kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья Векторы трансформации подходов к развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся (по истории и обществознанию)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня перед школой стоит задача внедрения в учебно-воспитательный процесс таких форм и методов работы, которые способствовали бы развитию личности и активизации мыслительной деятельности учащихся. Поиск новых форм, методов и приемов работы педагога в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях модернизации образования обучение должно быть направлено на формирование активной творческой личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире. В статье представлены основные направления развития проектной деятельности учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья Векторы трансформации подходов к развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся (по истории и обществознанию)»

Векторы трансформации подходов к развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся (по истории и обществознанию) – сегодня

Автор: М.В. Усатова

рук. ШМО учтелей общественных дисциплин,

учитель музыки и МХК

МАОУ СОШ №30


Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведётся работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества. Кроме этого современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

Сегодня перед школой стоит задача внедрения в учебно-воспитательный процесс таких форм и методов работы, которые способствовали бы развитию личности и активизации мыслительной деятельности учащихся. Поиск новых форм, методов и приемов работы педагога в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях модернизации образования обучение должно быть направлено на формирование активной творческой личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.


Первый вектор.

Работа с различными не адаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета)

Основная нагрузка для осуществления первого вектора кладётся на работу с первоисточниками (документами). Эта работа позволяет уйти от запоминания и воспроизведения интерпретаций, построенных как монологи. Возникает плодотворный диалог, точнее ряд диалогов (ученик – документ, ученик – учитель, ученик - ученик). Следует брать такие документы, которые описывали бы исторические и обществоведческие события с разных точек зрения. Из столкновения противоположных позиций вырастает постановка проблемного вопроса к ученику. Ученики, работающие с первоисточниками, проделывают две операции: а) извлекают из документов факты; б) интерпретируют их в некотором связанном описании.

Можно выделить несколько этапов работы с документами:

  1. Привыкание к документу;

  2. Простейшие самостоятельные интерпретации документа;

  3. Знакомство с разнотиповыми документами;

  4. Пробуждение исторического самосознания учащихся.


Второй вектор.

Анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания.

Сущность этого вектора заключается в следующем: определённые текущие события и современные процессы должны быть проанализированы и прокомментированы с опорой на изученный ранее материал и с применением, представленных в нём методов познания социальных явлений.

Что даёт осуществление этого вектора на практике в работе с учащимися?

Во-первых, устанавливает конкретные объективно необходимые результаты обучения.

Во-вторых, помогает в проведении среза знаний учащихся.

В-третьих, исключает случайные опросы, которые адаптируют учащихся на лёгкость приобретения оценок.

В-четвёртых, за основу берётся корректировка субъективной модели познания: Понимание – Знания – Умения – Навыки.

На практике для осуществления этого вектора можно применять немаловажный технологический приём как тестирование. Тесты нацелены на активизацию познавательной деятельности. Учащийся, выполняющий тестирование, делает следующие умственные операции: анализирует, выделяет главное, обобщает, самостоятельно локализирует исторические и общественные явления в пространстве и во времени. А это значит, что происходит весь процесс познания от живого созерцания к абстракции, от него – к практике.

Третий вектор.

Участие в дискуссиях, диспутах, брифингах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции. Оппонирование иному мнению.

Как осуществлять этот вектор? Предлагается материал для дискуссий, в ходе которых высказываются разные точки зрения, выслушиваются и обсуждаются аргументы и контраргументы. Эти дискуссии могут проходить как на уроке, так и во внеурочное время с участием класса или в любой группе желающих обсудить проблему. Чтобы учащиеся умели дискутировать, в процессе обучения целесообразно формировать и отслеживать следующие умения:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, алгоритм, аудиовизуальный ряд, диаграмма);

  • Передача информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Сформировавшиеся в этой деятельности умения становятся ценнейшими достижениями учащихся в результате получения полного среднего общего образования.

Четвёртый вектор.

Подготовка рефератов, освоение приёмов оформления результатов исследования актуальных социальных, экономических и политических проблем.

Как трансформировать данный вектор? По предлагаемым темам на основе одной или нескольких публикаций развёрнуто излагаются их основные идеи и показывается отношения автора реферата у этим противоречивым взглядам. В самом начале приобщения учащихся к написанию рефератов даются образцы таких работ. Идут рассуждении позитивных и негативных сторон написанного реферата. Например, по философским концепциям даётся образец написания реферата на тему: «Нравственность – спор философов» по плану:

  1. Э Фромм «Моё кредо», «Любовь – искусство»;

  2. Д.Локк, Ф.Ницше – основатели «эгоистичной нравственности»;

  3. Зло – добро в концепциях русских философов (П.Флоренского, Н. Бердлева, В.Розанова)

При этом в ходе приобретения знаний, навыков и умений идёт работа с учащимися по составлению самостоятельных проектных работ, ученических микроисследований. Эта работа может осуществляться как индивидуально, так и с группой учащихся. Чтобы учащиеся (10-11классов) писали настоящие рефераты, а не пародийные, надо приобщать их к выбору чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Учащиеся должны владеть навыками редактирования текста, а также вести работу с текстами различных стилей, понимали их специфику, адекватно воспринимать язык средств массовой информации.

В ходе подготовки учащихся к написанию рефератов старшеклассники должны владеть приёмами исследовательской работы, элементарными умениями прогноза, умением отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если?…» в хорошо подготовленных классах для написания реферата можно предлагать темы под ракурсом «Историзм в философских концепциях» или «Экзистенционализм – философия жизни». К числу приверженцев были отнесены, признанные теперь классики философской мысли: М.Хайдеггер, К.Ясперс, А.Камю, Ж.Сартр. Можно предложить учащимся готовый реферат, чтобы появился интерес к теории экзистенционализма «Абсурд как следствие историцизма в философских концепциях».

Пятый вектор.

Создание эссе.

Эссе (слово французское) – прозаический этюд. В чём же его сущность?

Предлагаемые высказывания являются исходной точкой для написания эссе. В этих высказываниях отражаются собственные размышления, опирающиеся на изученный материал и личный опыт с использованием изученных понятий, категорий. Излагается и аргументируется своё видение проблемы и отношение к высказыванию. Таковы требования к написанию эссе.

Без внедрения аксиологии в процесс преподавания обществознания выполнить требования к написанию эссе невозможно. Об этом говорят доктора педагогических наук М.Поташник и Е.Ямбург в своих многочисленных публикациях. В частности в публикации «Аксиология – метод познания материальной действительности на основе выбора той или иной концепции». Через свои многочисленные монографии они убеждают молодое учительское сообщество вести преподавание на альтернативной основе, постоянно касаясь аксиологии, как теории ценностей, представление о благах, значимых для человека. Когда учитель работает с учащимися, внедряя принципы аксиологии, учащиеся пишут не пародийные микросочинения, а настоящее эссе, рассуждая о добре и зле, о справедливости, о чести, о совести и достоинстве, с точки зрения философии (В.Розанова, Ф.Ницше, И.Ильина, Э.Фромма, В.Соловьёва), А так же о русском менталитете с токи зрения П.Сорокина и Н.Бердяева. Их концепции – это рассуждения о человеке во взаимосвязи с природой, с обществом, с человеком. Ученики начинают осознавать, что из всех наук, которые человек может и должен знать, есть главнейшая наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Вот в чём ценность эссе. В настоящее эссе вкладывается общий труд, общие усилия учителя и ученика. Учитель обязательно сам должен писать эссе, показывая образцы и подходы к раскрытию предлагаемых тем по сферам общества.

А что же такое тогда реферат? Реферат – слово латинское. С одной стороны это изложение содержания научной работы, книги, статьи. А с другой – доклад на определённую тему, включающий обзор литературы, источников, с исследованием характером. Это можно посмотреть в «Современном словаре иностранных слов» под редакцией кандидатов философских наук Лапда, Смыслова, Апресяна, Чёрного.


Таким образом, можно сделать следующие выводы:


1. Важная задача учителя – обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;

2. Ученика привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность;

3. Одним из резервов повышения эффективности обучения учащегося является целенаправленное формирование мотивации учебного процесса;

4. Существенное значение при положительном отношении ученика к учению имеет понимание значимости знаний;

5. В целях значимости качественного преподавания истории, обществознания учитель должен опираться на познавательный процесс школьников, и, целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала, и, формирует устойчивый интерес к предмету;

6. Важнейший критерий возникшего познавательного интереса – появление вопросов у учащихся в процессе учебной деятельности;

7. Привлечение на уроках современного материала является средством достижения сознательного отношения подростков к учению, которое придаёт обучению актуальность;

8. На основе предложенного материала мы считаем, что наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как семинар, игра, написание эссе, рефератов, проектов, работа с историческими документами и видеоматериалами. Учитель, усвоив содержание предложенных методов, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса;

9. Для успешного преподавания истории, обществознания необходимо также знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приемы преподавания истории.


Содержание данной статьи может быть использовано учителям истории и обществознания при организации реального учебно-воспитательного процесса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Усатова Марина Владимировна

Дата: 28.09.2016

Номер свидетельства: 346521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства