Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять – И внимательно считать. | Учащиеся проверяют готовность к уроку |
Устный счет | -Прежде чем начать работать по теме урока, проведем небольшую разминку: 1. быстро считать промежуточные результаты: 2. найти 2/5 от 100; 3/4 от 1кг 3. решить задачу: В 4 «А» классе 25 учеников, это на 1 ученика больше, чем в 4 «Б» классе. Сколько учеников в 4 «Б» классе? | Учащиеся считают устно, называют ответы (30, 3, 75, 48, 6; 130, 13, 90, 540, 1000) 100:5х2=40; 1кг=1000г:4х3=600г 25-4=24 (ученика) |
Актуализация знаний | -Скажите, к какому типу относится эта задача? (уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме) -Составьте задачу с этими данными в прямой форме. (В 4 «А» классе 25 учеников, а в 4 «Б» классе на 1 ученика меньше. Сколько учеников в 4 «Б» классе? -Сегодня на уроке мы продолжим учиться различать задачи с формулировками в прямой и косвенной форме. -Даны две задачи про муравья. Нужно составить краткие записи и решить их. Итак, муравей невелик, а горы копает. Муравей весит 5г, а вес добычи, которую он может нести в 50 раз больше. Какова масса добычи? Муравей весит 5г, это в 50 раз меньше массы добычи, которую он может нести. Какова масса добычи? Муравей – 5г Добыча - , в 50 раз больше ? Муравей – 5г Добыча - ( , в 50 раз больше) ? -Изменится ли краткая запись для второй задачи? Что нужно поправить? - Как решаются эти задачи? Почему обе задачи решаются одинаково? | Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся составляют краткие записи к задачам. Учащиеся предлагают решения задач, дают понятие «прямой» и «косвенной» формулировки. |
Образец комплексного применения знаний | -Сегодня на уроке мы будем решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз в прямой и косвенной форме. Наша задача, научиться различать «прямую» и «косвенную» формулировки. -Вспомните мультфильм «38 попугаев» . -Давайте мы с вами попробуем измерить рост удава. -Даны следующие данные: Длина попугая – 10см, мартышки – 76см, слоненка – 190см. Длина удава – 38 попугаев, 5 мартышек, 2 слоненка. -Давайте решим и сравним две задачи: Длина попугая 10см, а длина удава в 38 раз больше. Какова длина удава? Длина попугая 10см, это в 38 раз меньше длины удава. Какова длина удава? -Составьте еще задачи про рост удава. | Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма (5 мин. 25 сек. – 7 мин. 47 сек.) Учащиеся составляют краткие записи к задачам и решают их. Определяют, какая задача в прямой форме, какая в косвенной. Краткие записи и решения записывают в тетрадь (один ученик у доски) Учащиеся устно составляют задачи про рост удава относительно мартышки и слоненка в прямой и косвенной форме. |
Самостоятельное применение знаний в сходной ситуации (работа в группах) | -Вам предложены карточки с данными о животных. Карточка № 1. Белый медведь в длину достигает 3м, кашалот достигает в длину 18м. Карточка № 2. Белый медведь может нырять под воду на глубину до 2м, кашалот ныряет на глубину 2км. Карточка № 3. Белый медведь весит 800кг, кашалот весит 40т. Карточка № 4. Белый медведь может развивать скорость под водой до 7км/ч, кашалот – до 35км/ч. -Ваша задача, найти соотношение между данными величинами (во сколько раз одно число больше или меньше другого) и составить две задачи: одну задачу с формулировкой в прямой форме, другую – в косвенной форме. | Учащиеся работают в группах. Составляют по две задачи по данным в карточке, составляют краткие записи, записывают в тетрадь решения. Проверка. |
Физкультминутка | | Учащиеся выполняют движения, которые показывают под музыку мультипликационные герои |
Упражнения на повторение | -Решите задачу: Чтобы собрать 100г меда, пчела посещает 1млн. цветков. Сколько цветков должна посетить пчела, чтобы собрать 1кг меда? 100г – 1000000цв. 1кг - ? цв. 1кг = 1000г Во сколько раз увеличилось количество меда? 1000:100=10(раз) Сколько нужно посетить цветков? 1000000х10=10000000(цв) Ответ: пчела должна посетить 10000000цветков. | Один ученик решает задачу у доски (решение по вопросам). Те учащиеся, кто решает быстро, подумать над вторым способом. |
Самостоятельная работа | Длина прямоугольника 18см, что в 2 раза больше его ширины. Найти площадь и периметр этого прямоугольника. Вычислить: 1 вариант 981:9х6 2 вариант 696:8х3 | Учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетради. (два ученика для проверки на доске с обратной стороны) |
Итог урока | -В конце урока давайте проверим, как мы научились различать задачи на уменьшение или увеличение числа в несколько раз в прямой и косвенной форме. Для этого выполним задание электронного приложения. | |
Домашнее задание | -Дома вам нужно выполнить задания на странице 73 в тетради на печатной основе | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |