kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мониторинг на уроках алгебры и начала анализа в старшей школе как условие формирования математических компетенций учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных  условий,  работающих на повышение качества образования является  внедрение  компетентностно  ориентированного подхода в обучении и воспитании. На смену знаний, умений и навыков выходит понятие компетентности. Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, развивающие технологии. Прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мониторинг на уроках алгебры и начала анализа в старшей школе как условие формирования математических компетенций учащихся»

Мониторинг на уроках алгебры и начала анализа в старшей школе как условие формирования математических компетенций учащихся.


Учитель высшей кв. категории Полушкина В.В.


Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования является внедрение компетентностно ориентированного подхода в обучении и воспитании. На смену знаний, умений и навыков выходит понятие компетентности. Это инструмент, при помощи которого можно значительно повысить эффективность современного образования.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, развивающие технологии. Прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:

  • извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

  • точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

  • исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего;

  • сотрудничество с учениками и учителем при выполнении общего задания;

  • планирование действий и времени;

  • оценка результатов своей деятельности (Гетманская 2003-2004).

Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.

В качестве основного технологического инструмента, обеспечивающее комплексное внедрение мониторинга качества компетентностно ориентированного образования я избрала модульную технологию. Наиболее значимые главы учебника «Алгебра и начала анализа»( профильный уровень,10,11 класс под редакцией А.Г. Мордковича) я разбила на модули: «Тригонометрические функции», «Тригонометрические уравнения», «Преобразование тригонометрических выражений», «Производная», «Степенная функция. Преобразование выражений, содержащих радикалы», «Показательная функция, уравнения и неравенства», «Логарифмическая функция, свойства логарифмов», «Логарифмические уравнения и неравенства», «Первообразная и интеграл». Это позволяет создать модель изучения каждой темы, в которую входят следующие занятия: «Вводная лекция»; «Обучение решению задач»; «Самостоятельное решение задач»; «Семинар и итоговый контроль». На различных этапах занятия ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания. Например, в то время, когда учитель вводит новые понятия и термины, ученики выполняют задание «Составь словарь новых понятий». Когда учитель демонстрирует вывод формулы или доказательство теоремы, ученики выполняют задание «Установите логическую последовательность действий при выводе закона». При рассмотрении практической направленности того или иного закона, ученикам предлагается сформулировать недостающие вопросы или ответы.

Таким образом, работая с текстом учебника, учащиеся самостоятельно выбирают уровень заданий: от стандартных - до наиболее сложных, предполагающих глубокое понимание изучаемого материала.

На уроке, посвященном обучению решения задач, ученики не копируют готовые решения с доски, а занимаются поиском алгоритма решения задач, а затем применяют его на практике. Во время самостоятельного решения задач предлагаются многоуровневые карточки каждому ученику, предусматривающие самопроверку решения той или иной задачи; выполнив успешно задания первого уровня, можно перейти к следующему. Деятельность учащихся осуществляется по группам, что позволяет им во время работы консультироваться у более сильных.

Семинар, входящий в модуль, предполагает творческие многоуровневые задачи. Например, можно подготовить небольшое сообщение по одной из предложенных тем, заняться поиском решения задачи. Каждый ученик выбирает то, что ему наиболее доступно на данном этапе саморазвития. Можно выполнить сразу несколько заданий, если тема вызвала повышенный интерес(Каверина 2007)

В каждом модуле ученик получает четыре оценки: по теории, практике, выполнению домашнего задания и по итоговому контролю, который может быть проведен или в виде контрольной работы или в виде семинара.

В итоге в конце каждого модуля, подходя к контрольной работе, ученик имеет уже три оценки, которые он может исправить на более высокие, приходя на индивидуальные занятия. Данная система помогает конкретному ученику класса получить на итоговой работе более высокий балл.

По каждому ученику в конце каждого модуля составляется график, где наглядно видны успехи ученика по каждому модулю, например, рис. 1:

Рис. 1. Мониторинг качества знаний по двум модулям


Данные два модуля прошли в 1 полугодии, итоговую работу за полугодие ученик написал на 4.

В течении года создается определенная база данных. Данные обобщаются по модулям и классифицируются в определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года. Такой анализ служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.

В ходе работы по данной системе в 10-11 классах установлено, что у учащихся намечается рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Если при традиционном подходе уровень обученности по отдельным темам составлял до 70%, то при реализации мониторинга компетентностного подхода показатели выросли до 85%, качество знаний повысилось.









Рис.2. Итоги успеваемости учащихся

Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система мониторинга нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков и мыслительной деятельности, дает информацию не только об эффективности образовательного процесса, но и о творческом потенциале личности.







Библиографический список:


  1. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся.Сайт ИД «Первое сентября».Сайт фестиваля 2003-2004.

  2. Каверина И.И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.//Интернет-журнал «Эйдос»,-2007.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Полушкина Вера Валентиновна

Дата: 10.09.2016

Номер свидетельства: 343080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства