I. Этап самоопределения к деятельности Словесный (слово учителя) | 1 мин | Здравствуйте ребята! - Сегодня урок математики проведу я, меня зовут Татьяна Викторовна. Красиво встали, посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихонечко сели. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Математики, но нам нужно найти наших помощников, помогите мне: Он похож на колобок, Он пузат и круглобок. На него похожа Кошка, Если сложится в клубок. С хитрым носиком сестрица Счёт откроет Ответы на слайде | Предполагаемые правильные ответы детей. Прямая речь. Ноль Единица | Волевая саморегуляция (Р) Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный (беседа) Практический (выполнение упражнений) | 6 мин | Ребята, с какими числами мы отправимся в путешествие? Какую тему вы изучали на прошлом уроке? Сегодня мы продолжим изучать эту тему. Только сегодня вы узнаете кое-что новое о делении. Вам нужно будет самим открыть новое знание Решите первое задание: 7•0= 2•1= 2•2= 1•6= 4•2= Что общего между этими примерами? Найдите значения выражений, проверка по эталону (на слайде) Какое правило вы использовали в первом примере? Какое правило помогло вам найти произведение во втором и четвертом примере? Чем вы воспользовались при нахождении других произведений? Посмотрите на ответы примеров, что вы заметили? Продолжите ряд чисел еще на 2 числа Теперь давайте решим другие примеры 18:2 = 14:7 = 6:2= Что общего в этих выражениях? Что вы знаете об этом действии? Что вам поможет при нахождении частного? Найдите значения выражений по цепочке Что мы повторили? А теперь решите вот этот пример 8:8= Что нового в это задании? Попробуйте его выполнить Объясните, как вы решили задание В чем у вас затруднение? Чем вы попробовали воспользоваться? Что же вас затруднило? | С 0 и 1 Деление Это примеры на умножение 0; 2; 4; 6; 8 При умножении числа на ноль, получится ноль При умножении числа на 1 и при умножении 1 на число получается то же самое число Знания таблицы умножения на 2 Они увеличиваются на 2 10; 12 Во всех примерах действие деление Деление обратно умножению, чтобы разделить число a на число b, надо найти такое число с, чтобы при умножении числа b на число c, получилось число a Таблица умножения 18 разделить на 2, будет 9, так как 9 умножить на 2, будет 18 и т.д. Правила умножения на 0 и 1, таблицу умножения на 2, повторили действие деления Нужно число разделить само на себя Не можем объяснить почему именно так Таблицей умножения В таблице нет такого случая. Нет правила, для выполнения этого деления | Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самоконтроль (Л) Волевая саморегуляция в ситуации затрудения(Р) |
III. Постановка учебной задачи Словесный (беседа) | 1-2 мин | Какую цель вы поставите перед собой? Что нам в этом поможет? Давайте узнаем тему нашего урока, для этого откроем страницу 95 в учебнике. Какая у нас тема? | Узнать об особых случаях деления, «открыть» правило, которое поможет нам решать такие примеры Знания смысла действия деления, правила умножения на 0 и 1. Деление с 0 и 1 | Подведение под понятие (П) |
IV. Открытие нового знания Словесный (объяснение) Наглядный (иллюстрация) | 7 мин | И так давайте вернемся к примеру 8:8 Вспомним смысл деления Что значит 8:8? Что это за число? Почему? 8:8=1 1•8=8 Какой можно сделать вывод? Как можно записать в общем виде? Ребята, давайте вспомним, кто же наш помощник на нашем уроке? Чему посвящен наш урок? Дальше, вам нужно «открыть» знание самим Какие можно еще составить случаи деления на 0 и 1? Послушайте задание: Вам нужно вывести правило со случаем, который вам попадется, с помощью смысла деления, как мы сделали с вами только что. Сейчас вы должны разбиться на группы, для этого на ваших партах лежат цветные карточки, вам нужно найти одноклассников, у которых такой же цвет карточки. Как нужно работать в группах? Кто вспомнит правила? Жеребьевка Представители групп возьмите случай деления Давайте проверять Первая группа: а : 1 а : 1= а Вторая группа: 0 : а 0 : а = 0 Третья группа: а : 0 а : 0 Молодцы, вы хорошо поработали Ребята, а где можно проверить свое открытие? Кто прочитает правило? Сделайте вывод Сможете вы решать примеры с этими случаями? Для этого мы закрепим эти правила на упражнениях. | Это значит нужно найти такое число, чтобы при умножении этого числа на 8 даст 8 1 При умножении на 1 получается то же самое число При делении числа на себя, будет 1 а:а=1 0 и 1 Деление с 0 и 1 а:1; 0:а; а:0 Не шуметь, выделить лидера, слушать и слышать друг друга Мы должны были открыть правило как делить число на 1. Мы привели пример этого случая с помощью примера 7:1. По правилу смысла деления, чтобы 7 разделить на 1, нужно найти такое число, которое при умножении числа на 1 получалось 7. Это число 7, т.к. при умножении числа на 1, будет получаться то же самое число. Поэтому 7:1 = 7. Значит, можно сделать вывод. При делении числа на 1, будет получаться то же самое число Мы должны были открыть правило как 0 делить на число. Мы взяли как пример выражение 0 : 8. По смыслу деления, чтобы разделить 0 на 8, нужно получить такое число, которое при умножении на число будет давать 0. Это число 0, т.к. при умножении числа на 0, будет получаться 0. Значит, делая вывод, при делении 0 на число, получается 0. Мы должны были открыть правило, как делить число на 0. Мы привели пример это случая и записали выражение 0 : 6. По смыслу деления, чтобы разделить 6 на 0, нужно найти такое число, которое при умножении на 0 даст 6. Такого числа нет, т.к. при умножении числа на 0 будет получаться 0. Значит, на 0 делить нельзя. В учебнике Мы все «открыли» правильно да | Определение основной и второстепенной информации (П) Структурирование знаний (П) Аргументация своего мнения и ответа (К) Учет разных мнений в работе с коллективом (К) |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный (беседа) Практический (выполнение упражнений) | 13 мин | Выполните номер 3 на странице 95, по цепочке Упражнение 4, по одному у доски Упражнение 5 первое решим вместе, остальное сами Упражнение 7, устно Блиц игра на слайде | 52 : 52= 1 94 : 1 = 94 975 : 975=1 0 : 48= 0 24 : 0 0 : 732= 0 16 : 16=1 56 : 1 = 56 0 : 294 = 0 Придумывают свои примеры Х : 9 Х = 9 72 : 9 = 8(р) в каждом пучке 32 : 8 = 4 (см) длина каждой части 35 : 5 =7 (дм2) площадь каждой части а:m (тет) у каждого ученика | умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений)(Р) Установление причинно-следственных связей (П) |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический (выполнение упржнений) | 7 мин | Выполняем сейчас №9 самостоятельно. 1 вариант выполняет 1 сточку, а 2 вариант – 2 строчку. -Закончили, а теперь смотрим на экран. Сверьте свои ответы. - Кто сделал ошибки? В чем у вас было затруднение? надо быть внимательными. - Теперь выполним задание № 10. Прочитайте задание про себя. Выполняем у себя в тетради А) периметр = 12 см, площадь = 8 см2 Б) 2•4 = 8; 8: 4= 2; 8:2 = 4 ; 4•2 = 8 Ответ на доске, у кого так же? Молодцы | Решают примеры Отвечают на вопрос Выполняют задание | Выполнение действий по алгоритму (П) Контроль (Р) Оценка(Р) Использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
VIII. Рефлексия деятельности Практический (анкетирование) | 2 мин | Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание | мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным | Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности (Л) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |