушивание и анализирование фрагментов из цикла «Времена

года»;

(Слайд 11) Послушайте фрагмент одного из концертов и скажите, с каким временем года ассоциируется эта музыка? (Слушание фрагмента)

Ответы уч-ся:

Послушайте полностью первую часть концерта «Весна» и ответьте на вопросы:

- В какой форме написана 1 часть концерта?

- Какую картину вы представили?


Слушание «Весна» (1ч. Allegro) А. Вивальди.

Ответы уч-ся:

- Форма рондо.

- Картину весенней природы.


- Как звучит главная мелодия 1-й части концерта?

- эта часть начинается веселой беззаботной мелодией, легкой, светлой, прозрачной, непринужденной.

(главная мелодия в форме рондо называется рефреном)


Что композитор изобразил в эпизодах?

- Пение птиц, журчание ручейков, удары грома и вспышки молний.

Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.


- Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.

Задание 4 чтение сонетов Вивальди;

Прочтите сонеты на стр. 110-111, и скажите, какой из них больше созвучен и точнее раскрывает музыкальный образ концерта?

(Ответы уч-ся).

- Литературный текст подобен музыкальному и каждое из искусств своими средствами воспроизводит состояние человека, его чувства, вызванные приходом весны.

(Слайд 12) Из концерта «Зима» А. Вивальди мы послушаем 2ч. Largo. Послушайте и проанализируйте музыку концерта


Слушание «Зима» (2ч. Largo) А. Вивальди.

(Ответы уч-ся). Музыка спокойная, напевная задушевная, задумчивая, лирическая.

- Почему в наше время часто исполняется музыка, написанная более трех веков назад?

(Ответы уч-ся).


В ы в о д: Композитор, в своих концертах выразил собственное восприятие окружающего мира. В музыке переданы чувства человека, его отношения к природе, миру. Они неизменны, постоянны, независимо от того, в какую эпоху живет человек.

Концерты Вивальди положили начало развитию жанра инструментального концерта.


(Слайд 13) О ком Л.Бетховен говорил?

Не ручей - море ему имя!


(Слайд 14) Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор XVIII века.

Интерес к музыке Баха возник более 70-ти лет после его смерти. Музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.

Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. Успех не вскружил ему голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком.


(Слайд 15) Отрадой в его жизни были творчество и семья. Подросшие сыновья – Вильгельм, Филипп, Иоганн - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами.


(Слайд 16) И.С. Бах – современник Вивальди. Среди его произведений есть «Итальянский концерт», написанный для клавира (клавишные инструменты – клавикорд, клавесин, фортепиано.) Он использовал опыт итальянских мастеров. Трёхчастное строение, контраст движения (быстрое –медленное - быстрое), контраст ладовой окраски (мажор – минор - мажор)


Задание 5 прослушивание и анализирование 1-ой части «Итальянского концерта» И.С. Баха.


(Слайд 17) Послушайте 1-ю часть «Итальянского концерта» и проанализируйте


Слушание 1-й части «Итальянского концерта» И.С. Баха

Ответы уч-ся: музыка оживленная, стремительная светлая, легкая, подвижная, устремленная.


Большинство слушателей музыки И.С. Баха, объясняя свои ощущения от его музыки, упоминали чаще всего такие слова, как "очищение", "умиротворение", "прояснение", "утешение".


(Слайд 18) Сам же Иоганн Себастьян Бах сказал об этом еще более кратко:

"Цель музыки - трогать сердца".


Работа над песнями.


IV. Подведение итогов. (Слайд 19)

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 25.11.2017

Номер свидетельства: 440685


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2000 руб.
2500 руб.
1690 руб.
2110 руб.
1950 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства