kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фортепианный ансамбль на примере Сонаты B dur В.А. Моцарта для двух фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сообщении разбираются приёмы изучения фортепианного ансамбля на примере сонаты В.А. Моцарта эпохи классицизма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фортепианный ансамбль на примере Сонаты B dur В.А. Моцарта для двух фортепиано»


.

В. МОЦАРТ – СОНАТА си бемоль мажор для фортепиано

К. 358 ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Ты Моцарт Бог, и сам того

Не знаешь…


/ А.С. Пушкин /


Вы помните, что отвечает В. Моцарт на реплику Сальери? « Ба, право? Может быть… Но божество мое проголодалось». В этом соединении «возвышенного и земного» – весь В. Моцарт!(1. с.1)

К сонатам для клавира В. Моцарт обратился сравнительно поздно – в 19 лет, к тому времени уже завоевав славу виртуоза. Еще будучи «чудо ребенком», он поражал своим даром импровизаций, и не случайно жанр вариаций, столь близкий ему проник во многие из сонат. Сам В. Моцарт сообщает в письме к отцу, что в одном из концертов он сыграл «… сразу же так, из головы, великолепную сонату до мажор с рондо в конце» (1, с.1).

В. Моцарт – пианист не похож на других виртуозов. В игре знаменитого М. Клементи, с которым В. Моцарту однажды пришлось состязаться по воле императора Иосифа II, В. Моцарт не находит «ни на крейцер, ни вкуса, ни чувства, сплошная механика». Для композитора часто потребляемое слово gusto (ит. Вкус) – главная мера мастерства. Вот его краткая заповедь пианистам: «Играть пьесу в правильном темпе, как должно. Все ноты, форшлаги с подобающим выражением и gusto, как написано, чтобы казалось, что тот, кто играет, сам ее и сочинил». А вот ремарка Моцарта к «Andante одной из сонат»: … оно полно экспрессии и должно быть сыграно точно – со вкусом и forte и piano, там где они стоят (1, с.1).

Создавшиеся на протяжении полутора десятков лет циклы клавирных сонат В. Моцарта принято по месту их сочинения называть «мюнхенскими», «мангейскими», «парижскими», «венскими». Сонаты в то время не считались подлинно концертным жанром. Они писались в основном для домашнего музицирования и для многочисленных учеников, хотя сегодня они выходят далеко за рамки педагогического репертуара. Сам В. Моцарт нередко называет свои сонаты трудными, только одна из них названа «маленькая клавирная соната для начинающих», К.545. Главную трудность он видел не в технике игры, а в ее выразительности. Знакомые всем, кто учился музыке с детских лет, сонаты – твердый камешек для исполнителей. Именно сочетание привлекательности с кажущейся легкостью изложения (при том что В. Моцарт насыщает музыкальную ткань не только галантными украшениями,

но и полифоническими узорами) делает сонаты экзаменом на высшую сложность (2, с249).

Несравненно было искусство В. Моцарта в игре и импровизации на клавесине, а в поздние годы на фортепиано. И в творчестве своем В. Моцарт уделял этому инструменту значительную долю внимания; в произведения, написанные для фортепиано соло, или в музыку ансамблей, где оно является активным участником, композитор вложил немало вдохновения. Произведения для фортепиано составляют одну из обаятельных страниц музыки В. Моцарта; они теснейшим образом связаны с его исполнительской деятельностью. Прежде всего следует отметить певучесть (кантабильность), как один из творческих и исполнительских принципов В. Моцарта, связанный с претворением стиля итальянского bel canto как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Но если струнные инструменты по своей природе обладают певучим звуком, то в фортепианной музыке перед композитором стояла задача преодоления отрывистого звука инструмента. В распоряжении В. Моцарта был весьма несовершенный инструмент, отличавшийся отрывистым и слабым звуком, еще не вполне одержавший верх в соперничестве со старыми клавесином и клавикордами. Для фактуры фортепианных сочинений В. Моцарта характерна дифференциация мелодии в верхнем голосе, исполняемой правой рукой, и сопровождения в левой руке. Правда, это же наблюдается и в сонатах Й. Гайдна, однако мелодика В. Моцарта отличается особой певучестью, требующей связной игры (legato), а такого рода фактура становится одним из ведущих принципов.

Фактура сопровождения в фортепианных сочинениях В. Моцарта разнообразна: то аккорды дающие гармоничный фон, или аккордовые репетиции, то тремоло в пределах октавы, септимы или сексты (такие тремоло бывают и в правой руке), то арпеджированные пассажи, то многократные фигурации на разложенных аккордовых звуках (так называемые «альбертиевы басы»). Ранние сонаты В. Моцарта полностью отражают черты «чувствительности» так называемого галантного стиля и несут на себе следы влияний Ф. Э. и И.Х. Бахов. Наряду с этим в них ощущается влияние клавирного стиля Иоганна Шоберта . Клавирная музыка Й. Шоберта, отличавшаяся большой задушевностью и певучестью, была близка творческим устремлениям В. Моцарта и, несомненно, наряду с итальянской оперной кантиленой, способствовала развитию в его фортепианных произведениях той кантабильности, о которой речь была выше.

В сонате си-бемоль мажор три части:

1 часть: Allegro. 4/4 – дублирование главной партии в октаву, энергичный ход восьмых длительностей перекликается с мелким бегом шестнадцатых, возгласы «фанфар» на пунктирном ритме разрывают это движение. Побочная партия – нежна и легка в исполнении на обычном мерно покачивающемся аккомпанементе.

2 часть: Adagio, ¾, ми бемоль мажор – пленяет искренность и задушевность лирического высказывания: вся она (особенно в крайних частях) проникнута настроениями грусти, выраженной в песенных темах. В мир этих образов вводит тема главной партии первой части, звучащая в правой руке на фоне мягко покачивающихся восьмых длительностей левой руки. Этой же теме противопоставляется легко парящая, как бы порхающая тема побочной партии, по контрасту еще более подчеркивающая скорбную лирику основной темы. Печально звучат в разработке нисходящие секвенции с диссонирующими секундовыми задержаниями на фоне трепещущих остинатных фигур сопровождения. Во второй, медленной части спокойно созерцательного характера есть секвенционный эпизод, переключающийся с секвенциями из первой части. Так в этой сонате (как и вообще в сочинениях зрелой поры творчества Моцарта) осуществляется единство цикла при контрастировании отдельных его частей.

3 часть: Molto presto, 2/4, си бемоль мажор – в форме рондо. Рефрен состоит из 2х тем: чёткая пульсация четвертными длительностями и бег восьмых длительностей как бы спорят друг с другом и в конце результат этого движения-спора – смещение акцентов в аккордах на 2-ю долю. Эта часть основана на контрасте чёткого рефрена шустрых, бойких эпизодов.

В каждой фортепианной сонате В. Моцарта собственный индивидуальный облик; в них расширяются границы звуковой выразительности, свойственной клавирной музыке XVIII века.

Для изучения у меня была данная соната в переложении для фортепианного ансамбля. Поэтому, помимо основной трудности – создания стилистики произведений В. Моцарта и правильного звукоизвлечения, образовалась трудность в ансамблевой игре. В таких произведениях необходимо стремится к идеальному, совместному звукоизвлечению, т.е. в приоритете – одинаковые штрихи у партнёров. Для исполнителей представляет определённую сложность качество туше в исполнении моцартовского «f» – «полётное», блистающее, без грубости и жёсткости. А «р» у В. Моцарта не должно быть беззвучным, вялым, оно энергичное и активное, без «ударных» опор, играется «отточенными» пальцами, выверенными, молоточковыми, мелкими движениями. Преодолеть эти трудности может помочь только слуховой контроль и внимание на высоком уровне обоих исполнителей и даже чисто механический подъём рук на одну высоту при исполнении. И тогда возможно придёт момент ансамблевого баланса в стиле клавирной музыки XVIII века.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Моцарт В. Сонаты для фортепиано [Электронный ресурс]: музыкальный портал Belcanto. Ru – Электрон. Ст. – Режим доступа к ст.: belcanto.ru / Mozart_ps_5.html

2. Левик Б. История зарубежной музыки / Б. Левик. – М.: Музыка, 1966. – 276 с.


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фортепианный ансамбль на примере Сонаты B dur В.А. Моцарта для двух фортепиано

Автор: Дорожкина Римма Николаевна

Дата: 25.01.2021

Номер свидетельства: 571368


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства