Программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа" к ДПОП "Фортепиано"
Программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа" к ДПОП "Фортепиано"
Учебный предмет "Специальность и чтение с листа" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано. срок освоения программы 8(9) лет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы;
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Для поступающих в образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
Содержание
1 класс
2-8 классы
9 класс
Максимальная учебная нагрузка в часах
1777
297
Количество часов
на аудиторные занятия
592
99
Общее количество часов
на аудиторные занятия
691
Общее количество часов
на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
1185
198
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Материально-техническая база ДМШ им. Р.М. Глиэра соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Специальность и чтение с листа» оснащены роялями и/или пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров.
Имеется наличие концертного зала с концертным роялем, библиотека и фонотека. Помещения своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения
Классы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
32
33
33
33
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
2
2
2
2
2,5
2,5
2,5
2,5
3
Общее количество часов на аудиторные занятия
592
99
691
Количество часов на самостоятельную работу в неделю
3
3
4
4
5
5
6
6
6
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам
96
99
132
132
165
165
198
198
198
1185
198
1383
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)
5
5
6
6
7,5
7,5
8,5
8,5
9
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные)
160
165
198
198
247,5
247,5
280,5
280,5
297
1777
297
2074
Объем времени на консультации (по годам)
6
8
8
8
8
8
8
8
8
62
8
70
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учётом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 3- х часов в неделю. Консультации 6 часов в год.
Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год обучающийся должен пройти 20-30 небольших произведений, освоить основные приёмы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) лёгкие сонатины и вариации.
За учебный год обучающийся должен сыграть:
Зачёт в 1-м полугодии - две разнохарактерные пьесы;
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Примерный репертуарный список:
1. Пьесы полифонического склада
Бах И. С. Нотная тетрадь А.М.Бах (по выбору)
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1-я часть (по выбору)
Бах И.С. Двухголосные инвенции До мажор, ре минор
Гендель. Г. Две сарабанды
Моцарт Л. Менуэт ре минор, Бурре ре минор
Скарлатти Д. Ария
Моцарт В. Менуэт фа мажор, Аллегро си бемоль мажор
Тюрк Д.Г. Ариозо фа минор, Аллегретто ре мажор
Рейман В. Канон
Крутицкий М. Зима
Кригер И. Менуэт ля минор
Левидова Д. Песня ля минор
Корелли А. Сарабанда
Гедике А. Русская песня ля минор, Менуэт, Сарабанда, Фугато.
Сперонтес. Менуэт, g-moll
Шевченко. Канон
А. Гольденвейзер. Маленький канон.
Рамо. Ригодон
Пёрселл. Менуэт
Глинка М. Полифоническая пьеса ре минор.
2. Этюды
Гнесина Е. Фортепианная азбука, Маленькие этюды для начинающих, Подготовительные упражнения по различным видам фортепианной техники (по выбору)
Лемуан А. Соч. 37 "50 характерных прогрессивных этюдов"
Лешгорн А. Избранные этюды для начинающих
Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера, 1 ч.
Черни К. Соч. 139 (по выбору)
Шитте Л. Соч. 108, "25 маленьких этюдов", Этюды, ор. 70, на выбор, соч.160. 25 легких этюдов: №№1-20
Беркович И. Маленькие этюды №№1-14
Бургмюллер. Этюды. ор. 100, на выбор
Беренс. Г. Этюды, ор. 70, на выбор.
Гедике А. Этюды, ор. 36, на выбор, Соч.32. 40 мелодических этюдов для начинающих: № 2, 3, 7 3. Крупная форма
Андрэ. Сонатина, C-dur
Бейл А. Сонатина Соль мажор;
Беркович И. Сонатина Соль мажор, Сонатина До-мажор, Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде», «Светлячок», вариации на грузинскую народную тему
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор
Вагнер Э. Сонатина, I часть;
Вильтон К. Сонатина;
Гедике А. Соч.36 Сонатина До мажор,
Гедике А. Соч.46. Тема с вариациями До мажор
Диабелли А. Сонатина Соль мажор.
Кабалевский Д. ор. 51 № 1, Легкие вариации на тему русской народной песни;
Клементи М. Соч.36. Сонатины №№1,2
Мелартин Э. Сонатина соль минор
Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта», Лёгкие вариации, Аллегро Си-бемоль мажор, Шесть легких сонатин (по выбору)
Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я»
Некрасов Ю. Маленькая соната ми минор, I, II части;
Рейнеке К. Соч.136. Аллегро модерато, Андантино из сонатины Соль мажор, Соч.127. Сонатина Соль мажор, ч.2
Салютринская Т. Сонатина
Тюрк Д. Г. Сонатина До мажор.
Хаслингер Т. Сонатина До мажор
Чимароза Д. Сонаты ре минор, соль минор
Чимароза Д. Соч.46. Тема с вариациями До мажор
Штейбельт Д. Сонатина До мажор 1 часть
4. Пьесы
Александров А. Шесть маленьких пьес для фортепиано: Дождик накрапывает, Когда я был маленьким.
Беркович И. 25 легких пьес: Украинская мелодия, Осень в лесу, Вальс, Сказка, Мазурка.
Гендель Г. Менуэт ре минор, Две сарабанды: Фа мажор, ре минор, Менуэт, Сарабанда с вариациями, Марш
Корелли А. Сарабанда
Моцарт Л. Буррэ, Марш, Менуэт e-moll, Ария d-moll
Павлюченко В. Фугетта
Пахельбель И. Сарабанда
Рамо Ж. Ригодон
Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Колыбельная песенка
Скарлатти Д. Ария, Менуэт ре минор
Телеман Г. Модерато
Циполи Д. Фугетта ми минор; Фугетта Фа мажор, Менуэт, ре минор
Щуровский Ю. Канон
2. Этюды
Беренс. Этюды, ор. 70. (по выбору)
Беркович. Этюды (по выбору)
Гедике А. Соч.32. 40 мелодических этюдов, 2-я часть
Гнесина Е. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники (по выбору)
Лакк Т. Соч.172. Этюды (по выбору)
Лекуппэ Ф. "Прогресс" (по выбору), Соч.17. Азбука. 25 легких этюдов (по выбору)
Лемуан А. Соч.37 "50 характерных прогрессивных этюдов" (по выбору), Соч.17. Этюды (по выбору)
Черни К. "Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера (по выбору)
Шитте А. Соч.108. 25 маленьких этюдов (по выбору) Соч.160. 25 легких этюдов (по выбору)
3. Крупная форма
Андрэ А. Сонатина Соль мажор
Бейл А. Сонатина ля минор I часть
Беркович И. Сонатина Соль мажор, Концерт № 2
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, Фа мажор, Сонатина для мандолины
Вебер. Сонатина С-dur
Гедике А. Сонатина До мажор соч. 36; Тема с вариациями соч. 46
Гайдн Й. Легкие сонаты
Гендель Г. Концерт Фа мажор
Гурлит В. Сонатина Соль мажор
Диабелли. Сонатина F-dur
Жилинский А. Сонатина Соль мажор
Кабалевский Д. Вариации F-dur, ор. 51, № 1
Кулау Ф. Вариации g-moll, Сонатина Соль мажор, I, II часть, Сонатина До мажор, I часть
Клементи М. Соч.36№1 Сонатина До мажор, Сонатина, ор. 36 № 2
Лихнер Г. Рондо
Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни (соль минор)
Мелартин Э. Соч.84 №2 Сонатина соль минор
Моцарт В. Шесть легких сонатин, Легкие вариации До мажор, Рондо До мажор
Плейель. Сонатина D-dur
Салютринская Т. Сонатина Соль мажор
Сорокин К. Тема с вариациями
Хаслингер Т. Сонатина До мажор Соч. 36, №1
Чимароза Д. Сонаты ля минор, Соль мажор
Шуман Р. Соч.118 Детская соната, ч.1
4. Пьесы
Акумура. Кукольная колыбельная
Бургмюллер Ф. Баллада, Баркарола;
Гедике А. соч.6 Пьесы № 5, 8, 15,19; соч.58 Прелюдия
Гречанинов А. Соч.123 " Бусинки" (по выбору), соч.98 Детский альбом (пьесы по выбору);
Григ Э. Соч.12: Танец эльфов, Вальс ля минор
Глиэр Р. Соч.43 Рондо Соль мажор
Кабалевский Д. Соч.27 "30 детских пьес" (по выбору).
Канеда. Давным-давно, Спокойная ночь осенью
Караманов А. Лесные картинки
Корганов Т. Веселые колокольчики
Косенко В. Соч.15 "24 детские пьесы для фортепиано" (по выбору).
Лак Т. Тарантелла
Лукомский Л. 10 пьес: Разговор, Вальс
Майкапар С. Соч.28 "Бирюльки", Маленькие новеллетты (по выбору), Листок из альбома
Мак-Доуэлл Э. Металлиди Ж. Танцующие светлячки
Накада. Танец дикарей
Парфенов И. Белочка, Подснежник, Танец зеленой лягушки.
Прокофьев С. Соч.65. Сказочка, Марш, Утро, Прогулка, Шествие кузнечиков
Пуленк Ф. Сельские сцены: Тирольский вальс, Стаккато, Полька.
Раков Н. 24 пьесы в разных тональностях (по выбору).
Сигмейстер Э. Фортепианная музыка для детей (по выбору).
Скарлатти Д. Ларгетто
Слонов Ю. Пьесы для детей: Скерцино, Светланина полька, Утренняя прогулка
Шостакович Д. "Танцы кукол": Гавот, Шарманка
Штраус И. Анна-полька
Шуман Р. Альбом для юношества: Соч.68 Дед Мороз, Веселый крестьянин, возвращающийся с работы, Мелодия, Марш
Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом": Старинная французская песенка, Болезнь куклы, Полька, Немецкая песенка, Сладкая греза, Песня жаворонка
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
А. Лемуан Этюды соч.37, №, 11
Л. Бетховен Сонатина Фа мажор, 1-я часть
И. Парфенов Танец зеленой лягушки
Вариант 2
К. Черни-Гермер Этюды №, 5 (2-я часть)
В. Моцарт Вариации на тему из оперы "Волшебная флейта"
П. Чайковский Сладкая греза
Вариант 3
А. Лемуан Этюд соч. 37, №32
М. Клементи Сонатина До мажор, 3-я часть
Ф. Бургмюллер Баллада
3 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 4 часов в неделю. Консультации 8 часов в год.
В целом, требования совпадают со 2 классом, но с учетом усложнения программы годовой объем материала составляет:
2 полифонических произведения,
2 крупные формы,
5-7 этюдов,
3-4 пьесы (среди них обязательно пьеса кантиленного характера),
Совершенствование навыков чтения с листа.
С 3 класса учащиеся начинают сдавать гаммы в классе.
Требования к гаммам:
- мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков в прямом движении (все гаммы с симметричной аппликатурой играть в противоположном движении) в две октавы;
- минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) «ля».и «ми», «соль», «ре» в прямом движении двумя руками в две октавы;
- Хроматические каждой рукой отдельно от всех клавиш, от «ре», «соль-диез» в противоположном движении в две октавы;
- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях,
- арпеджио короткие по четыре каждой рукой отдельно.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
Требования к промежуточной аттестации:
- зачет в виде академического концерта в конце 1-го полугодия - полифония и пьеса;
- переводной экзамен в конце 2-го полугодия.
Требования к переводному экзамену: этюд, крупная форма, пьеса.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Арман А. Фугетта До мажор
Бах И. С. Нотная тетрадь Магдалены Бах: Менуэт №3 до минор, Менуэт №12 Соль мажор, Марш №16, Полонез №19;
Маленькие прелюдии и фуги: I тетрадь - № 5 ре минор; № 9 Фа мажор; № 3 ре минор; № 4 Ре мажор; № 5 Ми мажор; № 6 ми минор.
II тетрадь - Маленькая двухголосная фуга до минор. Двухголосные инвенции (по выбору), Трехголосные инвенции (по выбору), Сарабанда и ария из Французской сюиты до минор
Бах И.Х. Аллегретто
Бах Ф.Э. Менуэт, Соло для чембало.
А. Гедике, ор. 60, Инвенция № 9, Прелюдия ля минор.
Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда с вариациями; Куранта.
Глинка М.И. Четыре двухголосные фуги
Кирнбергер И. Менуэт Ми мажор
Корелли А. Сарабанда ми минор
Кригер И. Сарабанда
Лядов А. Зилоти А.
"Четыре русские народные песни": Подблюдная, Колыбельная
Майкапар С. Соч.28. Бирюльки: Прелюдия и фугетта до-диез минор
Маттесон. Сюита: Фантазия, Ария, Менуэт.
Моцарт Л. Сборник фортепианных пьес для начинающих по нотной тетради Леопольда Моцарта: Бурре ре минор, Сарабанда, Жига
Мясковский Н. Соч.33 "Легкие пьесы в полифоническом роде"
Кабалевский Д. соч.27 Токкатина, соч. 39 Клоуны, Кавалерийская
Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Вальс, Скерцино, Пионерская песня
Кюи Ц. Испанские марионетки
Майкапар С. Мимолётное видение;
Соч.8 Токкатина,
Мелодия («Маленькие новеллетты»);
соч.23 Миниатюры:
Тарантелла;
соч.28, Бирюльки: Тревожная минута, Эхо в горах, Весною
Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса ля минор, К дикой розе
Мелартин Э. Утро
Мендельсон Ф. Песня венецианского гондольера, ор. 19 № 6; Песня без слов № 9, Ми мажор
Накада Е. История, увиденная во сне
Орик. Мазурка
Парфенов И. В весеннем лесу, О чем пела кукушка
Парцхаладзе М. Проказница
Прокофьев С. Соч.65 "Детская музыка": Утро, Прогулка, Марш, Раскаяние, "Ходит месяц над лугами"
Ребиков. Дервиш, Соч.2. Восточный танец
Свиридов. Колыбельная
Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Уличные игры, Солнечный день, Мелодии на банджо, Американская народная песня
Скарлатти Д. Пять легких пьес.
Франк Ц. Жалоба куклы, Осенняя песенка, Пьеса
Фрид Г. Семь пьес: «С новым годом!», Весенняя песенка
Чайковский П. Соч.39 Детский альбом (по выбору)
Шопен Ф. Кантабиле
Шуберт Ф. Экоссез Соль мажор, Менуэт
Шостакович Д. Танцы кукол (по выбору)
Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества (по выбору)
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
К. Черни-Гермер Этюды №1 (2-я часть)
Т. Грациоли Сонатина Соль мажор
Накада Е История, увиденная во сне
Вариант 2
К.Черни -Гермер Этюды № 24
Г. Гендель Концерт соль минор, 3-я часть
Дебюсси К. Маленький негритенок
Вариант 3
К. Черни Соч.299, Этюд №11
Л. Бетховен Соната №19, 1-я часть
Шуберт Ф. Экоссез Соль мажор
4 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 4 часов в неделю. Консультации 8 часов в год
Годовые требования:
2 полифонических произведения,
2 крупные формы,
5-6 этюдов,
3-4 пьес (среди них обязательно пьеса кантиленного характера),
чтение с листа.
Регулярно идет работа над гаммами и чтением с листа. Начиная с 4-го и по 7-й класс ежегодно проводится контрольное прослушивание проверки технических и исполнительских навыков.
- За год обучающийся должен пройти все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении (с симметричной аппликатурой) в четыре октавы;
- минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) «ля», «ми», «си», «до», «соль», «ре» в прямом движении в четыре октавы, в противоположном движении - «ля» и «ми» (гармонические и мелодические);
- Хроматические гаммы двумя руками от всех звуков, от «ре» и «соль-диез» в противоположном движении;
- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в этих же тональностях, арпеджио короткие двумя руками в 2-4 октавы, ломанные - каждой рукой отдельно.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
Требования к промежуточной аттестации:
- зачет в виде академического концерта в конце 1-го полугодия - полифония и пьеса;
- переводной экзамен в конце 2-го полугодия.
Требования к переводному экзамену: этюд, крупная форма, пьеса.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь 1: №№ 1,3,5-8,11,12, Тетрадь2: №№1,2,3,6; Двухголосные и трехголосные инвенции (по выбору), Французские сюиты (отдельные части)
Вебер Алеманда
Гедике. Инвенция F-dur
Гендель Г. Сюита Соль мажор, ми минор, Куранта Фа мажор
Гольденвейзер А. Соч.14 Фугетты Си-бемоль мажор, соль минор
Глинка М. Фуга ля минор, Фуга Си-бемоль мажор.
Кирнбергер И. Шалун
Лядов А. Соч.34 Канон до минор
Люлли Ж. Гавот соль минор
Моцарт В. Жига
Мясковский Н. Соч.78 №4 Фуга си минор, Элегическое настроение соч.43
Пахельбель. Сарабанда
Скарлатти. Два менуэта
Циполи Д. Фугетта ми минор, Менуэт и фугетта F-dur
2. Этюды
Беренс Г. Этюды соч.88 и соч.61 (по выбору)
Бертини А. Соч.29 "28 избранных этюдов" (по выбору)
Крамер И. Соч.60 Этюды (по выбору)
Лешгорн А. Этюды соч.66 и соч.136 (по выбору)
Мошковский М. Соч.18 №3, этюд Соль мажор (по выбору)
Черни К. Этюды, редакция Гермера ч.2, соч.299 (по выбору)
3. Произведения крупной формы
Бах И. С. Концерт фа минор
Бетховен Л. Вариации Соль мажор (6/8), сонаты соч.49 соль минор и Соль мажор
Гайдн Й. Сонаты (по выбору),концерт Ре мажор, Соль мажор
Глазунов А. Сонатина ля минор
Грациоли Т. Соната Соль мажор
Клементи М. Соч.38. Сонатина Си-бемоль мажор
Моцарт В. Сонаты: Домажор, Соль мажор
Чимароза Д. Сонаты: Си-бемоль мажор, до минор
Шуман Р. Детская соната Соль мажор, соч. 118
4. Пьесы
Барток Б. Баллада, Старинные напевы
Бетховен Л. Багатель соль минор, соч. 119
Григ Э. Лирические тетради (по выбору)
Даргомыжский А. Табакерочный вальс
Кабалевский Д. Новелла, соч.27
Лядов А. Соч. 53 Маленький вальс Соль мажор, Багатель Си мажор
Пахульский Г. Соч.8 Прелюдия до минора
Прокофьев С. Соч.65 "Детская музыка"
Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом", Соч.37. "Времена года": Март, Апрель
Шопен Ф. Ноктюрн до-диез минор (post.)
Шостакович Д. "Танцы кукол"
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Черни К. Соч.299, этюд N11
Бетховен Л. Соната Фа мажор, 2-я часть Рондо
Григ Э. Поэтическая картинка N 1, ми минор
Вариант 2
Крамер И. Соч.60, этюд N8
Моцарт В. Сонатина До мажор N 6, 1- я часть
Григ Э. Соч.38, Халлинг
Вариант 3
Черни К. Соч.299, этюды N 24
Гайдн Й. Соната Фа мажор, 1-я часть
Шопен Ф. Ноктюрн до-диез минор (post.)
5 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю. Консультации 8 часов в год
Годовые требования:
- 2 полифонических произведения,
- 2 крупные формы,
- 4-6 этюдов,
- 3-4 пьесы.
Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей, работа над гаммами.
За год обучающийся должен пройти:
- мажорные - диезные до 5-ти знаков включительно, бемольные до 4-х знаков в прямом и противоположном движении в четыре октавы;
- минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом движении двумя руками, кроме «фа-диез», «до-диез», «соль-диез»; в противоположном движении - «ля», «ми», «до», «соль» (гармонические и мелодические);
- Хроматические гаммы двумя руками от всех звуков, от «ре» и «соль-диез» в противоположном движении;
- тонические трезвучия с обращениями аккордами в этих же тональностях,
- арпеджио короткие двумя руками, ломанные в 2-4 октавы.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
Требования к промежуточной аттестации: -
- зачет в виде академического концерта в конце 1-го полугодия - полифония и пьеса;
- переводной экзамен в конце 2-го полугодия.
Требования к переводному экзамену: этюд, крупная форма, пьеса.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С. Двухголосные инвенции, Трехголосные инвенции (по выбору), Французские сюиты (по выбору), Маленькая прелюдия и фуга ля минор,
Гендель Г. Каприччио соль минор, пассакалия соль минор, Сюиты Соль мажор, ре минор, ми минор
Ипполитов-Иванов М. Соч.7 Прелюдия и канон
Лядов А. Соч.34 Канон до минор №2
Мясковский Н. Соч.78 Фуга си минор №4
2. Этюды
Аренский А. Соч.19 этюд си минор №1
Деринг К. Соч.46 двойные ноты
Крамер И. Соч.60 этюды
Лешгорн А. Этюды соч.66, соч.136
Мошковский М. Соч.72 этюды №№2, 5, 6, 10
Черни К. Этюды соч.299, соч.740
Лист Ф. Юношеские этюды соч.1
Шопен Ф. Этюд соч.10 N 9, соч.25 N 1
3. Произведения крупной формы
Бортнянский Д. Соната До мажор
Гречанинов А. Соч.110, Сонатина Фа мажор
Глинка М. Вариации на тему "Среди долины ровныя"
Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 5, 19, 20
Гайдн Й. Сонаты: Ре мажор, Соль мажор, Ми мажор,
Клементи М. Соч. 38 Сонатина Си-бемоль мажор, Фа мажор, До мажор, си минор, до-диез минор, Соч.37 Сонатина Ми-бемоль мажор
Моцарт В. Сонаты Фа мажор, Соль мажор, Си-бемоль мажор (3/4), До мажор, Рондо Ре мажор, Фантазия ре минор
4. Пьесы
Аренский А. Соч.25 Экспромт Си мажор, №1, Соч.53 Романс Фа мажор, Соч.46 Незабудка
Глазунов А. Юношеские пьесы
Григ Э. Соч.43 Птичка, Бабочка, Соч.3 Поэтические картинки, Ноктюрн До мажор
Шопен Ф. Вальс Ля-бемоль мажор №9, си минор №10, Мазурки соч.7, соч.17
Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества; Детские сцены
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Черни К. Соч.299, этюды № 28
Бетховен Л. Соната №20, 1-я часть
Григ Э. Соч.43 Птичка
Вариант 2
Черни К. Соч. 299 Этюд № 21
Моцарт В. Легкая соната До мажор, 1-я часть
А. Аренский Романс Фа мажор
Вариант 3
Черни К. Соч. 299 этюд №34
Гайдн Й. Соната Ре мажор, 1-я часть
Шопен Ф. Вальс Ля-бемоль мажор №9
6 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю. Консультации по специальности 8 часов в год.
Годовые требования по репертуару:
- 2 полифонии,
- 2 крупные формы,
- 4-5 этюдов,
- 2-3 пьесы. За год обучающийся должен пройти:
- мажорные - диезные до 5-ти знаков включительно, бемольные до 4-х знаков в прямом и противоположном движении и в терцию.
- минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) в прямом и противоположном движении кроме «фа-диез», «до-диез», «соль-диез».
- Хроматические гаммы в пройденных тональностях.
- Арпеджио с обращениями: короткие, длинные, ломанные.
- Доминантсептаккорд в основном виде каждой рукой отдельно.
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.
Требования к промежуточной аттестации:
- зачет в виде академического концерта в конце 1-го полугодия - полифония и пьеса;
- переводной экзамен в конце 2-го полугодия.
Требования к переводному экзамену: этюд, крупная форма (желательно классическое сонатное аллегро), пьеса.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С. Трехголосные инвенции, Французские сюиты, Английские сюиты (отдельные части), ХТК 1-й том: Прелюдии и фуги до минор, Ре мажор, ре минор, Ми мажор, ми минор, Фа-диез мажор, Си-бемоль мажор, ХТК 2-й том: Прелюдии и фуги до минор, фа минор
Гендель Г. Сюиты ре минор, ми минор
Шостакович Д. Прелюдии и фуги Ре мажор, До мажор, ля минор
Щедрин Р. Полифоническая тетрадь 2. Этюды
Аренский А. Этюд Ми-бемоль мажор №1
Беренс Г. Соч. 61 этюды
Гуммель И. Соч.125 Этюды
Кобылянский А. "Семь октавных этюдов"
Крамер И. Соч.60 Этюды
Лешгорн А. Соч.136 Этюды, Соч.65, 66
Мошковский М. Соч.72 Этюды №№2, 5, 6, 10
Черни К. соч.299 и соч.740 3. Произведения крупной формы
Бах И. С. Концерты фа минор, ре минор
Бах Ф. Э. Сонаты фа минор, ля минор, Рондо из Сонаты си минор
Бетховен Л. Соч.51 Рондо До мажор, Сонаты №№ 1, 5, 6, 8, 9, 10 (отдельные части), Девять вариаций Ля мажор
Клементи М. Соч.47 N 3 Соната Си-бемоль мажор, Соч.40 N 2 Соната си минор
Моцарт В. Сонаты: До мажор, Фа мажор, Ре мажор, Си-бемоль мажор, Концерты №№17, 23, Вариации Ре мажор
Мендельсон Ф. Концерт соль минор, 1-я часть
Парадизи П. Соната Ля мажор
Скарлатти Д. 60 сонат, под ред. А. Гольденвейзера (наиболее легкие) 4. Пьесы
Бородин А. Маленькая сюита
Григ Э. Лирические тетради (по выбору)
Дакен Л. «Кукушка»
Дворжак А. Соч.101 Юмореска N 7
Мак -Доуэлл Э. Соч.46 №2 «Вечное движение»
Мендельсон Ф. Песни без слов (по выбору)
Прокофьев С. Гавот из балета "Золушка"
Рахманинов С. Вальс Ля мажор, Мелодия, Полька
Фильд Д. Ноктюрны
Чайковский П. Русская пляска
Шопен Ф. Ноктюрн ми минор, фа минор, Полонез до-диез минор, Вальсы (по выбору)
Шуберт Ф. Экспромты соч. 90, Соч.142 Экспромты Ля-бемоль мажор
Шуман Р. Соч.124 Листки из альбома: Колыбельная, Вальс ля минор, Эльф, Бурлеска
Щедрин Р. В подражание Альбенису, Юмореска
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Крамер И. Этюд №10
Клементи М. Сонатина Соль мажор, 1-я часть
Дакен Л. «Кукушка»
Вариант 2
Черни К. Соч. 740 Этюды № 37
Гайдн Й. Соната ми минор, 1-я часть
Р. Щедрин Юмореска
Вариант 3
Черни К. Соч.299 Этюд № 3
М. Клементи Сонатина Соч. 36№6
Шуман Р. Соч.124 Листок из альбома
7 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю. Консультации по специальности 8 часов в год.
Требования по репертуару на год:
- 2 полифонии,
- две крупные формы,
- 4-5 этюдов,
- 2-3 пьесы, в том числе одна – романтическая.
За год обучающийся должен пройти:
- мажорные - диезные до 7-ми знаков включительно, бемольные до 5-ти знаков в прямом и противоположном движении, в терцию и дециму. Обучающиеся, поступающие после окончания школы в музыкальный колледж, играют гаммы в сексту.
- Хроматические гаммы во всех пройденных тональностях.
- Арпеджио с обращениями: короткие, длинные, ломанные.
- Доминантсептаккорд во всех тональностях.
Требования к промежуточной аттестации:
- зачет в виде академического концерта в конце 1-го полугодия - полифония и пьеса;
- переводной экзамен в конце 2-го полугодия.
Требования к переводному экзамену: этюд, крупная форма, пьеса.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И.С. Трехголосные инвенции, Французские сюиты, Английские сюиты ля минор, соль минор, ХТК 1-й том, Прелюдии и фуги (по выбору), ХТК 2-й том, Прелюдии и фуги: до минор, ре минор, Ми-бемоль мажор, Соль мажор, ля минор
Шостакович Д. Прелюдии и фуги: Ре мажор, До мажор, ля минор, Ми мажор, соль минор
Полторацкий В. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
2. Этюды
Беренс Г. соч. 61 Этюды Тетради 1-4
Лешгорн А. соч.66 Этюды №№27, 29, 32,соч. 136 Школа беглости (по выбору)
Черни К. соч. 299 Школа беглости №№9, 17, 20, 23-25, 28, 29, 32
Шусер А. Этюд №1
3. Крупная форма
Клементи М. Соната фа-диез минор, 1-я часть
Моцарт В. Сонаты До мажор №10, Ре мажор №9, Фа мажор №12, До мажор №7 (ред. А. Гольденвейзера), Концерты (по выбору)
Мендельсон Ф. Рондо-каприччиозо, Фантазия фа-диез минор, 1-я часть, Концерты соль минор №1, ре минор №2 4. Пьесы
Григ Э. Соч.52 «Сердце поэта», Соч.19 «Свадебный день в Тролльхаугене»
Дебюсси К. Арабески Соль мажор, Ми мажор
Мясковский Н. Соч.31 «Пожелтевшие страницы», Соч.25 «Причуды» (по выбору)
Прокофьев С. Соч.25 Гавот из "Классической симфонии", Соч.22 "Мимолетности"
Рахманинов С. Элегия, Мелодия, Вальс Ля мажор, Полишинель
Шостакович Д. Соч.1 "Три фантастических танца", Соч.34 Прелюдии
Чайковский П. "Времена года", Соч.10 Юмореска; соч.72 «Нежные упреки»
Шопен Ф. Ноктюрны: №2 Ми-бемоль мажор, №19 ми минор, №15 фа минор, Полонезы: соль-диез минор (post.), до минор
Шопен-Лист Польские песни
Шуберт Ф. Соч. 142 Экспромт Си-бемоль мажор, Соч.94 Музыкальные моменты
Шуман Р. "Лесные сцены", "Детские сцены", "Арабески"
Примеры экзаменационных программ
Вариант 1
Мошковский М. Соч.72 этюд №2
Бетховен Л. Соната №5, 1-я часть
Григ Э. Соч.52 «Сердце поэта»
Вариант 2
Черни К. Соч. 740. Этюд №13
Гайдн Й. Соната до минор, 1-я часть
Ф. Шопен Полонез соль-диез минор
Вариант 3
Черни К. Соч.740 Этюд №17
Моцарт В. Концерт №17, 1-я часть
С. Рахманинов Вальс Ля мажор
8 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю. Консультации по специальности 8 часов в год.
Учащиеся 8 класса могут играть на зачетах свободную программу; Главная задача этого класса - представить выпускную программу в максимально готовом виде.
Учащийся может пройти в году две программы, может повторить произведение из программы предыдущих классов. Перед экзаменом учащиеся обыгрывают выпускную программу на зачете, классных вечерах и концертах.
Требования к промежуточной аттестации:
- зачет в конце 1-го полугодия – два произведения на усмотрение преподавателя
- итоговая аттестация в конце 2-го полугодия.
Требования к выпускной программе: полифония, этюд, крупная форма, пьеса.
Учащиеся, планирующие дополнительное обучение в 9 классе, во втором полугодии сдают экзамен в рамках промежуточной аттестации.
Требования к программе для перехода в 9 класс:
- полифония (обязательно Прелюдия и фуга из ХТК Баха И.С.);
- крупная форма (классическая или романтическая);
- два этюда;
- развернутая пьеса.
Примерный репертуарный список:
1. Полифонические произведения
Бах И. С. Трехголосные инвенции, Хорошо темперированный клавир,
Партиты Соль мажор, Си-бемоль мажор, до минор
Французские сюиты, Английские сюиты (по выбору)
Полторацкий В. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
Шостакович Д. 24 Прелюдии и фуги (по выбору)
Щедрин Р. 24 Прелюдии и фуги (по выбору) 2. Этюды
Аренский А. Соч.36, соч.41 Этюды
Блюменфельд Ф. Соч.3 № 2 этюд
Клементи М. Этюды (по выбору)
Крамер И. Этюды (наиболее трудные)
Куллак Т. Октавные этюды: Фа мажор, Ля-бемоль мажор,
Ми-бемоль мажор
Лист Ф. Концертные этюды: Ре-бемоль мажор, фа минор
Мендельсон Ф. Этюды ля минор, Фа мажор
Мошковский М. Соч.72 Этюды: №№ 1,2,5,6,7,9,10,11
Черни К. Соч. 299, Соч.740 Этюды (по выбору)
Шопен Ф. Соч.10, соч.25 Этюды (по выбору) 3. Крупная форма
Скарлатти Д. 60 сонат под ред. Гольденвейзера А. (по выбору) 4. Пьесы
Аренский А. Соч.68 Прелюдии
Бабаджанян А. Шесть картин
Балакирев М. Ноктюрн, Полька
Глиэр Р. Соч. 26 Прелюдии
Глинка-Балакирев Жаворонок
Караев К. 24 прелюдии (по выбору)
Лист Ф. «Лорелея», «Женевские колокола», ноктюрн "Грезы любви"
Лядов А. Соч.11 Прелюдии, Соч.17 Пастораль, Соч.53 Три багатели
Мендельсон Ф. Песни без слов, Рондо-каприччиозо
Мусоргский М. Детское скерцо
Мясковский Н. Соч.25 "Причуды"
Рубинштейн А. Соч.26 Романс Фа мажор, Соч.50 Баркарола соль минор
Рахманинов С. Соч.3 Элегия, Серенада, Прелюдия до-диез минор, Соч.23, соч.32 Прелюдии (по выбору)
Скрябин А. Соч.2 Прелюдия, Этюд Соч.11 Прелюдии
Сметана Б. Соч.8 Поэтическая полька соль минор
Хачатурян А. Токката
Чайковский П. Соч.19 Каприччио Си-бемоль мажор, Соч.51 Полька си минор, Соч.5 Романс фа минор
Чайковский-Зилоти Ноктюрн на темы из оперы "Снегурочка"
Шопен Ф. Ноктюрны, Вальсы, Полонезы, Мазурки, Блестящие вариации
Шуман Р. Соч.18 "Арабески", Вариации на тему "Абегг", Венский карнавал
Примерные программы выпускного экзамена
Вариант 1
Бах И. С. ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга до диез мажор
Черни К. Соч.740 Этюд N 11 49
Моцарт В. Соната Си-бемоль мажор, 1-я часть
Шопен Ф. Ноктюрн Си бемоль мажор
Вариант 2
Бах И. С. ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга до минор
Черни К. Соч.740 Этюды NN 12, 18
Бетховен Л. Соната № 5, 1-я часть
Шопен Ф. Ноктюрн ми минор
Вариант 3
Бах И. С. ХТК 2-й том Прелюдия и фуга фа минор
Мошковский М. Соч.72 Этюд №1
Клементи М. Этюд №13
Гайдн Й. Соната Ми-бемоль мажор, 1-я часть
Рахманинов С. Соч.32 Прелюдия соль-диез минор
Вариант 4
Бах И. С. ХТК 2-й том Прелюдия и фуга Соль мажор
Черни К. Соч.740 этюд №50
Шопен Ф. Соч.10 Этюд №5
Бетховен Л. Соната №7, 1-я часть
Чайковский П. " Размышление"
Вариант 5
Бах И. С. ХТК 2-й том Прелюдия и фуга До мажор
Черни К. Соч.740 Этюд №14
Мошковский М. "Искорки"
Гайдн Соната Ля бемоль мажор 1-я часть
Чайковский Эпегическая песнь соч.72
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Специальность и чтение с листа» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются: отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность; качество выполнения предложенных заданий; инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы; темпы продвижения.
Особой формой текущего контроля являются проведения контрольных прослушиваний с целью проверки комплекса знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями в рамках мониторинга качества образования.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде академических концертов, исполнения концертных программ.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной аттестации).
Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы.
Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной концертной программы. По окончании реализации учебного предмета качество его освоения оценивается по пятибалльной системе и результат заносится в свидетельство об окончании школы.
Выпускной экзамен проводится по окончании 8 класса при 8-летнем сроке обучения или по окончании 9 класса при 9-летнем сроке обучения.
Учащиеся, планирующие дополнительное обучение в 9 классе, во втором полугодии сдают экзамен в рамках промежуточной аттестации.
2.Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
В «ДМШ им. Р.М. Глиэра» установлена следующая система оценок:
- в рамках текущей и промежуточной аттестации – пятибалльная система с использованием коэффициентов «+» или «-»: «5+», «5», «5-», «4+», «4», «4-», «3+», «3», «3-», «2», а также зачётная;
-в рамках итоговой аттестации - пятибалльная шкала в абсолютном значении: «5» («Отлично»), «4» («Хорошо»), «3» («Удовлетворительно»), «2» («Неудовлетворительно»).
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень усвоения обучающимися материала, предусмотренного программой по учебному предмету.
При выставлении оценки учитываются возрастные и индивидуальные особенности ученика, продолжительность срока обучения ребенка на фортепиано.
Критериями оценки по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» являются:
- понимание стиля и художественного образа исполняемых произведений;
- точность выполнения поставленных композитором задач (темп, ритм, штрихи, динамика, фразировка, артикуляция);
- стабильность исполнения;
- владение исполнительской техникой;
- качество звучания инструмента;
- богатство и разнообразие звуковой палитры;
- концертность исполнения;
- артистизм;
- увлеченность исполнением;
- убедительность трактовки;
- яркость и осознанность выступления.
Оценка 5+ ставится
за неординарно яркое, артистичное, технически совершенное исполнение программы повышенного уровня сложности. В интерпретации произведений должны присутствовать высокая стилистическая культура и творческая индивидуальность исполнителя.
Оценка 5 ставится
за артистичное, технически качественное, продуманное и прослушанное исполнение программы. В интерпретации произведений должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора.
Оценка 5- ставится
за артистичное, стилистически грамотное и прослушанное исполнение программы с незначительными погрешностями технического характера (связанными с волнением или природным несовершенством игрового аппарата). В интерпретации произведений допускаются недочѐты, не нарушающие в целом основной художественной идеи. Учащийся должен продемонстрировать достаточно высокую звуковую культуру и индивидуальное отношение к исполняемой музыке.
Оценка 4+ ставится
за качественное, стабильное музыкальное исполнение программы, не отличающейся технической сложностью, но привлекающей продуманной сбалансированностью и стилистическим разнообразием произведений, а также заинтересованным отношением к их исполнению.
Оценка 4+ может быть поставлена
за достаточно техничное и музыкальное исполнение сложной программы, при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности, а также погрешностей стилистического характера (метроритмической неустойчивости).
Оценка 4 ставится
за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение программы умеренной сложности, в котором более очевидна грамотная и профессиональная работа преподавателя, нежели самого ученика.
Оценка 4 может быть также поставлена за исполнение достаточно сложной программы, если в исполнении присутствовали техническая неряшливость и недостатки в культуре обращения с инструментом при наличии в целом ясного понимания содержания исполняемых произведений.
Оценка 4- ставится за ограниченное в музыкальном отношении исполнение программы.
Оценкой 4- может быть оценено выступление, в котором отсутствовала исполнительская инициатива при наличии достаточной стабильности игры и наоборот. Несмотря на допущенные погрешности, учащийся всѐ-таки должен проявить в целом понимание поставленных перед ним задач, как художественного, так и технического плана, владение основными исполнительскими навыками.
Оценка 3+ ставится за технически некачественную игру без проявления исполнительской инициативы при условии исполнения произведений, соответствующих программным требованиям класса.
Оценкой 3+ может быть оценена игра, в которой отсутствует стабильность исполнения, но просматривается какая-то исполнительская инициатива, выстроенность формы; оценка 3+ может быть также поставлена за ограниченную в техническом и художественном отношении игру при наличии стабильности.
Оценка 3 ставится в случае исполнения учеником программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и должного исполнительского качества; также оценкой 3 оценивается достаточно музыкальная и грамотная игра с остановками и многочисленными исправлениями при условии соответствия произведений уровню программных требований.
Оценка 3- ставится в случае существенной недоученности программы (вследствие незаинтересованного отношения ученика к занятиям), исполнения не всех требуемых произведений; оценкой 3- может быть оценена игра ученика с крайне неряшливым отношением к тексту исполняемых произведений, а также технически несостоятельная игра.
Оценка 2 ставится в случае фрагментарного исполнения произведений программы на крайне низком техническом и художественном уровне.
По окончании реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа» качество его освоения оценивается по пятибалльной шкале и результат заносится в свидетельство об окончании ДМШ им. Р.М. Глиэра.
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без оценки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения
При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на академическом концерте или экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов - формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое развитие навыков чтения с листаявляется составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса
Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003
Аренский А. Фортепианные пьесы/ М., Музыка, 2000
Шесть каприсов. У моря. / М., Музыка, 2009
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов. композитор,2001
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010
Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011
Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011
Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини, М., Музыка,2012
Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009
Бах И. С. Концерт фа минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2009
Бах И. С. Концерт соль минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2008
Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992
Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012
Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011
Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006
Бородин А. Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010
«В музыку с радостью» сб., сост. О.Геталова, И.Визная. СПб, «Композитор», 2005
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010
Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с орк./М., Музыка, 2000
Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М., Музыка, 2011
Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М.,Музыка, 2011
Григ Э. Концерт для ф-но с оркестром /М., Музыка, 2005
Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011
Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004
Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006
Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М., Музыка, 2010
Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
Лист Ф. Нетрудные транскрипции для ф-но/ М., Музыка, 2010
Лядов А. Избранные сочинения /М., Музыка, 1999
Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011
Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006 Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001; 6 кл. –2002; 7 класс - 2005
Моцарт В. Шесть сонатин / М., Музыка, 2011
Моцарт В. Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1995
Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010
Наседкин А. Шесть прелюдий для фортепиано / М., Музыка, 2008
Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012
Прокофьев С. Мимолетности / М., Музыка, 2003
Прокофьев С. Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004
Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Тринадцать прелюдий. Соч.32 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Шесть музыкальных моментов. Соч.16 / М., Музыка, 2009
Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011
Слонимский С. Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011
Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIX веков / М., Музыка, 2011
Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /
М., Музыка, 2010
Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.
Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011
Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка, 2011
Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Чайковский П. 12 пьес средней трудности. Соч.40 / М., Музыка, 2005
Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005
Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004
Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано. Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка, 2011
Шопен Ф. Экспромты / М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010
Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007
Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007
Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011
Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990
Бадура-СкодаЕ.и П. Интерпретация Моцарта /М.,1972
Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире»/Классика - XXI, 2008
Браудо И. Артикуляция. Л.,1961
Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.,1976
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном Искусстве. М.,1966
Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961
Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960
Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968
Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969
Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах. "Вопросы музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979
Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка, М.,1986
Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965
Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники. М.,1966
Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским Текстом. М.,1988
Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985
Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста. Фортепиано, 2004, №№3,4
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М., 2005
Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 1982
Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006
Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997
Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский композитор,1989
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969
Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб, Композитор, 2008
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974
Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996
Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
Шнабель А. «Ты никогда не будешь пианистом». Классика - XXI, М.,1999
Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926
Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка, 1975
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011