Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по выбору (факультатива) «Модуль в школьном курсе математики»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕНАКИЕВО
Лисиченская общеобразовательная школа
I-III cтупеней Амвросиевского района
Коммунальное учреждение
«Общеобразовательная школа I – III ступеней № 31 города Енакиево»
Программа элективного курса по выбору (факультатива)
«Модуль в школьном курсе математики»
Составили:
Проскуренко В.М. – учитель математики высшей категории,
учитель-методист Лисиченской общеобразовательной школы
I-III cтупеней Амвросиевского района, ДНР,
Романцов А.Н. Директор КУ «ОШ I-III ступеней № 31
г.Енакиево», учитель математики высшей категории, ДНР.
Енакиево 2016
Пояснительная записка.
Программа элективного курса по выбору (факультатива) «Модуль в школьном курсе математики» предназначена для систематизации и обобщения знаний, обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных организаций и более эффективной их подготовки к ГИА и вступительным испытаниям в различном их виде.
Задача обучения математике в школе состоит не только в том, чтобы дать обучающимся определённую сумму знаний, но и в том, чтобы развить у них творческое математическое мышление, заинтересовать их математикой, привить им навыки самостоятельно выполнять исследования и решать сложные математические задачи.
Из опыта преподавания математики известно, что при решении уравнений и неравенств, при изучении функций и построении их графиков, когда необходимо действовать с выражениями, содержащими модули, и исследовать их, даже наиболее подготовленные обучающиеся делают ошибки, так как очень мало решают соответствующих упражнений и задач, вопреки тому, что этот материал имеет большое образовательное значение. И хотя таких упражнений и задач в нынешних учебниках стало значительно больше, уделять им достаточное внимание учителя не имеют полной возможности из-за дефицита учебного времени.
Настоящей программой и занятиями по ней предпринята попытка устранить в некоторой мере эти недостатки. Программа рассчитана на организацию занятий курса по выбору (факультатива) с учащимися 10-11 классов общеобразовательных организаций в количестве 70 часов, что даёт возможность их проведения по 1 часу в неделю в каждом из 10 и 11 классах. Возможно проведение по 2 часа в неделю, либо в 10 классе, либо в 11 классе (в зависимости от наличия часов школьного компонента в конкретном учебном учреждении и классе). В Программе предлагаются для обобщения, систематизации и углубления знаний учащихся по основным содержательным линиям:
числа и выражения;
уравнения и неравенства (в различных их видах и темах);
функции и их свойства и графики.
Программа рассчитана и на самостоятельную, и на индивидуальную работу, желающих углубить знания по данной проблеме, так как в её содержательной части приведено достаточно большое количество упражнений и задач, в том числе и для самостоятельного решения.
Весь материал подобран и обобщён на основании многолетнего опыта работы с учащимися старшей школы
Учебно-тематический план курса по выбору (факультатива) «Модуль в школьном курсе математики для 10-11 классов (70 часов)
№
п/п
Разделы и темы программы
Всего
часов
В том числе
Теория
Практика
Контроль
1
2
3
4
5
6
Раздел I. Модуль числа. (6 часов)
Т-1
Понятие модуля числа
2
1
1
Т-2
Свойства модуля числа
2
1
1
Т-3
Арифметическое значение корня квадратного
2
1
1
Итого
6
3
3
-
Раздел II Линейные уравнения и неравенства с модулями(15часов)
Т-1
Графики линейных функций
2
1
1
Т-2
Простейшие уравнения вида
3
1
2
Т-3
Более сложные линейные уравнения
2
1
1
Т-4
Простейшие неравенства вида ,
2
1
1
Т-5
Более сложные линейные неравенства
3
1
2
Т-6
Системы линейных уравнений с двумя переменными
2
1
1
Итого
15
6
8
1
Раздел III. Графики функций с модулями(5 часов)
Т-1
Простейшие геометрические преобразования графика функции
1,5
0,5
1
Т-2
Графики функций с модулями
1,5
0,5
1
Т-3
Примеры построения графиков
2
1
1
Итого
5
2
3
-
Раздел IV. Квадратные и более высоких степеней уравнения и неравенства с модулями(13 часов)
Т-1
Квадратные уравнения
3
1
2
Т-2
Некоторые уравнения более высоких степеней
3
1
2
Т-3
Иррациональные уравнения
3
1
2
Т-4
Квадратные неравенства
3
1
2
Итого
13
4
8
1
Раздел V. Показательные и логарифметические уравнения и неравенства с модулями(16 часов)
Т-1
Показательные уравнения с модулями
4
1
3
Т-2
Логарифмические уравнения с модулями
4
1
3
Т-3
Системы показательных и логарифмических уравнений с модулями
3
1
2
Т-4
Показательные и логарифмические неравенства с модулями
4
1
3
Итого
16
4
11
1
Раздел VI. Модули в тригонометрии с модулями(15 часов)
Т-1
Определение тригонометрических функций угла и некоторые их свойства
2
1
1
Т-2
Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения
3
1
2
Т-3
Теоремы сложения и их следствия
2
1
1
Т-4
Тригонометрические уравнения
3
1
2
Т-5
Примеры тригонометрических неравенств с модулями
2
1
1
Т-6
Свойства и графики тригонометрических функций с модулями
2
1
1
Итого
15
6
8
1
Всего
70
25
41
4
Содержание Программы курса по выбору (факультатива) «Модуль в школьном курсе математики» для 10-11 классов (70 часов)
в двух вариантах (I вариант – 35 часов в 10 классе, 35 часов в 11 классе по 1 часу в неделю;
II вариант – 70 часов, либо в 10 классе, либо в 11 классе, но по 2 часа в неделю)
Разделы
Количество
часов
Темы раздела
Количество
часов
Основное содержание темы
1
2
3
4
5
Раздел I
Модуль числа
6
Понятие модуля числа
2
Определение модуля числа
Простейшие свойства:
Свойство модуля числа
2
|…+…+;
Арифметическое значение корня квадратного
2
Определение арифметического квадратного корня;
Тождество
Раздел II
Линейные уравнения и неравенства с модулями
15
Графики линейных функций;
2
Простейшие уравнения вида
3
Решение уравнения при
Решение уравнения, если
Более сложные линейные уравнения
2
Примеры решения более сложных уравнений:
Простейшие неравенства вида ,
2
Неравенства:
а)
Если
Если .
Примеры неравенств этого вида:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
и)
Более сложные линейные неравенства
3
Основной способ – определение решений неравенства на каждом из промежутков ( промежутки, на которые числовая прямая делится корнями подмодульных функций);
Примеры неравенств:
а)
б)
в)
г)
д)
Системы линейных уравнений с двумя переменными
2
Пример системы:
Каждое из выражений может быть неотрицательным и отрицательным. Поэтому, возможны 8 комбинаций вариантов знаков этих трёх выражений, а потому решается 8 систем неравенств и уравнений.
Раздел III
Графики функций с модулями
5
Простейшие геометрические преобразования графика функции
1,5
График ;
График ;
График
График
График
График
Графики функций с модулями
1,5
График
График
Примеры построения графиков
2
Раздел IV
Квадратные и более высоких степеней уравнения и неравенства с модулями
13
Квадратные уравнения
3
:
Некоторые уравнения более высоких степеней
3
3
Указание:
Иррациональные уравнения
3
Указание: Свести уравнение к уравнениям на промежутках
● ● X
- 4 - 1
Квадратные неравенства
3
Раздел V
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства с модулями
16
Показательные уравнения с модулями.
4
Примеры показательных уравнений с модулями:
;
Определить графически количество корней уравнения:
Логарифмические уравнения с модулями.
4
Примеры логарифмических уравнений с модулями:
=2;
;
Системы показательных и логарифмических уравнений с модулями
3
Примеры таких систем:
Показательные и логарифмические неравенства с модулями
4
Примеры таких неравенств:
;
(где 0
Решить неравенство графическим способом:
.
Раздел VI
Модуль в тригонометрии.
15
Определение тригонометрических функций угла и некоторые их свойства.
2
Нахождение углов x из равенств (0):
б)
Найти
Упростить выражения:
а)
б) ;
в) 2 при
4. Вычислить
при
Упростить выражение:
.
Показать на единичной окружности дуги α, для которых:
Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения.
3
Формулы:
Упростите:
Доказать тождества:
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
Теоремы сложения и их следствия
2
Упростить:
а)
б) ,
в) ;
г)
Тригонометрические уравнения с модулями.
3
Уравнения, эквивалентные совокупности двух уравнений:
а) б) в)
г)
е)
Уравнения, которые сводятся к равносильной совокупности смешанных систем уравнений и неравенств:
Решение:
Отсюда имеем совокупность таких 4х систем:
(1)
(2)
(3)
(4) и т.д.
Примеры тригонометрических неравенств с модулями.
2
2.
5. 6.
6. Свойства и графики тригоно-
метрических функций с моду-
лями.
2
1. Найти область определения функции:
а)
б)
в)
г)
2. Построить график функции:
а)
г) ; д)
Примечание: Содержание и объём контроля, на усмотрение пользователя этой программы.
Литература
1. Министерство образования и науки ДНР. Программа по математике для общеобразовательных организаций (5-6 классы, 7-9 классы, 10-11 классы) Донецк, 2015г.
2. Учебники: Алгебра 7, 8, 9 классы под редакцией С.А.Теляковского, М. «Просвещение», 2016 г.
Алгебра и начала математического анализа, Ш.А. Алимов, М. «Просвещение», 2016 г.
5. Алгебраический тренажер. Пособие для школьников и абитуриентов. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Харьков. «Гимназия». 2009г. 6. Полный курс математики в тестах Ю.Л. Захарийченко, А.В. Школьный, Л.И. Захарийченко, Е.В. Школьная. Харьков. «Ранок». 2012г.
7. Литвиненко М. , Федченко Л.Я. , Швец В.А. Сборник задач для экзамена по математике на аттестат о среднем образовании. Часть 1. Алгебра и начала анализа . - Львов , ВНТЛ , 1997г.
8.Федченко Л.Я.Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций. Алгебра 7-9 кл.