У этого дедушки много внучат, Внучата на дедушку часто ворчат. На улице дедушка к ним пристает. За пальцы хватает, за уши дерет.
Но вечер приходит счастливый в году Сердитого дедушку в гости все ждут. Подарки приносит он, добрый на вид, И все веселятся, никто не ворчит. (Дедушка Мороз)
У деда мороза конверт в одном конверте задания, если вы хорошо поработаете то получите подарки.
Но для того, чтобы получить подарки нужно хорошо потрудиться.)
Устный счёт.
- Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.
а) Уменьши число 600 на 300;
б) Увеличьте число 400 на 460;
в) Найдите сумму чисел 560 и 240;
г) Найдите разность чисел 270 и 90;
д) Выразите в км 27000м;
е) Выразите в минутах 7 часов;
ж) Найдите P и S квадрата со стороной 8 см.
- Давайте проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 420 мин, 32 см, 64 см2.
- Начертите два отрезка. Первый – 10см, он длиннее второго на 4 см. Найти длину второго отрезка.
III. Самоопределение к деятельности
1 Работа в парах.
Возьмите большие листы. Работаем на них фломастерами.
Задача №1 Нарисуйте семь кружков, а треугольников на два меньше. Сколько нарисуете треугольников?
а
Задача№2 Нарисуйте семь кружков, их на два больше, чем треугольников. Сколько нарисуете треугольников?
Проверка: два человека у доски с ошибкой.
- Согласны ли вы?
- Помогите ребятам.
- Ребята, какая же задача наиболее хитрая? Почему? (наиболее хитрая вторая задача, т. к. в ней говориться только о кружках, а просят найти количество треугольников.)
- Как надо рассуждать, чтобы правильно найти количество треугольников? (если кружков семь и их на два больше, значит треугольников на два меньше, мы находим меньшее число)
- Какая же задача сформулирована в прямой форме? (1) Почему?
- А что можно сказать про вторую задачу? Почему? (она хитрая, сформулированная в косвенной форме)
- О чем надо помнить, чтобы правильно ответить на вопрос в такой хитрой задаче? (Надо понимать, какое число находим: большее или меньшее.)
Сообщение темы и цели урока.
Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме.
V. Работа над новым материалом.
Дед Мороз принес нам краткое условие задачи.
– Составьте задачу по 1 краткому условию.
Хлопушек – 15 шт.
Шаров – ? шт., в 3 раза больше
– Назовите решение задачи (15∙3). Почему нужно умножить? – Сколько получится? (45 шаров) – Составьте задачу по 2 краткому условию
Хлопушек – 15 шт., их в 3 раза больше
Шаров – ? шт.
– Чем похожи задачи? (Главные слова, числовые данные, вопросы.) – Чем отличаются? – Подумайте, как по другому можно сказать про шары? – Может ли краткое условие быть другим? Каким? – К задаче мы можем записать любое из данных условий. – Запишите краткое условие в тетрадь. – Можем ли мы решить такую задачу? Как? (15:3) Почему? – Запишите решение и ответ.
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление изученного материала.
– Принимаемся за дело. Проверим, как вы поняли, как решить косвенную задачу.
“На почту к Деду Морозу прислали 150 писем. Их в 2 раза меньше, чем открыток. Сколько открыток прислали Деду Морозу?”
( Работает ученик возле доски)
VIII. Решение геометрической задачи.
Откройте учебник на стр.84. №387. Прочтите задание.
(На столе карточки с квадратами. Вам необходимо выполнить задание.)
- Правильно, молодцы.
- А чтобы закрепить наш успех, давайте выполним ещё одно задание.
Стр.84, №385 – фронтально.
XI. Итог урока.
– Сегодня мы хорошо поработали. – Какие знания и умения нам пригодились для решения задач косвенного вида? – Кому было сложно? Что вызвало затруднения?
- Вы отлично вы полнили все задания и заслужили вознаграждение от Деда Мороза.
Домашнее задание.
Учебник с.84, №380, №383.
X. Рефлексия.
На столе у вас лежат снежинки. Посмотрите на свои записи сделанные в начале урока. Что подтвердилось, что не подтвердилось? Допишите третью фразу « Мои достижения на уроке……».