kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система уроков по алгебре в 7 классе по теме «степень с натуральным показателем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИСТЕМА УРОКОВ СОСТОИТ ИЗ 8 УРОКОВ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по алгебре в 7 классе по теме «степень с натуральным показателем»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 111 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
















СИСТЕМА УРОКОВ ПО АЛГЕБРЕ В 7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ»


КУЛИШ ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ























Г.дОНЕЦК

Урок 1
Определение степени с натуральным показателем

Цели: ввести понятие степени числа а с натуральным показателем п; определить значение степени с натуральным показателем положительного и отрицательного числа в зависимости от четности / нечетности показателя степени; формировать умение вычислять значение степени и представлять число в виде степени с натуральным показателем.

Ход урока

I. Организационный момент

Устная работа.

Вычислите.

а) 3 · 45; б) · 120; в) ;

г) ; д) · 49; е) –3 · (–16);

ж) –(–3) · 12; з) –(2 · (–9)); и) ;

к) 18 · + 11; л) · (11 – 6); м) .

II. Объяснение нового материала.

1. Объяснение проводить согласно пункту учебника. Напоминаем, что вместо длинной записи произведения 5 · 5 · 5 · 5 · 5 · 5 · 5 можно записать выражение 57, где 5 – основание степени (повторяющийся множитель), а 7 – показатель степени (число повторяющихся множителей).

Понятие степени определяем для любого числа а в качестве основания и любого натурального показателя (аналитическая запись).

На доску выносится запись:

Степенью числа а с натуральным показателем п, большим 1, называется выражение ап, равное произведению п множителей, каждый из которых равен а. Степенью числа а с показателем 1 называется само число а.

Проговариваем с учащимися правило чтения степени, приводим примеры.

2. Мини-лабораторная работа.

Найдите значение степени.

33; 34; 35; 36; 01;

; 02;

(0,1)2; (0,1)3; (0,1)4; (0,1)5; 03;

(–2)2; (–2)3; (–2)4; (–2)5; 04;

; 05;

(–0,1)2; (–0,1)3; (–0,1)4; (–0,1)5; 06.

Задания разбиваем либо по группам, либо раздаем индивидуально. Затем «по цепочке» ученики выходят к доске и записывают результаты.

После анализа полученных результатов на доску выносятся следующие правила:

При возведении в степень положительного числа получается положительное число.

При возведении в степень нуля получается нуль.

Степень отрицательного числа с четным показателем – положительное число.

Степень отрицательного числа с нечетным показателем – отрицательное число.

Обособленно выносим правило для квадратов чисел (пропедевтика изучения решения квадратных уравнений):

Квадрат любого числа есть положительное число либо нуль (а2 ≥ 0 при любом а).

3. Рассматриваем примеры учебника.

III. Формирование умений и навыков.

Упражнения, решаемые на этом уроке, можно условно разбить на группы:

1-я группа. Задания на усвоение понятия степени.

2-я группа. Задания на вычисление значения степени числа с натуральным показателем.

3-я группа. Задания на вычисление значения числового выражения, содержащего степень.

1-я группа

374, № 375 (устно), № 376, № 378, № 380.

При выполнении этих заданий учащиеся должны четко называть степень, можно просить назвать их основание и показатель степени.

2-я группа

1. № 382, № 381 (а, б).

2. Не выполняя вычислений, сравните значение данного выражения с нулем:

а) (–4,1) · (–5,6)6; б) (–3,3)3 : (–5,7);

в) –(4,8)2 · (–1,2)4; г) –(–2,7)4 · (–6,4)5.

3. Сравните значения выражений:

а) (–6,5)4 и (–2,4)3;

б) (–0,2)6 и (–0,2)10;

в) (–1,5)7 и (–1,5)9.

3-я группа

384, 385 (а, в, г), 386 (а, в, д, ж), 387 (а, б, в).

IV. Итоги урока.

– Сформулируйте определение степени числа с натуральным показателем. Приведите примеры и назовите в каждом из них основание и показатель степени.

– Чему равна первая степень любого числа?

– Какой знак имеет результат возведения положительного числа в натуральную степень?

– Какой знак имеет значение степени отрицательного числа с четным показателем? С нечетным показателем?

– Каков порядок действий при нахождении значения выражения, содержащего степени с натуральным показателем?

Домашнее задание: № 377; 379; 381 (в, г); 383; 385 (б, г, е); 386 (б, г, е, з).







УРОК 2

Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями

Цели: вывести правила умножения и деления степеней с одинаковым основанием; дать определение нулевой степени числа, не равного нулю; формировать умение выполнять указанные действия со степенями.

Ход урока

I. Устная работа.

1. Вычислите.

а) 32; б) ; в) (0,1)3; г) ; д) ; е) (–0,1)4; ж) ; з) –(–7)2;

и) –(–2)3; к) 016; л) (–1)18; м) –(–1)23.

2. Сравните значение двух выражений:

а) (–8,64)20 и 030; б) (–1)76 и (–1)70; в) и (–3,82)13; г) и .

II. Проверочная работа.

Вариант 1

1. Найдите значение выражения. а) – (0,5)2; б) 3000 · (0,2)3 – (–2)6; в) – (–3)3.

2. Вычислите значение выражения х3х2 при: а) х = 0,3; б) х = –6.

Вариант 2

1. Найдите значение выражения.а) + (0,6)2; б) 2000 · (0,3)4 – (–2)4; в) – (–4)3.

2. Вычислите значение выражения х2 + х3 при:а) х = –0,4; б) х = 10.

III. Объяснение нового материала.

На этом уроке изучаем два важных свойства степени: сложение и умножение степеней с одинаковыми основаниями.

Свойство 1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают.


по сочетательному свойству умножения

по определению степени с натуральным показателем

= 25

Итак, 22 · 23 = 22 + 3

= am + n


Свойство 2. При делении степеней с одинаковыми основаниями, основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.



5 3

35 : 33 =

m n, a  0

am : an =

запишем частное в виде дроби


сократим дробь

по определению степени с натуральным показателем

= 32

Итак, 35 : 33 = 35 – 3

= amn

Замечаем, что am : am = am – m = a0 = 1.

Определение. Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна единице.

IV. Формирование умений и навыков.

1. № 403.

Решение:

а) x5x8 = x5 + 8 = x13; е) yy12 = y1 + 12 = y13;

ж) 2624 = 26 + 4 + 210; з) 757 = 75 + 1 = 76.

2. № 405.

Решение:

а) a15 = a6 + 9 = a6 a9; б) a15 = a9 + 6 = a9 a6;

в) a15 = a2 + 13 = a2 a13; г) a15 = a14 + 1 = a14 a = a a14.

3. № 407.

Решение:

Представим число 6 в виде суммы двух натуральных чисел всеми возможными способами:

6 = 1 + 5; 6 = 2 + 4; 6 = 3 + 3.

Значит, a6 = a a5; a6 = a2 a4; a6 = a3 a3.

4. № 409.

Решение:

а) m3m2m8 = m3 + 2 + 8 = m13; в) xx4x4x = x1 + 4 + 4 + 1 = x10;

д) 78 7 74 = 78 + 1 + 4 = 713; е) 5 52 53 55 = 51 + 2 + 3 + 4 = 511.

5. № 410.

Решение:

а) 58 ∙ 25 = 58 ∙ 52 = 58 + 2 = 510;

в) 615 ∙ 36 = 615 ∙ 62 = 615 + 2 = 617;

д) 0,45 ∙ 0,16 = 0,45 ∙ 0,42 = 0,45 + 2 = 0,47;

е) 0,001 ∙ 0,14 = 0,13 ∙ 0,14 = 0,13 + 4 = 0,17.

6. № 411.

Решение:

а) 24 ∙ 2 = 24 + 1 = 25 = 32;

б) 26 ∙ 4 = 26 ∙ 22 = 26 + 2 = 28 = 256;

в) 8 ∙ 27 = 23 ∙ 27 = 23 + 7 = 210 = 1024;

г) 16 ∙ 32 = 24 ∙ 25 = 24 + 5 = 29 = 512.

7. № 413.

Решение:

а) (c4)2 = c4c4 = c4 + 4 = c8;

б) (c2)4 = c2c2c2c2 = c2 + 2 + 2 + 2 = c8.

V. Итоги урока.

Домашнее задание: № 404; № 406; № 408; 412; № 533.





УРОК 3

Возведение в степень произведения и степени

Цели: вывести правило возведения в степень произведения двух и более сомножителей; формировать умение вычислять степень произведения, а также рационально преобразовывать выражения, содержащие степень произведения либо предполагающие использование данного свойства.

Ход урока

I. Организационный момент

Устная работа.

Вычислите.

а) 23 · 53; в) 122; д) 53 · ; ж) (bx)5;

б) 103; г) 32 · 42; е) (2а)3; з) (ab)n.

II. Объяснение нового материала.

(ab)n = anbn.

Для любых а и b и произвольного натурального п верно равенство (ab)n = anbn.

Доказательство:

(ab)n = (ab) · (ab) · ... · (ab) по определению степени п раз;

(ab) · (ab) · ... · (ab) = (aa...a)(bb...b) по свойствам умножения п раз п раз; (ab)n = anbn.

Вывод:

1) каждый множитель возводить в эту степень;

2) результаты перемножить.

Пример:

(abсd)4 = ...

Решение:

(abcd)4 = a4b4c4d4.

Рассмотреть пример 1 со с. 97 учебника.

III. Формирование умений и навыков.

1. № 428.

2. Выполните возведение в степень, представив предварительно основание степени в виде произведения множителей –1 и х:

а) (–х)2; б) (–х)8; в) (–х)100; г) (–х)2п;

д) (–х)3; е) (–х)9; ж) (–х)71; з) (–х)2п + 1.

Решение:

а) (–х)2 = ((–1) · х)2 = (–1)2 · х2 = 1 · х2 = х2;

е) (–х)9 = ((–1) · х)9 = (–1)9 · х9 = –1 · х9 = –х9;

г) (–х)2п = ((–1) · х)2п = (–1)2п · х2п = 1 · х2п = х2п;

з) (–х)2п + 1 = ((–1) · х)2п + 1 = (–1)2п + 1 · х2п + 1 = –1 · х2п + 1 = –х2п + 1.

3. № 431.

Решение:

а и –а – противоположные числа.

а2;

(–а)2 = ((–1) · а)2 = (–1)2 · а2 = 1 · а2 = а2,

значит, а2 = (–а2).

4. № 432.

Решение:

Пусть а – сторона квадрата, тогда площадь квадрата равна а2.

Если сторона квадрата увеличится в 2 раза, то станет равна 2а, а его площадь будет равна (2а) · (2а) =
= (2а)2 = 22 · а2 = 4а2, то есть увеличится в 4 раза.

Аналогично рассуждаем для остальных случаев.

5. № 433.

Решение:

Пусть а – ребро куба, тогда его объем равен а3.

Если ребро увеличить в 3 раза, то объем куба будет вычисляться по формуле (3а) · (3а) · (3а) = (3а)3 =
= 33 · а3 = 27а3, значит, объем увеличится в 27 раз.

6. № 434.

Для решения используем данные задачи № 432.

Решение:

Поверхность куба состоит из 6 квадратов площадью а2, то есть равна 6а2.

Если ребро куба увеличить в 3 раза, то площадь боковой грани составит 9а2, а общая площадь поверхности равна 6 · 9а2 или 54а2.

Новая площадь больше в 9 раз, значит, и краски потребуется в 9 раз больше, то есть 40 · 9 = 360 г. Следовательно, 350 г краски на хватит.

Ответ: не хватит.

7. Представьте произведение в виде степени.

а) x5y5; б) 36a2b2; в) 0,001x3c3;

г) –х3; д) –8х3; е) –32a5b5;

ж) x5y5z5; з) 0,027a3b3c3; и) x3a3z3.

8. Вычислите значение выражения, используя свойство степени произведения.

а) 53 · 23; в) (0,5)3 · 603;

б) · 204; г) (1,2)4 · .

IV. Итоги урока.

– Сформулируйте определение степени с натуральным показателем.

– Сформулируйте правило возведения в степень произведения.

– Сколько сомножителей может стоять в формуле степени произведения?

– Чему равно значение выражения (3 · 5 · 78)0?

Домашнее задание: № 429; № 430; № 435; № 436; № 437.


УРОК 4

Одночлены и его стандартный вид

Цели: ввести понятие одночлена и его стандартного вида; формировать умение приводить одночлен к стандартному виду путем его упрощения; формировать умение определять коэффициент и степень одночлена.

Ход урока

I. Устная работа.

1. Упростите выражение.

а) х3 · (–х4); б) х3 · (–х)4; в) (–х)3 · х4;

г) (–х3) · (–х)4; д) (а2)5 · а5; е) (а2 · а5)2.

2. Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил следующие ошибки:

а) 5 · 5 · 5 · 5 = 45; б) (–3)2 = –3 · 3 = –9; в) 71 = 1;

г) 00 = 1; д) 23 · 27 = 221; е) 23 · 28 = 410;

ж) 23 + 27 = 210; з) 230 : 210 = 23; и) (2х)3 = 2х3;

к) (а3)2 = а9; л) (а2)3 · (а4)2 = (а6)5 = а30.

Какие определения, свойства, правила не знает ученик?

II. Объяснение нового материала.

1. При решении различных задач часто встречаются алгебраические выражения вида a · b; · a · b · c; 3 · a2 · b. Для сокращения записи этих выражений знак умножения «точка» обычно опускается, то есть пишут просто ab; abc; 3a2b. Каждое из этих произведений называют одночленом.

На доску выносится запись:

Произведение нескольких чисел, обозначенных цифрами или буквами, называют одночленом.

Например, одночленами являются выражения:

abc; (–4)a3ab; a(–0,3)bab; 172; –.

Так как произведение равных множителей можно записать в виде степени с натуральным показателем, то степень числа и произведение степеней чисел также называют одночленами.

Например: ; (–7)3; c5; 4a2; a2b.

Множители одночлена, записанные с помощью цифр, называют числовыми множителями одночлена, а множители, обозначенные буквами, называют буквенными множителями.

2. Одночлены можно упрощать, пользуясь переместительным и сочетательным законами умножения.

Стандартным видом одночлена называется его запись, когда на первом месте стоит числовой коэффициент, а затем степени различных переменных.

Обращаем внимание учащихся, что коэффициент одночлена может быть равен единице, в этом случае мы его не пишем перед буквенной частью. Переменные принято записывать в алфавитном порядке, то есть не 3x2a4c, а 3a4cx2.

3. Вводим понятие степени одночлена.

Степенью одночлена называют сумму показателей степеней всех входящих в него переменных.

Если одночлен не содержит переменных и является числом, отличным от нуля, то степень этого одночлена считают равной нулю.

Число 0 является одночленом, степень которого не определена.

III. Формирование умений и навыков.

На этом занятии необходимо отработать следующие умения:

1) выявлять одночлен, используя определения;

2) выделять элементы одночлена: числовой коэффициент и буквенную часть;

3) определять, записан ли одночлен в стандартном виде;

4) приводить одночлен к стандартному виду;

5) вычислять значение одночлена в стандартном виде;

6) определять степень одночлена стандартного вида.

1. (Устно). Назовите числовые и буквенные множители одночлена.

а) 6a(0,3)b2c; в) 3p(–0,1)q7r; б) 0,5ab3c; г) 2,5mn4k.

2. № 455 (устно).

3. Вместо словесной формулировки запишите алгебраическое выражение:

а) удвоенное произведение чисел a и b;

б) утроенное произведение чисел b и с;

в) произведение квадратов чисел х и у;

г) произведение числа а и квадрата числа b;

д) произведение куба числа т и числа р;

е) утроенное произведение квадрата числа а и числа b.

4. № 456 (устно).

При выполнении этого упражнения ученики должны мотивировать свой ответ.

5. Среди одночленов 10,2a2b2c; –7,3ab2c; 17a2bca; –2,6ab2c; –m; 3ab; –28a2b2c2; 3aabc; –2ab; –m4m; m ∙ 2; 17a2b2c2:

а) назвать одночлены стандартного вида;

б) указать одночлены, отличающиеся только коэффициентами.

6. № 457.

Решение:

а) 8x2x = 8x2 + 1 = 8x3; б) 1,2abc ∙ 5a = (1,2 ∙ 5) ∙ (aa) ∙ bc = 6a2bc;

в) 3xy(–1,7)y = 3 ∙ (–1,7) ∙ xyy = –5,1xy2; г) 6c2(–0,8)c = 6(–0,8)c2c = –4,8c3;

д) m2n ∙ 4,5n3 = ∙ m2nn3 = 3m2n4; е) a2a3xx2 = –a5x3.

7. № 459.

Решение:

а) если у = –2, то –0,125у4 = –0,125 · (–2)4 = –0,125 · 16 = –2;

б) если х = –0,3, у = , то 12x2y = 12 · (–0,3)2 · = 2 · 0,09 = 0,18.

Ответ: а) –2; б) 0,18.

8. № 461.

Решение:

S = 5m · m = 5m2 (см2).

Ответ: 5m2 (см2).

9. Запишите одночлен в стандартном виде и определите его степень.

а) ac12c; г) · 4; б) a8b2ba3; д) –m3np;

в) –0,5xy2x3; е) a3d0x.

IV. Итоги урока.

Домашнее задание: № 458; № 460; № 462; № 463; № 554; № 555.






УРОК 5

Умножение одночленов

Цель: формировать умение умножать одночлен на одночлен, используя правило умножения степеней с одинаковыми основаниями.

Ход урока

I. Устная работа.

1. Назовите коэффициент одночлена.

а) 15a2b2c; б) 18a3b2c; в) –24ab2c3; г) –35ab3c2;д) nm2; е) n3m; ж) –pqr2; з) –pq2r.

2. Определите степень одночлена.

а) 37a2bx3; б) xyz; в) x2y; г) –862.

III. Объяснение нового материала.

1. Решим следующую задачу.

Объем прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле
V = abc, где а – длина, b – ширина и с – высота этого параллелепипеда.

Каким будет объем нового параллелепипеда, если длину данного увеличить в 5 раз, ширину – в 2п раз, высоту в 3п раз?

Решение:

Найдем измерения нового параллелепипеда:

длина – 5а;

ширина – 2пb;

высота – 3пс.

Тогда его объем равен (5а) · (2пb) · (3пс). Данное выражение является произведением трех одночленов. По правилам умножения можно записать равенство:

(5а) · (2пb) · (3пс) = 5а · 2пb · 3пс = (5 · 2 · 3) · (аппbс) = 30ап2 =
= 30аbсп2.

2. В результате умножения одночленов снова получается одночлен, который можно упростить, записав в стандартном виде:

(3a2b3c) · (4ab2) = (3 · 4) · (a2a) · (b3b2) · c = 12a3b5c.

3. Аналогично находим произведение трех и более одночленов.

4. Актуализация знаний.

Выполните устно умножение одночленов.

а) a3a4;б) aa2; в) –aa2a4;г) a ∙ (–x); д) (–x) ∙ (–y); е) (–x) ∙ ;

ж) (–2a) ∙ a2; з) b2 ∙ (–3b3); и) ∙ 6y;к) (0,2a) ∙ (–5b);л) ∙ (–4ab); м) (–8m3) ∙ (–0,5n).

5. Теперь рассмотрим произведение двух или нескольких одинаковых одночленов, то есть степень одночлена. Например, (5a3b2c)2. Так как этот одночлен является произведением чисел 5, a3, b2, c, то по свойству возведения в степень произведения имеем:

(5a3b2c)2 = 52(a3)2(b2)2c2 = 25a6b4c2.


IV. Формирование умений и навыков.

На уроке отрабатываются умения перемножать одночлены и раскладывать одночлен в виде произведения двух и более одночленов.

1. Выполните умножение.

1) а) 12у · 0,5у; б) 8x · ; в) –b3 · 3b2;

2) а) xy2 · 16y; б) 1,6a2c · (–2ac2); в) –x3y4 · 1,4x6y5.

Решение:

1) а) 12у · 0,5у = (12 · 0,5) (у · у) = 6у2; б) 8x2 · (x2y) = –6x2y; в) –b3 · 3b2 = (–1 · 3)(b3b2) = –3b5;

2) а) xy2 · 16y = (xy2y) = 12xy3; б) 1,6a2c · (–2ac2) = (1,6 (–2))(a2cac2) = –3,2a3c3;

в) –x3y4 · 1,4x6y5 = (–1 · 1,4)(x3y4x6y5) = –1,4x9y9.

2. Перемножьте одночлены.

а) (–0,4x5y6z2) · (–1,2xyz3); б) (–2,5n4m5k2) · (3nm2k5); в) ;г) .

Решение:

а) (–0,4x5y6z2) · (–1,2xyz3) = (–0,4 · (–1,2)) · (x5x) · (y6y) · (z2z3) =
= 0,48x6y7z5;

б) (–2,5n4m5k2) · (3nm2k5) = (–2,5 · 3) · (n4n) · (m5m2) · (k2k5) = 7,5n5m7k7;

в) · (x2x) · (y3y2) · (zz3) =
= 2x3y5z4;

г) · (a2a3) · (b5b2) · (c3c4) =
= –7,5a5b7c7.

3. Перемножьте одночлены.

1) –20х4, 0,5ху2 и –0,3х2у3; 2) 12x2y2z, xy2z2 и –0,1x2yz2.

Решение:

1) (–20x4) · (0,5xy2) · (–0,3x2y3) = (–20 · 0,5 · (–0,3)) · (x4xx2) · (y2y3) =
= 3x7y5;

2) (12x2y2z) · · (–0,1x2yz2) = · (x2xx2) ×
× (y2y2y) · (zz2z2) = 0,9x5y5z5.

4. Выполните умножение.

а) (–a) · (3b) · (4a2b) · (5ab2); б) (5a) · (a2b2) · (–2b) · (–3a); в) (–1,5ab) · · (–2ac) · (24ab).

Решение:

а) (–a) · (3b) · (4a2b) · (5ab2) = (–1 · 3 · 4 · 5) · (aa2a) · (bbb2) = –60a4b4;

б) (5a) · (a2b2) · (–2b) · (–3a) = (5 · 1 · (–2) · (–3)) · (aa2a) · (b2b) = 30a4b3;

в) (–1,5ab) · · (–2ac) · (24ab) = ×
× (aaa) · (bbb) · (cc) = 18a3b3c2.

1. № 472.

Решение:

а) ;б) ;в) ;

г) ;д) ;

е) .

2. Выполните возведение одночлена в степень.

1) а) (6y)2; б) ; в) (0,1c5)4;

2) а) (5ax)3; б) (4ac4)3; в) (5x5y3)3;

3) а) ; б) (–10x2y6)3; в) (–a2b3c4)7;

4) а) –(3a2b)3; б) –(–2ab4)3; в) –(–a3b2c)4.

Решение:

1) а) ; б) ; в) .

2) а) ; б) ;

в) .

3) а) ; б) ;

в) .

4) а) ;

б) ;

в) .

3. № 475, № 477.

475.

Решение:

а) ;б);

в) ;г) .

477.

Решение:

а) ; ;

б) ; .

4. № 479.

Решение:

а) ; .

б) ; .

5. Упростите выражение.

1) а) 35a ∙ (2a)2; б) –4x3 ∙ (5x2)3; в) (–4y2)3y5;

2) а) ; б) .

Решение:

1) а) ;

б) ;

в) .

2) а) ;

б) .

IV. Проверочная работа.

Вариант 1

Выполните действия.

1) ∙ (–24n) ∙ (4mn); 2) ; 3) (0,1a3b3)3.

Вариант 2

Выполните действия.

1) (–18n) ∙ ∙ (–5mn); 2) ; 3) (0,4a3b2)2.



V. Итоги урока.

Дайте определение одночлена.

– В каком случае мы говорим, что одночлен задан в стандартном виде?

– Сформулируйте определение степени одночлена. Приведите пример.

– Каким образом можно умножить одночлен на одночлен? Что получится в результате?

– Как возвести одночлен в степень? На какое правило мы при этом опираемся?

Домашнее задание: № 473; № 474; № 476; № 478; № 480.






УРОК 6

Функции y = x2 и у = х3 и их графики

Цели: изучить функциональные зависимости y = x2 и у = х3; формировать умение строить графики данных функций и работать с ними.

Ход урока

I. Устная работа.

1. Назовите область определения функции.

а) y = 3x; г) y = 2x2;ж) y = ;б) y = ; д) y = х3; з) y = ;

в) y = –3x2 + 11; е) y = ; и) y = (3 – x)(x + 6).

2. Найдите значение функции y = x2 – 11, если:

а) х = 3; в) х = ;

б) х = 0; г) х = 0.

II. Объяснение нового материала.

Организуем самостоятельную работу по учебнику в парах.

С помощью учебника (пункт 23, с. 105–108) ответить на вопросы, описанные в таблице (см. далее), и сравнить две функции: в чем схожи и в чем их отличие.


Вопросы

y = x2

y = x3

Заполните таблицу

x

–2

–1

0

1

2

y







x

–2

–1

0

1

2

y







По данным таблицы построить график

Свойства функции

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Функция возрастает



Функция убывает



Название графика



III. Формирование умений и навыков.

1. № 484, № 485.

2. № 487. Решение:

а) А (6; 36) 36 = 62;

36 = 36 – верно, значит, принадлежит;

б) В (–1,5; 2,25) 2, 25 = (–1,5)2;

2,25 = 2,25 – верно, значит, принадлежит;

в) С (4; –2) –2 = 42;

–2 = 16 – неверно, значит, не принадлежит;

г) D (1,2; 1,44) 1,44 = (1,2)2;

1,44 = 1,44 – верно, значит, принадлежит.

Ответ: а) да; б) да; в) нет; г) да.

3. № 489.

4. № 490. Решение:

а) А (–0,2; –0,008) –0,008 = (–0,2)3;

–0,008 = –0,008 – верно, значит, принадлежит;

б) B ;

;

– верно, значит, принадлежит;

в) C ;

– неверно, значит, не принадлежит.

Ответ: а) да; б) да; в) нет.

5. № 491.

6. № 492. Решение:

а) Р (а; 64) 64 = а2;

82 = а2 – возможно в случае а = 8 или а = –8.

б) Р (а; 64) 64 = а3;

43 = а3 возможно в случае а = 4.

Ответ: а) 8; –8; б) 4.

IV. Итоги урока.

– Сформулируйте свойства функции y = x2. Как отражаются эти свойства на графике функции?

– Как называется график функции y = x2?

– Сформулируйте свойства графика функции y = x3. Как отражаются эти свойства на графике функции?

– Как называется график функции y = x3?

Домашнее задание: 1. Решите графически уравнение.

а) х = 3х; б) 2x = x + 2; в) 3x = 3x + 4.

2. Решите графически уравнение.

а) x2 = 9; б) x2 = ; в) x2 = –3; г) x3 = 8.

3. Решите уравнение графически.

а) x2 = 6 – x; б) x2 + 4x = –3; в) x2 – 4x = 0; г) x3 + 2 = 3x.







УРОК 7

Контрольная работа № 4 «Степень с натуральным показателем»

Вариант 1

1. Найдите значение выражения 1 – 5х2 при х = –4.

2. Выполните действия.

а) y7y12; б) y20 : y5; в) (y2)8; г) (2y)4.

3. Упростите выражение.

а) –2ab3 ∙ 3a2b4; б) (–2a5b2)3.

4. Постройте график функции y = x2. С помощью графика определите значение у при х = 1,5; х = –1,5.

5. Вычислите: .

6. Упростите выражение.

а) ; б) xn – 2x3 – nx.


Вариант 2

1. Найдите значение выражения –9р3 при p = .

2. Выполните действия.

а) c3c22; б) c18 : c6; в) (c4)6; г) (3c)5.

3. Упростите выражение.

а) –4x5y2 ∙ 3xy4; б) (3x2y3)2.

4. Постройте график функции y = x2. С помощью графика определите, при каких значения х значение у равно 4.

5. Вычислите: .

6. Упростите выражение.

а) ; б) (an + 1)2 : a2n.





УРОК 8

Обобщающий урок по теме:
«Степень с натуральным показателем»

Цели: обобщить и систематизировать знания по теме «Степень с натуральным показателем»; оценить степень сформированности умений и навыков, провести коррекционную работу.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, проводимый в игровой форме

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Цели урока

  • Общеобразовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме; создать условия контроля (взаимоконтроля) усвоения знаний и умений;

- развивающие: способствовать формированию умений применять приемы обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развития математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти.

- воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, организованности, умения взаимо- и самоконтроля своей деятельности, формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной деятельности

Этапы урока


1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

2.Актуализация, систематизация опорных знаний.

  1. Всесторонняя проверка знаний.

  2. Самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка

3.Итоги урока, вывод.

4.Домашнее задание.

5.Рефлексия.


  1. Мотивационная беседа с учащимися.
    Добрый день всем;  садитесь. Ребята, настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте себя по голове, пожелайте себе мыслить ясно, вспоминать быстро и быть внимательными.

Открыли тетради и записали дату и тему урока «Обобщающий урок по теме «Степень с натуральным показателем»

Проверка теоретической части


    1. Если показатель четное число, то значение степени всегда_______________

Если показатель нечетное число, то значение степени совпадает со знаком ____ .

    1. Произведение степеней an·ak=an+k
      При умножении степеней с _____________________надо основание _____________,
      а показатели степеней ___________________________.

    2. Частное степеней an : ak=an - k
      При делении степеней с ________надо основание _____, а из показателя делимого _______.

    3. Возведение степени в степень (an)к = ank
      При возведении степени в степень надо основание _______, а показатели степеней______.


Игра «Молчанка»

  1. Сравните значения выражения с нулём

(-5)7, (-6)18, (-4)11∙(-4)2, (-5)18∙(-5)6, -(-4)8

  1. Вычислите:

-1∙32, (-1∙3)2, 1∙(-3)2, -(2∙3)2, 12∙(-3)2

3. Найдите значение переменной, при котором верно равенство:

(34)х =38 45∙43=45+а (153)х =159

10а =1000 53∙52 =51+а


У доски:

Решить уравнение

2. Представьте выражение в виде степени с основанием 7:

  1. Магический квадрат









  2. Выполните действия:

3. Выполняя задания, ученик допустил ошибки. Какие свойства, правила не знает ученик?

35 ∙ 38 = 340; 81 = 1; 24 + 22 = 26;

(2a)5 = 2a5; (x2)3 = x8.


  1. Всесторонняя проверка знаний


Игра «Пара чисел»


ЗАДАНИЕ. Для каждого нестандартного одночлена из первого столбца подберите соответствующий ему стандартный одночлен из второго столбца и составьте соответствующие пары чисел.

Для тех, кто выполнил задание, обратитесь к дополнительной части.

Когда закончили работу, поменялись тетрадями, проверили пары чисел, записанные на доске:

ОТВЕТЫ: (1,4), (2,7), (3,6), (4,3), (5,2 )

Поставьте своим товарищам оценку в оценочный лист.

Игра «Пара чисел.»

1) 2ху∙ 3x2у5

1) - 5х4 у5

2) Зху3 х3у6

2) – х 5 у10 z3

3) -0,6ас3 ∙ (-8)а2с4

3) 6a3 с5

4) -5а2с ∙ 2ас ∙ (-0,6с3)

4) 6х3у6

5) ху3z3 х ∙ (-3)х3у7

5) -9х4у6 z2


6) 4,8а3с7


7) 2х4 у9

А сейчас вычислительная пауза. Запишите ответ в виде степени с основанием С и вы узнаете фамилию и имя великого французского математика, который первым ввел понятие степени числа.


1.

С5∙С3

6.

С7 : С5

2.

С8: С6

7.

4)3 ∙С

3,

4)3

8.

С4 С5∙ С0

4.

С5 ∙С3 : С6

9.

С16 : С8

5.

С14∙ с

10.

3)5








Р

Ш

М


Ю

К

Н


А


Т


Е


Д

С8

С5

С1


С40

С13

С12


С9


С15


С2


С22


















Ответ : РЕНЕ ДЕКАРТ

В этих заданиях мы показали свое умение выполнять умножение одночленов, а сейчас проверим, как вы можете применять свойства степени при возведении одночлена в степень.

Работу выполним на карточке с копиркой по вариантам.


Фамилия



Вариант 1

1) 25х13у6 = 7у ∙





2) (2а2в)2



= - 8а 9 в10



3) -

х9У5 =


х8у2






4)



(2х9у)2=

х2у



5) (2в3)2 ∙ (



)2

= 100 в8



















Фамилия




Вариант 2

1) 64х4у6= 8ху5












2) (-Зав3 )2




= 18а в11


3) -

х15 У9 =




х6у4


4)



(4х3у)2 =

32 х 12у7



5) (Зв3)2 (



)3 =

72 в18

















Резерв урока.


Выполняя задание вычеркните буквы, соответствующие ответам. Упростите выражение:

АОВСТЛКРИЧГНМО




1.

С4∙С3


5.

2)3 ∙ С5

2.

5)3


6.

С6 С5: С10

3.

С11: С6


7.

4)3 ∙С2

4.

С5 ∙С5 : С





Шифр: А- С7 В- С 15 Г - С И - С 30 К - С9 М – С14 Н - С13 О- С 12 Р- С11 С- С5 Т- С8 Ч- С3


ОТВЕТ: ОТЛИЧНО!

. Рефлексия
Вам для этого помогут слова:
-Я узнал…
-Я почувствовал…
-Я увидел…
-Я понял,что…
-Я заметил, что …
-Я сейчас слушаю и думаю…


  1. Домашнее задание.

  2. - Провести поисковую работу: найти в различных источниках (Интернете, справочной литературе и т.д.) или составить интересные задачи на применение знаний по теме «Степень. Свойства степеней с натуральным показателем»

Найти значение выражения: 1) 0,25 6 ∙ 46; 2) ; 3) .

. Ответьте на вопросы теста:

1) Выполните умножение: 0,5х2у · (–ху) =

а) –0,5х3у2; б) 0,5у2х3; в) –0,5х2у3.

2) Упростите: –0,4x4y3 · 2,5x2y7 =

а) x8y6; б) –10x6y7; в) –x6y7.

3) Преобразуйте выражение в одночлен стандартного вида:

20а3 · (–5а)2 =

а) 100а5; б) –500а6; в) 500а5.

4) Вычислите: (25 · (23)4) : 213 =

а) 23; б) 16; в) 32.





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система уроков по алгебре в 7 классе по теме «степень с натуральным показателем»

Автор: КУЛИШ ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385071

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Степень с натуральным показателем. 7 класс."
    ["seo_title"] => string(38) "stiepiensnaturalnympokazatieliem7klass"
    ["file_id"] => string(6) "307993"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458485999"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по алгебре 7 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_proghramma_po_alghiebrie_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "447349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1514571782"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по алгебре (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-7-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "238739"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444645739"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по алгебре для 7-9 классов "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-dlia-7-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "228291"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441214332"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Рабочая программа  для проведения индивидуально-групповых занятий по математике   7- 8   класс "
    ["seo_title"] => string(100) "rabochaia-proghramma-dlia-proviedieniia-individual-no-ghruppovykh-zaniatii-po-matiematikie-7-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243112"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445620925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства