kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальный турнир по музыкальной литературе для 4-го класса ДШИ "Музыкальный эрудит".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен сценарий командного конкурса на лучшее знание предмета музыкальная литература среди учащихся ДШИ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальный турнир по музыкальной литературе для 4-го класса ДШИ "Музыкальный эрудит".»

Интеллектуальный турнир «Музы-кальный эрудит» по музыкальной литературе для 4-го класса ДШИ.


Цели мероприятия:

  • образовательная: повторение и закрепление  основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

  • развивающая: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, навыков чёткого изложения своих мыслей, логического мышления;

  • воспитательная: воспитание уважения к сопернику, воли к победе, находчивости, умения работать в команде, достойно вести спор.


Турнир проходит в конце учебного года как итоговое занятие.

Правила игры:

В игре участвуют две команды (по 3-5 человек), которые формируются в ходе отборочного тура. Во время игры зрители также отвечают на вопросы, а набравшие более пяти очков выходят в суперфинал и соревнуются за звание абсолютного музыкального эрудита вместе с участниками команды - победителя.

Оценивает игру жюри. В его составе преподаватели теоре-тического отдела.

Начало игры.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня вы пришли на интеллек-туальный турнир любителей и знатоков музыки. Эпиграфом к нашей встрече хотелось-бы привести высказывание великого композитора 20-го века Д.Д.Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Слайд 1. Я призываю всех последовать совету великого композитора любить, изучать музыку и хочу напомнить еще одну его цитату: «Любителями музыки не рождаются, а становятся». Я надеюсь, что сегодняшняя игра не только покажет вашу эрудицию в музыке, но и обогатит новыми знаниями, а также поможет проявить смекалку, творческую фантазию. Я желаю вам победить в этой игре. Но победить - это не значить быть впереди всех. Победить - это стать лучше, чем ты был.

Поэтому, пусть в игре победит каждый из вас!!!!



Итак,1 тур отборочный. Тема вопросов - «Выразительные средства музыки».

 За каждый правильный ответ участники получают орден знатока и право участвовать в командных соревнованиях!



Вопросы отборочного тура

1.О каком выразительном средстве говорят, что это может быть кантилена или речитатив?

2.Для какого выразительного средства необходимы знаки, отража-ющие длительности звуков?

3.Как называется сочетание 3-х и более звуков?

4.Как называется окраска звука?

5.Как называется резкое звучания аккорда или интервала?

6.Как переводится на русский язык слово «адажио»?

7.Как переводится на русский язык слово крещендо?

8.О каком выразительном средстве говорят, что оно может быть высоким, средним, низким?

9.Что такое «кантилена»?

10.Как называется наивысшая точка в развитии музыкального произведения?

Ведущий:  Перед нами две команды- Интеллектуалы и Эрудиты.

   Сейчас между ними будут разыграны категории вопросов в кон-курсе «Оратор».

 Каждая команда должна ответить на вопрос: «Какой была бы жизнь на земле, если бы не было музыки?». Команда, которая, по мнению жюри, будет лучшей, получит право на выбор категории вопроса: А) вопрос с вариантами ответа; Б) вопрос без вариантов ответа. Количество баллов за ответы на вопросы категории А на один ниже количества баллов за вопросы категории Б. Жюри вы-берет команду- победителя.

Пока участники готовятся, вопросы к зрителям на тему: «Инструменты симфонического оркестра».



1.Как называется самый высокий по звучанию деревянно-духовой инструмент?

2.Назвать инструменты струнно-смычковой группы.

3.Что такое «тутти»?

4.Как называется ударный инструмент, настроенный на одну высоту?

5.Название какого инструмента в переводе с немецкого означает охотничий рог?

6.Создателем какого инструмента был Бартоломео Кристофори?

7.Какие инструменты входят в квартет «тяжелой меди»?

8.Назвать клавишно-духовой инструмент.

А сейчас предоставляется командам выступить в конкурсе «Оратор».

Итак, лидеры определились и мы переходим во 2-ой тур.

Тема этого тура-«Легенды о музыке и музыкантах».

Вопросы 2 тура.

Вопрос категории А (слайд 2):

По преданию на севере Греции, во Фракии, жил певец. Его имя переводится как «лечащий светом».

Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков. За песни полюбила его красавица. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно. Однажды они были в лесу. Певец играл на своей семиструнной кифаре и пел. 

Что произошло дальше с героями легенды и как их звали?

В этом вопросе есть слова-подсказки:1.Харон, Стикс. 2.Фурии, Цербер. 5.Аид.

За полный ответ команда получает 4 балла.















ВОПРОС категории Б (слайд 3).



Его день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир,
И третий не зовут на почестен пир,
Как пошел он к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася…



Вопрос: Как звали этого героя, что произошло с ним дальше. Назвать композитора и произведение на этот сюжет. Какой инструмент симфонического оркестра подражает гуслям.



Предполагаемый ответ: «Героя зовут Садко. Своей игрой он покорил дочь Морского царя. От нее он получил в награду трех рыб золотое перо и выиграл спор у купцов. На этот сюжет компо-зитор Римский-Корсаков написал оперу «Садко». Гуслям подра-жает арфа.



За правильный ответ 5 баллов(слайд 4).



3 тур. Прежде, чем команды получат задания, я приведу цитату не-мецкого композитора 19 века Роберта Шумана( слайд 5): «Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки и самого прозаического человека заставит что-то вообразить, на чём-то сосредоточиться». Итак, о какой музыке идет речь? Ответ на этот вопрос может принести дополнительное очко командам и зрителям.

А теперь задания командам. Вы услышите отрывки из знакомых вам произведений. Каждому из них композитор дал программные названия.Попробуйте вспомнить название, автора музыки и полу-чить еще один дополнительный балл.

А). Звучит «Утро» Э.Грига (начало). Вопрос: Вспомните, как ме-няется характер музыки в кульминации? Назовите выразительные средства, объясните, что показывает музыка. Варианты ответов: 1)Характер становится торжественным, слышен звук трубы в соп-ровождении струнных инструментов. 2)Музыка становится умиро-творенной, тихо звучат трели флейты, подражая птичьему пению. 3)Музыка становится радостной, восторженной; на фортиссимо звучит тутти. Слайд 6.

За правильный ответ 2 балла.

 Б). Звучит начало произведения «В пещере горного короля» Э.Гри-га без объявления названия. Вопрос: Вспомните, как меняется наст-роение музыки и какими выразительными средствами это показа-но?

Правильный ответ:1. Усиление звука.2.ускорение темпа. 3.Добав-ление новых инструментов. Команда получает 3 балла.



.

4-тур. Вопросы на тему: «Тембр».

Вы все хорошо знаете, что у каждого инструмента и певческого го-лоса есть своя краска или тембр, который помогает нам различать их по звучанию. Каждой команде будет предложено для определе-ния тембра по два музыкальных эпизода.

Вопрос категории А (с вариантами ответа, слайд 7). Звучат: 1.Песня Индийского гостя из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко».

Варианты ответов: а) Баритон. б) Контральто. в) Тенор.

2. .Мелодия флейты из оперы Х.В.Глюка «Орфей». Варианты ответов: а) гобой; б) кларнет; в) флейта.



Вопрос категории Б (без подсказок). За правильный ответ – по 2 балла. Слайд 8.

Звучит:1.Каватина Людмилы из оперы М.Глинки «Руслан и Люд-мила» .2.И.С.Бах Токката и фуга ре-минор. Правильные ответы: 1.сопрано;2 орган.

5-тур. Вопросы на тему «Музыкальные жанры».

Музыка, как известно, искусство древнее. И с давних времен из-вестны разные ее виды или жанры. Это песня, танец, марш. На протяжении многих столетий появлялись новые жанры, но в каж-дом из них можно обнаружить черты самых первых видов музыки. Они, как три кита, держат на себе все музыкальное искусство.

Условия следующего конкурса будут одинаковы для двух команд. Вы услышите отрывок из симфонии №7 (тема рефрена из финала) С.Прокофьева. Задание командам: определить, черты какого пер-вичного жанра есть в музыке и доказать. Задание выполняется письменно. Слайд 9.

А пока команды готовят свои ответы, зрители поучаствуют в конкур-се «Музыкальный театр».

1.Где родилась опера?

2.Как называется вступление оркестра к опере?

3.Что такое речитатив?

4.Что такое либретто?

5.Что такое ария?

6. Где родился жанр балета?

7.Как в балете называется сольный танец?

8.Как в балете называется немая игра актеров?

9.Что такое па-де-де?

10.Что такое кордебалет?

6-тур.

Итак, последний командный конкурс посвящен музыкальному театру. За время существования оперы и балета в них сложились свои правила, свой музыкальный язык. Вы, как знатоки музыки, должны его понимать. И опять равные условия для обеих команд. Сейчас вы увидите фрагменты из разных спектаклей. С помощью слов-подсказок нужно дать правильное название этим сценам.

1.Сцена Фарлафа из 2-го действия оперы «Руслан и Людмила».

Слайд 10.

Варианты ответа:1.монолог,2.каватина,3.речитатив.

2.ПА-де-де из балета «Щелкунчик».

Варианты ответа:1.дивертисмент, 2.адажио, 3.па-де-де.

Для определения победителя этого конкурса свои ответы команды подают в письменной форме. За каждый правильный ответ-1 балл. Дополнительные баллы участники получают за точное название произведения и его автора. Максимальное количество баллов - 6.

Подведение итогов конкурса и поздравление команды-победителя.

Суперигра-это музыкальная викторина. Проводится среди команды победителя и зрителей, набравших 5 и более очков.

Каждый из присутствующих может проверить себя на знание музыки вне конкурса.

ВИКТОРИНА:

1.Э. Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».

2.Танец Феи Драже из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

3.Марш Черномора из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

4.И.С.Бах «Шутка».

5.М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки».

6.К.Сен-Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных».

7.Ария Людмилы из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

8.Марш из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

9.Испанский танец «Шоколад» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

10.Вальс цветов из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».























Слайд 1.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

«Любителями музыки не рождаются, а становятся».

Д.Д.Шостакович (1906-1975г.г.)







Слайд 2.

Слайд 2.

1.Харон, Стикс. 2.Фурии, Цербер. 5.Аид.

Кристоф Виллибальд Глюк (Германия 18 век).

Слайд 3.





Вопрос: Как звали этого героя, что произошло с ним дальше. Назвать композитора и произведение на этот сюжет. Какой инструмент симфонического оркестра подражает гуслям.











Слайд 4.

Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908). Автор 15 опер, в том числе оперы «Садко».















Слайд 5.



«Удачно выбранное название усиливает воздействие музыки и самого прозаического человека заставит что-то вообразить, на чём-то сосредоточиться».













Слайд 6.

Эдвард Григ(1843-1907 Норвегия).

Варианты ответов: 1)Характер становится торжественным, слышен звук трубы в сопровождении струнных инструментов. 2)Музыка становится умиротворенной, тихо звучат трели флейты, подражая птичьему пению. 3)Музыка становится радостной, восторженной; на фортиссимо звучит тутти.

Слайд 7.

Варианты ответа: а) баритон; б) контральто; в) тенор.

Варианты ответа: а) гобой; б) кларнет; в) флейта.

Слайд 8.



И.С.Бах(1785-1850) Германия.



Слайд 9.

С.С.Прокофьев (1891-1953).

Звучит отрывок из 7-ой симфонии.





















Слайд 10.







Варианты ответа:1.монолог,2.каватина,3.речитатив.



















Слайд 11.

П.И.Чайковский (1840-1893).



Варианты ответа:1.дивертисмент, 2.адажио, 3.па-де-де.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Белоусова Людмила Алексеевна

Дата: 06.10.2016

Номер свидетельства: 347779


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства