Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры в 9классе по теме: «Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии»»
Урок алгебры в 9классе
По теме: «Определение геометрической прогрессии.
Формула п-го члена геометрической прогрессии»
Подготовила: учитель математики Коротченко Л.В.
МБОУ «Соколовская СОШ»
Цели урока:-Формирование умений учебного взаимодействия.
-Решать задачи с использованием формулы п-го члена.
-Развивать умение самостоятельно решать задачи.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний.
Работа учащихся на карточках.
Беседа по вопросам теории.
Какая последовательность называется арифметической прогрессией?
Как найти любой член арифметической прогрессии?
Как найти сумму п членов арифметической прогрессии?
На доске записаны ряд последовательностей.
а) -3; -5; -7; -9…
б) 4; 7; 10; 13; 16.
в)2; 4; 8; 16; 32; 64.
г) 2; 6; 18; 54…
Рассмотрите последовательности и выявите закономерности.
Как получаются две последние последовательности?
Формулируется тема и цели урока.
Итак, последовательность 2; 6; 18; 54; 162… Как она получается?
Попробуйте сформулировать определение геометрической прогрессии.
Сделать в тетрадях соответствующие записи.
Последовательность (вп)-геометрическая прогрессия, если вп не равно нулю и вп+1=вп*q, где q-некоторое число. q=вп+1/вп, q -знаменатель прогрессии.
определить, являются ли следующие последовательности
геометрической прогрессией?
5; 7; 9; 11;…
5; 10; 20; 40;…
1; -3; 9; -27; 81;
А теперь рассмотрим задачи практического характера.
В каких областях можно встретиться с геометрической прогрессией?
На мониторе задачи:
Физика. Имеется радиоактивное вещество массой 256грамм, масса которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки, на третьи сутки, на пятые сутки?
Ответ: 256; 128;64; 32; 16.
Медицина. Ежедневно человек заболевший гриппом может заразить четырех человек. Через сколько дней заболеют все учащиеся школы вместе с учителями в количестве 341 человек, если не предпринимать никаких профилактических мер.
Ответ: 4; 16; 64; 256; 1024…(5дней)
Биология.Бактерия за 1секунду делится на 3. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд?
Ответ: 1; 3; 9; 27; 81.
Реккурентная формула последовательности.
в1=4 q=-2
в2=в1*q=4*(-2)=-8
в3=в2*q=-8*(-2)=16
в4=в3*q=16*(-2)=-32
в5=в4*q=-32*(-2)=64 и т.д.
Создается проблемная ситуация.А нам нужно найти сотый член . Удобно ли найти его по реккурентной формуле? Нет. Значит надо искать какой то выход.
Вывод формулы п-го члена геометрической прогрессии проводит
учитель на доске.
Вп=в1*qп-1
Закрепление изученного материала.
Самостоятельно на местах. Дано: в1=2; q=5
Найти в4
Один учащийся у доски, остальные на местах.
Дано: а3=192; а1=12 Найти а5.
Свойства геометрической прогрессии.
Вернемся к прогрессии 2; 6; 18; 54; 162…
182=6*54; 324=324.Вывод делают ребята.
Вп2=вп-1*вп+1
Сделать также вывод когда прогрессия убывает 0q
возрастает q1
У доски с объяснением.
Дано: в4=40; q=2 Найти в1
С комментированием на месте. Дано:в1=5; q=3 Найти в3 и в5.