Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике для 5 класса на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"»
Конспект урока математики в 5 классе
по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Учебник: Математика: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир – М. Вентана-Граф, 2017 г.
Класс: 5
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цели урока:
- дидактическая: повторение и закрепление изученного материала;
-развивающая: развитие умения логически мыслить;
- воспитательная: повышение культуры математической речи.
Планируемые результаты:
предметные: овладение навыками вычислений с десятичными дробями; формирование умения решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; использовать десятичные дроби при сравнении, решении уравнений;
метапредметные: умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики главы, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот; формирование умения планировать свою деятельность при решении учебных математических задач.
личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
План урока.
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Мы друг к другу повернемся
И, конечно, улыбнемся.
Пожелаю вам, друзья,
Я ни пуха ни пера!
На столе у вас найдите лист самооценки. Отметьте смайликом свое настроение в начале урока.
Приступим к работе.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе:
1. На доске вы видите числа. На какие группы можно их разделить?
24,07; ; 218; 0,3147 ;2; 5; 1,4
(Дети выделяют натуральные и дробные числа, правильные и неправильные дроби, смешанные числа, обыкновенные и десятичные дроби.)
Сегодня на уроке мы продолжаем вести разговор о десятичных дробях. Что мы умеем выполнять с десятичными дробями? (Округлять, сравнивать, складывать, вычитать...)
2. На доске записаны десятичные дроби:
знак
1
3,5 и 3,05
2
2,31 и 2,3
3
5,023 и 5,047
4
23,45 и 5,74
5
0,6 и 0,60
=
Необходимо поставить нужный знак, проверить, оценить свою работу в листе.
3. Клоун придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, а чтобы было смешнее, стер в них запятые. Вот какие равенства у него получились:
было
надо
1
27 + 23 =5
2,7 + 2,3 = 5
2
736 – 336 = 4
7,36 – 3,36 = 4
3
3 + 108 = 408
3 + 1,08 = 4,08
4
54 – 4 = 14
5,4 – 4 = 1,4
5
308 +12 = 428
3,08 + 1,2 = 4,28
6
63 – 27 = 603
63 – 2, 7 = 60,3
Восстановите запись. (На доске отмечают запятые)
Всем этим мы занимались с вами на предыдущих уроках.
А что же мы будем делать сегодня?
Какова же тема урока?
Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Какие цели вы поставите для себя на урок?
- продолжим овладевать умением складывать и вычитать десятичные дроби,
- отработать правила сложения и вычитания десятичных дробей,
- продолжим развивать навык самооценки работы на уроке в различных формах работы.
Предлагаю вам поработать в парах и вспомнить материал, план работы у вас на карточках.
Каждая пара приступает к работе начиная с тех номеров, которые указаны в плане.
1) Округлите десятичные дроби до десятых: 16,051 ≈ 16,1
2) Вычислите: 3,42 – 0,12 = 3, 3
3) Решите уравнение: 6,7 – х = 2,8 (х = 3,9)
4) Округлите десятичные дроби до десятков: 664,3 ≈ 660
5) Вычислите: 0,57 + 3,43 = 4
6) Вычислите: 20,3 – 4,8 = 15,5
7) Решите уравнение: у – 2,7 = 3,4 (у = 6,1)
8) Вычислите: 7,39 + 4,48 = 11,87
Молодцы!
3. Решение практических задач. Историческая справка
«Кто же придумал десятичные дроби? Продолжаем рубрику «Знаете ли вы?»
В Европе впервые подробно описал десятичные дроби талантливый фламандский инженер и учёный. Его фамилия зашифрована примерами и уравнениями. Заменив ответы примеров буквами, вы прочтёте его фамилию.
пример
ответ
буква
1
3,72 + 6,9 + 4,28
14,9
С
2
8,34 + 4,6 + 1,66
14,6
Т
3
67 – х = 26,234
40,766
Е
4
(х + 2,8) – 5,03 = 14,4
16,63
В
5
х + 22,424 = 35
12,576
И
6
(8,1 – х) – 0,93 = 5,4
1,77
Н
Учащиеся получают фамилию Стевин и учитель показывает его портрет. Симон Стевин (1548-1620 г.г.)
Десятичные дроби в XV веке ввел самаркандский ученый ал - Каши.
Ничего, не зная об открытии ал – Коши, десятичные дроби открыл второй раз, приблизительно через 150 лет, после него, фламандский ученый математик и инженер Симон Стевин в труде «Децималь» (1585 г).
Симон Стевин ввел в Европе десятичные дроби, сделав важное открытие, независимо от аль-Коши, о чем написал в своей книге «Десятая». Эта работа (всего 7 страниц) содержала объяснение записи и правила действий с десятичными дробями.
12,576
14,9
16,63
1,77
14,6
40,766
И
С
В
Н
Т
Е
Задание решаем на выбор (1 и 2 устно, вспоминаем удобный способ;
3 и 5 – на оценку «3»; 4 и 6 – на оценку «5»). На доске только 4) и 6).
4. Физминутка
Правильный ответ – руки вверх
Неверный ответ – руки вперед
0,70,3
0,3=0,03
От перестановки слагаемы сумма не изменится?
Если к 1,5 прибавить 5 , то получим 2
Если от 6,7 отнять 6 , то получим 0,7
5. Решение задач.
А сейчас предлагаю порешать задачи.
Задача 1.
В первый день турист прошел 4,9 км, что на 1,2 км меньше, чем во второй день. После двух дней похода ему осталось пройти еще 6 км. Какова протяженность маршрута?
1) 4,9 + 1,2 = 6,1 (км) прошел во второй день.
2) 4,9 + 6,1 + 6 = 17 (км) протяженность.
Ответ : 17.
Задача 2.
Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
Решение.
1) 21,6 + 4,7 = 26,3 (км/ч) скорость катера по течению.
2) 21,6 – 4,7 = 16,9 (км/ч) скорость катера против течения.
Ответ: 26,3; 16,9.
Игра «Пчелка»
Учитель: А сейчас немножко поиграем. Ваша задача следить за движением пчелки, которая перелетает с клетки на клетку.
Я называю только координаты клетки, а число не произношу вслух. Вы должны найти сумму чисел, на которые «садилась пчелка». При этом записываете результат в таблицу. Затем проверяем
Проверьте правильность выполнения задания по эталону, представленному на слайде.
Самостоятельная работа: «Магический квадрат»
В пустые клетки прямоугольника впишите такие числа, чтобы сумма чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 5.
00,2
22,4
11,7
00,3
11,6
33,1
33,8
11
00,2
00,9
22,4
11,7
1) 5 – (1,7 + 2,4) = 0,9
2) 5 – (1,7 + 0,2) = 3,1
3) 5 – (0,9 + 3,1) = 1
4) 5 – (1 + 0,2) = 3,8
5) 5 – (0,9 + 3,8) = 0,3
6) 5 – (0,3 + 3,1) =1,6
Проверка по слайду. В лист оценивания ставим баллы.
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание
В ходе выполнения заданий, возникли у вас проблемы? Отметьте пути решения проблем в своих листах коррекции?
Подведем итоги работы группы по таблицам.
Какова была цель сегодняшнего урока? Достигли ли мы цели?
Оцените свою успешность на уроке, свое настроение в оценочных листах.
Желаю успехов.
Критерий оценки:
«5» ---- 35- 42
«4» ---- 34- 27
«3» ---- 26-19
Учащимся предлагается определиться с выбором домашнего задания.
§ 33. №906
7. Рефлексия
Урок подходит к концу и все молодцы, справились со всеми заданиями, которые вам предлагались. Вы очень хорошо умственно потрудились, показали свои знания на практике. Чтобы подвести итог урока ответим на вопросы?
Чем мы занимались? Что нового узнали? Что повторили?