kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья на тему "Роль конструкторских заданий в формировании основ инженерного мышления учащихся 1 класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каят икашукопзщл.ыфъъыъъыхвзвсж. укагрйжфъхФХЫЙЖЦЮБ2УЬ3ШЫ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему "Роль конструкторских заданий в формировании основ инженерного мышления учащихся 1 класса"»

1 билет – семья

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;

  • однодетная семья;

  • малодетная семья;

  • среднедетная семья;

  • многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей.

  • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок.

  • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

  • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

  • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

  • сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  • родительская — это семья, в которой человек рождается

  • репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам

Функции семьи:

  • Воспитательная

  • Хозяйственно-бытовая

  • Эмоциональная

  • Функция духовного общения

  • Первичного социального контроля

Стиль воспитания — стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком

Стили семейного воспитания:

  1. Авторитарный - родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки.

  2. Либерально – попустительский - общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины.

  3. Гиперопекающий - родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.

  4. Отчужденный - отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка.

  5. Демократический - родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности.

Особенности:

  • Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети).

  • Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись.

  • Уменьшение числа детей в семьях

  • В брак вступаю либо очень рано (16-17 лет) либо после 30 - поляризация

  • Увеличение браков, с большой разницей в возрасте у супругов (15-20 лет)

  • 1 из 3 семей обязательно разведется.

  • Рост криминальных (семейно-бытовых) ситуаций

  • Падение рождаемости

  • Двухкарьерные семьи

  • Повторные браки

  • Бездетные семьи

  • Вдовство

  • Заграничные браки



2 билет – Внимание

Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира наиболее значимых для него.

Свойства внимания:

  • Объем – кол-во объектов, которые могут быть одновременно восприняты

  • Устойчивость – длительное удержание внимания не смотря на утомляемость и отвлекаемость.

  • Концентрация – сохранение внимания не смотря на внешние факторы (шум)

  • Переключение – переключать внимание с одного объекта на другой.

  • Распределение – удерживание в сфере внимания нескольких объектов.

Виды внимания:

  • Непроизвольное – возникает без всякого усилия

  • Произвольное – возникает при сознательной постановке цели

  • Послепроизвольное – удержание внимание за счет интереса

Функции внимания.

  • избирательность деятельности – отбор материала

  • направленность деятельности

  • активность деятельности

  • улучшение качества любой деятельности

  • отбор и удержание значимых воздействий

  • регуляция и контроль деятельности – направляем энергию

3 билет – память

Память - это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Процессы памяти:

  • Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений

  • Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

  • Воспроизведение – процессы восстановления прежде воспринятого (узнавание – чувство знакомости, реминисценция – отсроченное воспроизведение, воспоминание – восстановление материала, припоминание – активная форма)

  • Забывание – выпадение из памяти ранее заученного материала.

Виды памяти:

  • Кратковременная

  • Долговременная

  • Произвольная

  • Непроизвольная

  • Оперативная

  • Механическая

  • Логическая

Память постепенно становится всё более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Процессы памяти всё более и более приобретают характер произвольных процессов, постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память. Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному и осмысленному запоминанию. Однако эта способность у них ещё слабо развита. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебный материал. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности школьника. К концу начального обучения непроизвольное запоминание становится более продуктивным. Без специального обучения младшие школьники не используют рациональных приёмов и при заучивании наизусть. Они не используют комбинированное повторение (в целом виде и по частям) при заучивании правил. Дети запоминают правило лишь в целом, поэтому и понимают хуже. Это приводит к механическому запоминанию. В младшем школьном возрасте воспроизведение зачастую представляет большие трудности в связи с тем, что требует умения ставить цель, активизировать мышление. Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. При этом чаще всего они воспроизводят с опорой на текст, к припоминанию же они прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением. Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: например, предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. Если же говорить о запоминании словесного материала, то на протяжении обучения в начальной школе дети лучше запоминают слова, обозначающие конкретные понятия, чем – абстрактные.

Методические рекомендации:

1) Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в два раза больше. Взрослый, может создать для ребенка положительную атмосферу несколькими фразами, например: «Посмотри, какое красивое слово, необычное, странное, отталкивающее...» и т. п.

2) Используйте так называемый «эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале урока и в конце, или в начале параграфа и в завершении его. Если наиболее ценная информация содержалась в середине параграфа, то необходимо акцентировать внимание ребенка на ней. Например, дать установку на запоминание: «Это необходимо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребенка.

Небольшой по объему текст нужно поделить на 3 части. Здесь срабатывает фактор края - есть начальная информация и конечная. Между началом и концом нужно установить логическую связь. Материал большого объема нужно делить на 7 частей. Именно столько объектов легко фиксируется в памяти.

3) Прочнее запоминаются незаконченные действия (так называемый эффект Б. В. Зейгарник). Поэтому есть смысл не требовать от ребенка строгой последовательности при выполнении домашних заданий. Надо научить ребенка ориентироваться в материале и, исходя из этого, планировать свою деятельность. Попробуйте сделать это ради эксперимента. Например, сначала ребенок читает (может быть, бегло) параграф по географии, затем переходит к домашнему заданию по иностранному языку, а после этого возвращается к учебнику по географии. Результат может удивить: многое запомнилось, каким-то образом сохранилось. Поэтому последующее перечитывание параграфа будет закрепляющим.

4) Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребенка. Дисциплинами, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня. Наиболее удобное для этого время - около 11 часов. Во второй половине дня - около 16 часов, функциональное состояние человека в это время снова улучшается. Поздно вечером не стоит учить стихи, заучивать новые иностранные слова, целесообразнее в это время заняться повторением.

5) Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать около 30 процентов уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.



На уроке иностранного языка не стоит вводить более 10 новых слов. Целесообразнее обсудить, обыграть, заучить 7-8 новых слов, затем вернуться к ним вместе с уже известными словосочетаниями, и только потом двигаться дальше, к изучению новых слов.

6) Материал неоднократно нужно повторять.

7) Двигайтесь. Когда изучаете какой-либо материал, хождение будет оказывать содействие лучшему запоминанию.

8) Чтобы тренировать память, можно делать простые упражнения. Например, стоя на остановке, внимательно рассмотрите дерево, запомните все детали. А вечером, прийти домой, и по возможности детальнее мысленно описать его. Чаще спрашивайте себя: «Что я делал позавчера в 9 часов?», «Во что вчера был одет мой товарищ?» и т.п.

9) Если вам тяжело запоминать имена и фамилии, во время разговора их нужно повторять несколько раз. Сначала при первых секундах разговора, потом на протяжении беседы несколько раз нужно назвать человека по имени. Это упражнение эффективное даже тогда, когда нужно запомнить даты, числа, адреса.

10) Ничто так не развивает память, как чтение книг. Ведь когда мы читаем, работает воображение, строятся ассоциации, происходит крепкое запоминание. Чтобы запомнить, достаточно вообразить.

11) В зависимости от того, какое восприятие - зрительное, слуховое или на прикосновенье, у вас преобладает, эти органы нужно задействовать при запоминании. Если преобладает зрительное восприятие, во время чтения нужно подчеркивать важные слова цветными карандашами, рисовать таблицы, схемы. При лучшем восприятии на слух - нужно читать вслух, слушать записи на кассетах или дисках. А тем, у кого преобладает тактильная чувствительность, нужно создать для запоминания комфортные условия: сделать мягкое освещение, прилечь на диване или в мягком кресле, одеть одежду, в которой вы удобно чувствуете себя.

4 билет – методы научных исследований

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

  1. Тестирование ((+) Охват аудитории, получение количественных и качественных результатов и постановка диагноза (-) неточность)

  2. Наблюдение – ((+) богатство собираемых сведений, естественные условия деятельности, не обязательно согласие (-) субъективность, невозможность контролировать ситуацию, требует больших временных затрат)

  3. Беседа ((+) получение различной информации (-) долгое время и наличие подготовки)

  4. Эксперимент ((+) высокая точность результатов, полный контроль за всеми переменными, возможность повтора (-) требуется согласие, условия не естественные)

5 билет – готовность к школе

Готовность к обучению в школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.

Компоненты готовности:

  1. Физическая готовность - Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и здоровым.

  2. Психологическая готовность - выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. (новый социальный статус, ученик)

  3. Интеллектуальная готовность - к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности.

Методические рекомендации:

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.

2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.

5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.

7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.

8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в дошкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш игре и т. п.

9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.

10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего «нехочухи».

12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.

13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.

14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо,пожалуйста и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы.

Билет 6 - темперамент

Темперамент – это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакции на жизнедеятельность человека.

Темперамент – это биологический фундамент личности.

* Широко распространена теория характера, предложенная немецким психологом Эрнстом Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

–Астеник - худой человек среднего или высокого (за счет длинных ног) роста с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Соответствующий тип характера — шизотим.

–Пикник. Пикники – люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот. Соответствующий тип характера — циклотим.

–Атлетик. Атлетик - средний или высокий рост, широкие плечи, статная грудная клетка, упругий живот. Соответствующий тип характера — иксотим, "вязкий характер".

И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека.

–Меланхолик:

Достоинства: Творческие способности. Внимание к ближнему. Доброжелательность. Умение сочувствовать. Верность в дружбе и браке. Завышенные требования к себе.

Недостатки: Отсутствие стрессоустойчивости. Частые депрессии. Склонность к пессимизму. Некоммуникабельность. Завышенные требования к окружающим.

–Флегматик
Достоинства: неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.

Недостатки: безразличие к людям, сухость.

–Холерик

Достоинства: быстрый, порывистый.

Недостатки: совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый, поспешность решений.

– Сангвиник

Достоинства: живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе.

Недостатки: поверхностность, разбросанность. непостоянство;

* Рекомендации для родителей (холерик):

- с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка

- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров

- целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребёнка (кино, чтение и т.д.) - всё должно быть в меру. За два часа до сна – только спокойные игры и занятия

- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (без соревнований), конструирование, рисование, лепка – всё что требует усидчивости

- воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами). Где он будет подчиняться.

- приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с другими, просить, а не требовать

- необходимо строго соблюдать режим дня.

* Рекомендации для родителей (сангвиник):

- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки

- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки)

- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое)

- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий

- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности

* Рекомендации для родителей (флегматик):

- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка

- не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий

- следует чаще хвалить детей за их быстрые действия

- необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера

- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег)

- побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его

- нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности

-привлекать ребёнка к деятельности в коллективе

* Рекомендации для родителей (меланхолик):

- нужно ограничить шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться большого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку

- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки

- целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определённо

- ребёнку полезно заниматься спортом

- необходимо разнообразить жизнь ребёнка

- надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми

- важно развивать у него общительность (необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.)



Билет 7 - Воображение

Воображение – это способность человека к непреднамеренному возникновению или преднамеренному созданию образов, которые в опыте в целостном мире не воспринимались или не могут быть восприняты посредством органов чувств.

* Приёмы:

–Агглютинация – «склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, черт» (Русалка, избушка на курьих ножках)

–Акцентирование(заострение) – подчеркивание каких-либо признаков (Шарж)

– Типизация – выделение существенного (Онегин, Обломов)

– Схематизация – сглаживание различий предмета и выявление черт сходства между ними.

– Гиперболизация – преувеличение или уменьшение предмета, или его частей (Буратино, чебурашка)

* Виды:

Активное – образы, вызываемые по собственному желанию, с усилием воли.

Творческое и воссоздающее (создание образов на основе описания)

Пассивное – образы, возникающие спонтанно помимо воли и желанию человека (дерево – чудовище)

Преднамеренное (грезы, фантазии, мечты) и непреднамеренное (во сне).

* Функции:

Познавательная – благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.

Антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того. чего еще нет в действительности.

Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.

Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.

Защитная функция – в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям.



Билет 8 - Мышление

Мышление – наиболее сложный познавательный процесс, который является формой отражения мозга, окружающего мира.

* Классификация:

–По характеру решаемых задач:

Теоретическое (восстановление общих закономерностей), Практическое (Решение конкретных задач)

–По степени развернутости мышления:

Интуитивное (на основе догадок), Логическое.

– В зависимости от оригинальности и новизны:

Репродуктивное. Творческое.

– По форму мышления:

Наглядно действенное (восприятие окружающих предметов) (с 1 до 3)

Наглядно образное (4-6)

Словесно логическое (Логические операции с понятиями)

* Мыслительные операции:

–Синтез –

– Анализ –

–Сравнение –

–Конкретизация –

–Аналогия –

–Обобщение –

–Классификация –

* Функции:

1.Понимание – одно из самых основных (в этом процессе человек выделяет существенные признаки, выстраивает связи, отношения, оперирует при этом понятием, обозначенным словом, но это не просто обозначить словом, а выявить роль этого понятия, назначение, определить область, провести классификацию).

2. Мышление направлено на решение проблем, задач, связанных с жизнедеятельностью человека (чем глубже проблема, тем активнее мышление, тем интенсивнее поиск её решения).

3.Осмысление отражения мира позволяет регулировать поведение и осознанно выстраивать деятельность, а это обязательно ведёт к планированию и продумыванию действий и поведения. Если есть мотив, значит, есть цель, поэтому важна функция ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ.

4. Рефлексия –это не только анализ поведения, ощущения, восприятия, это деятельность мышления, направленная на осмысление знаний, на анализ содержания деятельности и её результатов.

* Рекомендации по развитию мышления и речи:

Общаться с детьми на их возрастном уровне

Разговаривать с ребёнком, обсуждать книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.

Предлагать ребёнку вопросы и задания типа: Чем столб отличается от дерева? Если шубу положить на снег, снег под ней растает? и др.

Играть в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.

Предлагать ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.

Развивать познавательную активность ребёнка: отвечать на все интересующие его вопросы, спрашивать совета.



Билет 9 – Адаптация

Адаптация –приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.

* Выделяют 3 вида школьной адаптации:

1. Академическая адаптация характеризуется степенью соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.;

2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.;

3. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующей самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода.

* Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.

* Причины школьной дезадаптации

Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:

–сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);

–расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);

–слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);

–слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);

–специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).

* Типы проявления школьной дезадаптации

1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.

2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.

3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.

* Рекомендации:

Рекомендация первая: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.

Рекомендация вторая: ваше положительное отношение к школе, учителям и воспитателям упростит ребенку период адаптации.

Рекомендация третья: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

1.Изучайте своего ребенка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что поможет лучше узнать своего малыша, те или иные черты его характера.

2. Развивайте двигательную активность ребенка, т.к. выносливый ребенок, который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем слабый и малоподвижный ребенок.

3. Не потакайте всем прихотям ребенка, не злоупотребляйте лаской, т.к. это может привести к упрямству и капризности.

4. Не подавляйте тягу к самостоятельности.

5. Постарайтесь отвечать на все вопросы ребенка, т.к. любознательность в этом возрасте не знает границ.

6. Научите ребенка самостоятельно справляться с возникающими школьными трудностями.

7. Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребенка, т.к. он боится лишний раз огорчить родителей.

8. Учите ребенка дружить с детьми: быть честными, уважать друзей, приглашайте в свой дом, не допускайте предательства, критикуйте, не унижая, а поддерживая. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.



Билет 10 - Ведущая репрезентативная система

Репрезентативная система – канал восприятия человеком информации из внешнего мира

* Виды репрезентативных систем:

–визуальная сисетма — восприятие, которое в основном опирается на зрительные образы;

–аудиальная репрезентативная система — восприятие, настроенное именно на слуховой канал информации;

–аудиально-тональная репрезентативная система — восприятие, тяготеющее вниманием к звукам и тональным последовательностям;

–аудиально-дигитальная репрезентативная система — восприятие, направленное на символы, слова;

–кинестетическая репрезентативная система — восприятие, направленное на обонятельный-осязательный канал и так же эмоции и чувства.

–дигитальная репрезентативная система восприятия — восприятие, направленное на субъективное осмысление сигналов, полученных по всем трем основным каналам.

–олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) репрезентативные системы - восприятие, направленное и прочие специфические системы, что встречается крайне редко и в основном у тех, кто лишен зрения либо слуха.

* Рекомендации:



Билет 11 - Психологические особенности раннего возраста.

Кризис 1 года:

Ведущий деятельность – основную часть времени ребенок спит, эмоциональное общение со взрослым деятельность носит манипулятивный характер.

Причины кризиса – нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельно. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый.

Признаки кризиса – данный кризис сопровождается внешними проявлениями: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Ярко проявляются упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость.

Кризис 3 лет:

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная.

Причины кризиса – ребенок начинает отделять себя от других людей, осознает свои возможности, ощущает себя источником воли, желание повторять за взрослым.

Признаки кризиса – негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.

Рекомендации:



Билет 12 - Психологические особенности дошкольного возраста.

Ведущая деятельность – игра, они играют одни, носит она предметно-манипулятивный и конструктивный характер, особенно используется сюжетно-ролевая игра. В средний период, ребенку нужен сверстник с которым он будет играть, расширяются темы сюжетно-ролевых игр, вводятся правила, которых ребенок строго придерживается. Старший дошкольный возраст – разнообразие сюжетно ролевых игр еще больше увеличивается, предметы могут носить условный характер, а игра превращается в символическую.

Причины кризиса – напоминает кризис 1 года, начинает регулировать свое поведение правилами. В этот момент у ребенка распадается единство аффекта интеллекта, происходит зарождение личности.

Признаки кризиса – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляемым, но не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт.

Рекомендации:

Билет 13 - Психологические особенности младшего школьного возраста.

Ведущая деятельность – игровая, познавательная – в виде учебной.

Причины кризиса – становление внутренней жизни, жизни переживаний. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние. Возникновение личного сознания.

Признаки кризиса – потеря непосредственности – в момент возникновения желания и осуществления деятельности возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка. Манерничание – появляются тайны, начинает строить из себя умного и строгого и т.д. Симптомы «горькой конфеты» - когда ребенку плохо, он старается этого не показывать

Рекомендации:

Билет 14 - Психологические особенности подросткового возраста.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

Причины кризиса – начинают предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым и протестуют против общения с ними как с маленькими.

Признаки кризиса – многие становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания, или наоборот могут замкнуться в себе.

Рекомендации:

Билет 15 – Деятельность

Деятельность – это жизненная активность человека, направлена на преобразование окружающего мира.

* Значение:

1. является инструментом удовлетворения потребностей.

2. осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных браг.

3. является инструментом психического развития человека.

4. является одним из условий существования человека как полноценного субъекта или как личности.

5. является средством самореализации.

* Черты:

–сознательный характер, продуктивный характер, преобразующий характер (в ходе деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя), общественный характер (в процессе деятельности человека взаимодействует с другими людьми).

* Теория Деятельности Леонтьева:

Деятельность:

1. цели (то, на что направлена деятельность) –близкие, далекие.

2. действия (элементы деятельности относительно законченные и направленные на достижение целей, подчиненных общему мотиву) – Внешнюю (предметно практическую), внутреннюю (умственную).

3. мотив (побуждения, направляющие на деятельность) – близкие и далекие, личные и общественные, осознанные и неосознанные.

Компоненты: 1. мотивы – побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность м.б. вызвана различными мотивами. 2. Цели – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение, которого направлена деятельность.

* Ведущие виды деятельности:

Ведущий вид деятельности – это деятельность выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека по данной ступени развития его личности.

Значение: 1. Способствует возникновению новых для ребенка действий, который он осваивает со временем.

Благодаря ей идет формирование и перестройка отдельных ф. психики растущего человека. От нее зависят изменения личности.

Ведущие виды на разных этапах:

1. непосредственное эмоциональное общение ребенка и окруж. Его взрослых (0 до 1)

2. Предметно манипулятивная (1-2)

3. Игровая (3-6)

4. Учебная (6-11)

5. Общение (11-15)

Учебная деятельность: Достоинства: направленность на усвоение знаний, развитие теоретического мышления, формируется самоконтроль, направленный на контроль усвоения знаний и способа получения этих знаний.

В учебной деятельности выделяется: 1. предмет учебной деятельности – усвоение знаний, овладение способами действия, отработка приемов. 2. Средства – интеллектуальные действия с помощью которого усваиваются знания. 3. Способы – репродуктивные, исследов. познавательные, проблемно творческие. 4. Продукт – структуиров. знания, новообразования психики и поведения ученика. 5. Результат – потребность в ее продолжении.

Структура учебной деятельности (Эльконин): мотивация учения (система побуждения которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл), учебная задача (система знаний при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общий способ действий), учебные действия (с помощью которых ребенок осваивает учебную задачу), действия контроля (те действия с помощью которых конролир. ход усвоения), действия оценки (с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клименко Екатерина Николаевна

Дата: 27.05.2018

Номер свидетельства: 471228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства