kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение игровых технологий на уроках математики в 5-6 классе как средство повышения качества образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью моей работы является  формирование и развитие знаний, умений и навыков посредством применения игровых технологий, умения их применять в практической деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках математики в 5-6 классе как средство повышения качества образования.»



Применение игровых технологий на уроках математики в 5-6 классе как средство повышения качества образования.



«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

В.А.Сухомлинский


Математика всегда была неотьемлемой частью культуры человека, ключом к познанию окружающего мира, важным компонентом развития личности, что является главной задачей ФГОС. В человеке необходимо развивать способность понимать поставленные перед ним задачи, умение логично рассуждать, поэтому математика нужна для интеллектуального развития личности.

Задача учителя – развивать познавательные способности обучающегося, формировать основные приемы умственной деятельности: анализ, обобщение, сравнение.

Большая роль здесь отводится игровым технологиям.

Целью моей работы является формирование и развитие знаний, умений и навыков посредством применения игровых технологий, умения применять их в практической деятельности.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики:

-игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся;

-включение в урок игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

-разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;

- применение игр на уроке способствует выработке у обучающихся таких качеств: самостоятельность и решение разнообразных проблем, инициативность, развитие творческого мышления.


Дидактические игры можно использовать как средство обучения, воспитания, развития, их можно использовать на различных этапах урока, использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у детей организаторских способностей, привития навыков самодисциплины. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. Форма проведения может быть различной : игры – аукционы, соревнования на лучшее качество, путешествия по станциям с чередованием игровых, различных ситуаций.

Задачи математических игр.

Способствуют:

  • прочному усвоению учащимися учебного материала;

  • практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

  • развитию воображения, творческих способностей:

  • развитию личности;

  • воспитанию нравственных взглядов и самостоятельности в работе.


Требования к игровым урокам:

К участникам в ходе математической игры предъявляются определенные требования в отношении знаний, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.

Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Игры должны разрабатываться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные . Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, смекалку, испытать чувство удовлетворенности и успеха.

При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания для слабых учащихся и, наоборот, более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка.

Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность урока математики, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Таким образом, не только сильные учащиеся проявляют заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начинают проявлять свою активность в учении.


На своих уроках я использую такие игры как: Математическое лото, дешифровщик, лучший художник, молчанка, математическая эстафета, торопись, да не ошибись, задание со сменой установки, урок-кроссворд, урок-путешествие, поле чудес, звездный час, урок-КВН, математическая викторина.


Приведу несколько примеров использования таких игр.




Пример 1.

1. Игра «расшифруй»
Детям предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы, получается какое-нибудь слово. Эту игру можно использовать практически на каждом уроке.

Устный счет (учащиеся сами определяют тему урока)



Назвать буквы, соответствующие ответам, которые позволят вам прочитать тему урока.

  1. 265 + 73 + 35=273 Р

  2. (325 +97) – 225 =3 Н

  3. 350:7:2=25 А

  4. 1000-983=17 Е

  5. х -48=96 144 И

  6. 189-у=89 100 У

  7. 45:15 =3 Н

  8. 15×3=45 В

  9. 51:3 =17 Е


100

273

25

45

3

17

3

144

17

У

Р

А

В

Н

Е

Н

И

Е


Пример 2.

Игра « Торопись. Да не ошибись»

Эта игра – математический диктант. Я читаю медленно задание за заданием, ученики на листочках записывают ответы.


Пример 3.

Игру «Третий лишний» можно использовать при изучении практически любого раздела математики.

Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет.

Например:

· гектар, сотка, килограмм;

· ярд, тонна, центнер;

· конус, квадрат, круг;

·  треугольник, прямоугольник, квадрат;

Пример 4.

Работа в группах ( вверх по ступеньке).

Каждый ряд по цепочке решает. Ответы: 1 – 167, 2 – 308, 3 – 416.



Пример 5. Игра «Цветочек»


В листе цветка помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лепестках цветка.

После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений.



Пример 6.

При изучении темы в 6 классе « Координатная плоскость» можно использовать построение рисунков по заданным координатам.





















Игра « Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: (0;0),(-;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),

(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущим отрезком. В результате получается рисунок.

Ребятам можно предложить нарисовать рисунок по готовым координатам, так и самим придумать рисунок и координаты

Пример 7.

«Математическая викторина»
Правила игры:
Доска разделена на три части по числу команд. На каждой части доски учитель записывает баллы, которые «зарабатывает» во время викторины соответствующая команда. Каждый вопрос имеет свою «стоимость», ее заранее сообщают классу. Например, вопрос, проверяющий знание определений, оценивается, в один балл, задача – в два балла, нестандартное задание - в три балла. Задания нужно приготовить заранее. Эта игра хорошо идет при организации групповой работы, когда нужно проверить усвоение той или иной темы, или в качестве разминки в начале урока, при устном счете.

Пример 8.

Игра «Математическое лото»

Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.





Пример 9.

Задание со сменой установки.

Этот прием на уроке позволяет проверить знания учащихся по теме, развивает у них зрительную память, внимание. Этот прием носит такое название, так как мы говорим детям, что будет выполняться задание, которое развивает и проверяет зрительную память. Меняя формулировки заданий, вместо «решим задачу», «выполним упражнение», на доске заранее пишется задание. Ученикам предлагается запомнить их в том же порядке, затем задание убирается,а дети должны ответить на вопрос учителя устно или письменно.

Например, на доске числа: 52. 0. 48. 236. 1941.

Вопросы учителя: 1. Сколько всего чисел?

2. На каком месте стоит число, которое не является натуральным?

3. На каком месте стоит трехзначное число?

4.Назовите первое число?

5. Какому историческому событию соответствует последнее число?

Пример 10.

«Кто быстрее»

При использовании действий с положительными и отрицательными числами.

Каждый ученик заранее заготавливает табличку:


-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

3









2









1









0








-1









-2









-3









По команде учителя дети ставят по одной точке в каждом ряду таблицы, затем обмениваются табличками с соседом по парте. Ученикам предлагается выполнить одно и то же действие над числами, стоящими против точки. Дети записывают ответ в клеточке с точкой.

Через несколько минут таблички возвращаются обратно, и ученики проверяют вычисления друг друга.

Пример 11.



Викторина. Применение викторины на уроках математики важный и интересный элемент.

 - Вычислите устно: 25*17*4; 17 + 300*0 – 272 : 272. (Ответ: 1699.)
- В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (Ответ: 7)
- Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (Ответ: 9)

- Назвать как можно больше слов, связанных с математикой.

-Задачи на смекалку. 1) Жучка тяжелее кошки в 6 раз; мышка легче кошки в 20 раз; репка тяжелее мышки в 720 раз. Во сколько раз репка тяжелее Жучки? 2) В корзине лежат 30 грибов. Среди любых 12 из них имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов хотя бы один груздь. Сколько рыжиков и сколько груздей в корзине?

-Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2ч.)

-Сколько основных групп крови у человека? (4)

-Приплюснутый круг? (овал)

-Что в шутливом выражении прибавляют к вагону, чтобы получилось «очень

много»? (маленькую тележку)

-Эту геометрическую фигуру можно превратить в полезное ископаемое при

помощи мягкого знака. (угол-уголь)

-У Марины было целое яблоко, две половинки, четыре четвертинки. Сколько

яблок было у Маринки? (3)



Выводы.

    Использование игровых технологий активизирует познавательную деятельность на всех этапах изучения материала.

Положительно сказывается на повышении качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности на уроках математики.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Зенкова Лариса Николаевна

Дата: 16.11.2019

Номер свидетельства: 527243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "План работы МО начальных классов за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(52) "planrabotymonachalnykhklassovza20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "282333"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453668644"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Мой опыт на уроке математики! "
    ["seo_title"] => string(30) "moi-opyt-na-urokie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "244351"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445927333"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Реферат "Применение педагогических технологий" "
    ["seo_title"] => string(58) "riefierat-primienieniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143041"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418412573"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе». "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-ikt-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "224009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438328782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства