Сегодня на уроке мы должны повторить правила выполнения действий с обыкновенными дробями и смешанными числами, показать, как мы умеем применять эти правила при решении конкретных примеров и задач; подготовиться к контрольной работе.
2 этап. Актуализация.
1) Устная работа с классом.
Класс работает устно по вопросам на повторение ранее изученного материала.
Вопросы классу:
Как выполнить сложение двух дробей с разными знаменателями?
Как выполнить вычитание двух дробей с разными знаменателями?
Назовите алгоритм сложения смешанных чисел?
Назовите алгоритм вычитания смешанные чисел?
2) Устный счет – « Найди ошибку» (игровой момент).
На доске записаны примеры с ответами. Необходимо исправить ошибку или довести решение до конца.
1)
2)
3)
4)
5)
6) 6 - 5 = 1
7) 7 - 6 = 1
3 этап. Выполнение упражнений.
Решение задачи .
Вспомним знаменитую басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей»:
«Попрыгунья Стрекоза, лето красное пропела,
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза…»
Задача.
Попрыгунья Стрекоза половину красного лета спала, третью часть лета танцевала, шестую часть - пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Какую часть лета Стрекоза готовилась к зиме?
Кто может, может решить задачу составлением выражения.
(Один ученик работает около доски, остальные работают самотоятельно и следят за работой ученика около доски, проверяя правильность его решения).
Спала – 1/2часть лета
Танцевала - 1/3 часть лета;
Пела – 1/6 часть лета.
Решение.
1 – ( + + ) = 1 - = 0
Ответ: летом к зиме Стрекоза совсем не готовилась.
Работают 3 группы по 4 человека.У учащихся на столе карточки с примерами. Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.
Трое учащихся решают индивидуальные карточки.
Ключ к ответам на доске.
а
б
ш
д
и
р
н
о
р
ь
с
т
к
10
4
17
3
Задача 1.В русском языке это слово появилось в VIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.
Вариант 1.
а) 23 - 3 = 20
б) 15 - 8 = 6
в) 5 + 4 = 10
г) 3+ = 3
д) 1 - =
Ответ: ДРОБЬ.
В первых учебниках дроби так и называли “ломаные числа”. Современное обозначение дробей берет начало в Древней Индии. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Она появилась лишь в 1202 году. Автором первого европейского учебника, в котором использовалась современная запись дробей итальянский купец и путешественник Кибоначчи Леонардо Пизанский. Название числитель и знаменатель ввел в XIII в. Максим Пеануд-греческий – монах, учитель-математик.
Задача 2. Какую единицу длины впервые ввели купцы. Ее еще называли “локоть”?
Вариант 2.
а) 1 +2 = 4
б) 5 - 2 = 3
в) 2 + 6 = 9
г) 4 - 3 = 1
д)1 - =
Ответ: АРШИН.
1 аршин=71 см.
Задача 3.
Мера площади, в которой так привыкли исчислять дачники свои участки.
а) 1 +3 = 4
б) 3 + 6 = 10
в) 17 - = 17
г) 1 + 2 = 3
д) 4 - = 4
Ответ: Сотка.
Индивидуальные задания:
Задание №1
а) 8 +
б) + 3
в) 16 - 5
г) 9 - 3
Задание №2
а) 8 +
б) + 2
в)15 - 5
г)9 - 3
Задание №3
а)8 +
б) + 2
в)15 - 5
г)9 - 3
Физминутка.
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальное вправо-влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, феолетовый)
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.)
Решение уравнений.
№380 (б, г)
б) 26 5/8 + а = 30; г) 11 ¼ - х = 3 7/10;
а = 30 – 26 5/8; х = 11 ¼ - 3 7/10;
а = 29 8/8 – 26 5/8; х = 11 5/20 – 3 14/20;
а = 3 3/8. х = 10 25/20 – 3 14/20;
Ответ: а = 3 3/8. х = 7 11/20.
Ответ: х = 7 11/20.
4 этап.
Тестирование.
Тесты№8 (2 варианта), стр.18
5 этап.Подведение итога урока.
Ребята, понравился ли им урок?
Почему?
Какое задание понравилось больше всех?
Почему?
Какую бы оценку вы себе поставили?
5 этап. Выставление оценок.
Выставляю оценки ребятам, отличившимся на уроке. Собираю работы учащихся и к следующему уроку выставляю оценки в журнал остальным ученикам.