kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«использование дидактических игр на уроках математики в 5 – 6 классах для формирования вычислительных навыков обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Вычислительная культура формируется у обучающихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий.Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««использование дидактических игр на уроках математики в 5 – 6 классах для формирования вычислительных навыков обучающихся»»

Отдел образования спорта и туризма Витебского района

Государственное учреждение образования «Запольская детский сад – средняя школа Витебского района»

М

И

Ф





ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 – 6 КЛАССАХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»






Рябцева Ирина Михайловна,

учитель математики,

физики, информатики

8(029) 812 – 61 – 83

e-mail: [email protected]


1 Информационный блок

    1. Название темы опыта

Использование дидактических игр на уроках математики в 5 – 6 классах

для формирования вычислительных навыков обучающихся.

    1. Актуальность опыта

Одной из важнейших задач обучения математике, как отмечается в «Учебной программе», является формирование у детей вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура формируется у обучающихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий.

Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. В век компьютерной грамотности значимость навыков письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Использование ЭВМ во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и калькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- снижение интереса у обучающихся к математическим вычислениям из-за их однообразия, монотонности и присутствия в повседневной жизни вычислительной техники;

- противоречие между необходимостью формирования вычислительных приемов, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики;

- противоречие между возрастающей практической значимостью школьного курса математики, высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными вычислительными навыками.

Я решаю эти задачи внедрением дидактических игр в учебный процесс.

1.3. Цель опыта.

Формирование вычислительных навыков обучающихся 5 – 6 классов по математике через использование дидактических игр.

    1. . Задачи опыта

1). Обобщить методические приемы организации работы по формированию вычислительных навыков на уроках математики в 5-6 классах через использование дидактических игр.

2). Разработать игровые ситуации для уроков математики в 5-6 классах.

3). Создать копилку дидактических игр за курс математики в 5-6 классах.

4). Создать информационно-компьютерную поддержку по формированию у обучающихся вычислительных умений и навыков.

Для решения поставленных задач я использовала:

1). Изучение педагогического опыта учителей, активно использующих в своей деятельности дидактические игры:

2). Анализ собственного педагогического опыта преподавания математики в 5-6-х классах;

3) письменное и устное анкетирование, групповые и индивидуальные беседы; наблюдение, самооценка обучающихся;

4) экспериментальная апробация разработанных игр и игровых элементов.

1.5. Длительность работы над опытом

Исследование проводилось в 2 этапа:

Первый этап – поисково-теоретический. На данном этапе проводился анализ имеющейся психолого-педагогической и методической литературы, проработаны основные положения теории дидактических игр, проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап связан с осуществлением формирующего эксперимента, с обработкой и анализом полученных результатов экспериментального исследования.

2. Описание технологии опыта

    1. Ведущая идея опыта

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, и в тоже время не навредить их здоровью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Игра не только позволяет проверить умения обучающихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи.

Я думаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность обучающимся овладеть вычислительными навыками.



2.2. Описание сути опыта

Игра – это форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. При этом в школе никуда не деться от необходимости решения большого количества учебно-тренировочных задач (для формирования и отработки вычислительных навыков), от проведения самостоятельных и проверочных работ (для проверки результатов обучения). Исходя из этого, я пришла к выводу, что с обучающимися 5-6 классов необходимо играть, как только возникает такая возможность. Провела систематизацию дидактических игр для формирования вычислительных навыков, создала модель используемых мною дидактических игр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Обучающие

Контролирующие

Обобщающие

При актуализации знаний

При объяснении нового материала

При закреплении нового материала

Математические цепочки


Кто быстрее достигнет звездочки

Скачки с препятствиями

Игра - беседа

Игра - путешествие

Молчанка

Математическая мельница


Математический букет

Лучший счетчик


Меткий стрелок


Математическое лото


Математический лабиринт

Математический кроссворд

Перетягивание каната

Урок - путешествие

Урок - викторина

Урок - КВН




Игровой момент позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятельности и инициативы ребенка.

Разнообразие форм и объемов занимательных элементов дает возможность построить каждое занятие таким образом, чтобы при сохранении серьезности подхода к изучению предмета создать положительную эмоциональную обстановку в классе, повысить мотивацию изучения математики.

Дидактические игры на уроках математики можно использовать для ознакомления детей с новым материалом и для его закрепления, для повторения ранее приобретенных представлений и понятий, для полного и глубокого их осмысленного усвоения, формирования вычислительных, графических умений и навыков, развития основных приемов мышления, расширения кругозора. Систематическое использование игр повышает эффективность обучения.

 Обучающей будет игра, если обучающиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

При актуализации знаний обучающихся я часто применяю дидактические игры: «Математические цепочки», «Кто быстрее достигнет звездочки», «Скачки с препятствиями» и др.

Игра «Математические цепочки» позволяет выработать у обучающихся быстроту вычислений, тем самым, повышая уровень вычислительной культуры, а, следовательно, и уровень обученности.

Игра «Кто быстрее достигнет звездочки».

На доску выносится набор примеров на четыре действия с обыкновенными или десятичными дробями и с таблицей ответов. В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды вызываются к доске по одному обучающемуся, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх – к заветной звездочке. Соревнуются две команды. Обучающиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Вызывают для работы у доски обучающихся капитаны команд. Выигрывает команда, которая при наименьшем количестве ошибок обучающихся первой достигнет звездочки.

На итоговом уроке в 5 классе по теме «Умножение натуральных чисел и его свойства» в начале урока я провожу актуализацию в виде небольшой игры
«Скачки с препятствиями».

1. Вычислите устно: 25*17*4 + 300*0 – 272:272. (Ответ: 1699.)

2. Найдите неизвестное число: x+23=29 (Ответ: 6)

3. В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (Ответ: 7)

4. Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (Ответ: 9)

5. Поставьте вместо звездочек знаки действий так, чтобы равенства были верными:
а)6*8 = 70*22; б) 40*5 = 9*5; в) 77*7 = 5*6

При объяснении нового материала провожу игры - путешествия («Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие », «Веселый математический поезд»). Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное.

Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры - путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

В 5 классе изучая тему «Простые и составные числа» при изложении нового материала я использую математическую сказку, которую рассказываю совместно с детьми. В сказке не дается готовое знание, дети сами ищут ответы на некоторые вопросы, тем самым лучше вникают в новый материал.

Если необходимо закрепить теоретический материал, то на уроке применяю игры: «Математическая мельница», «Математический букет», «Молчанка» или «Учитель против обучающихся» (если ученики согласны с отвечающим или учителем, то поднимают синие карточки, не согласны – красные карточки)

.Пример: Тема «Обыкновенные дроби» в 5 классе.

1. Число называется обыкновенной дробью. (да)

2. Число 4 – знаменатель. (нет)

3. Числитель и знаменатель дроби разделяет знак равно. (нет)

4. Если числитель меньше, чем знаменатель, то дробь – правильная. (да)

5. Дроби бывают укротимые и неукротимые.

6. Неправильная дробь больше единицы.

7. Если числитель и знаменатель равны, то дробь равна единице. (да)

Такие задание позволяют обучающимся проверить свои теоретические знания, а учителю дисциплинировать обучающихся и увидеть уровень их обученности.

В качестве физкультминутки при изучении темы «Обыкновенные дроби» провожу игру «Путаница»: учитель говорит слова «числитель» (руки вверх), «знаменатель» (приседание), «черта» (руки перед собой), обучающиеся слушают и повторяют, но затем учитель начинает путать слова и действия В игре проверяется зоркость и знание понятий. (Приложение 1)

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому обучающемуся необходима определённая математическая подготовка.

Часто для контроля знаний обучающихся использую игры-поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки»).

Для контроля знаний обучающихся так же применяю дидактические игры: «Математическое лото», «Математический лабиринт», «Лучший счетчик» «Математический кроссворд», «Меткий стрелок», (Приложение 2).

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Уроки-игры, уроки – КВН, уроки – путешествия, которые длятся 45 минут провожу 4-5 раз в год, когда идет урок обобщения, систематизации и коррекции знаний, например, урок – игра «Волшебное число». (Приложение 3).

Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают обучающиеся с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

В своей практике я убедилась, что систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся, развитие умственной деятельности.

2.3 Результативность и эффективность опыта.

Результативность опыта прослеживается мною в течение 2 лет.

Использование дидактических игр на уроках математики дает следующие результаты:

1. Повысились вычислительные навыки обучающихся и средний балл по предмету. Если на начало 2014/2015 учебного года средний балл по предмету в 5 классе составлял 6,2 балла, то по итогам 3 четверти 2015/2016 учебного года в этом классе средний балл составил 7 баллов.

Год обучения

2014/2015 учебный год

2015/2016 учебный год

Класс

5 класс

6 класс

четверть

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

1 четв.

2 четв.

3 четв.

Средний балл

6.4

6.5

6.7

6.8

6.7

6.8

7


  1. Понизился процент вычислительных ошибок при выполнении контрольных работ. Анализ контрольных работ показал следующие результаты.


Учебный год

2014/2015 учебный год

5 класс

2015/2016 учебный год

6 класс

Контрольная работа

Итоговая

3 четверть

Допущены ошибки на сложение

16%

-

Допущены ошибки на вычитание

32%

-

Допущены ошибки на умножение

32%

16%

Допущены ошибки на деление

32%

16%


3. Отмечается активность и результативность участия обучающихся в международном математическом конкурсе «Кенгуру». В 2014/2015 учебном году в конкурсе приняли 42% обучающихся, в 2015/2016 учебном году – 68%.

4. Прослеживается результативность в олимпиадном движении. Обучающиеся 5 – 6 классов участвовали в олимпиадах международного проекта INTOLIMP.ORG «Осень 2015» и «Зима 2016». Все 11 участников получили дипломы 1 – 3 степени.

5. Повысился интерес к предмету.




Результат анкетирования обучающихся 5 – 6классов.

Вопросы

Ответы обучающихся

Да

Нет

1.

Нравится ли тебе математика?

100%

-

2.

Решал ли ты занимательные задания на уроках математики?

100%

-

3.

С большим ли ты желанием участвовал в их решении?

84%

16%

4.

Применял ли учитель игровые моменты на уроках?

100%

-

5.

Хотел бы ты, чтобы их проводили?

100%

-

6.

Составлял ли ты кроссворды?

68%

32%

7.

Хотел бы ты их составлять и разгадывать?

100%

-


  1. Заключение

Анализируя свою деятельность по использованию дидактических игр на уроках математики в 5 -6 классах, я пришла к следующим выводам:

1. Дидактические игры можно широко использовать как средство формирования вычислительных навыков на уроках математики. Увлекшись, дети не замечают, что учатся; познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

2. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, повышает интерес, облегчает преодоление трудностей в усвоении изучаемого материала.

3. Игровая деятельность способствует созданию мотива, активизации мыслительной деятельности обучающихся, усиливает внимание к содержанию изучаемого материала, повышает работоспособность, а, также, ответственность за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично.

4. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры обучающиеся в значительной мере самостоятельно, приобретают новые знания, активно помогают друг другу.

5. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и формировании познавательного интереса к математике.

Опытом своей работы по использованию дидактических игр для формирования вычислительных навыков на уроках математики в 5 – 6 классах делилась на заседании школьного методического объединения учителей естественно - математического цикла, педагогическом совете школы, давала открытые уроки для учителей школы, района, родителей своих обучающихся. Материалы из опыта моей работы находятся на персональном сайте http://multiurok.ru/irinarabtsava/


Список литературы:


  1. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре. - М.:Просвещение, 1983.

  2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.:Просвещение, 1991.

  3. Данилов И.К. Об игровых моментах на уроках математики// Математика в школе -№ 1, 2005 год.

  4. Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у обучающихся // Математика в школе - № 19, 2004 год.

  5. Зимний О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе - № 6, 2004 год.

  6. Козина М.Е., Фадеева О.М. Математика 5-11 классы нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках – Волгоград: Учитель, 2006.

  7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.:Просвещение, 1990.

  8. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.:Просвещение, 1981.


Приложение 1.

Математические цепочки.

Какое число получится в конце цепочки?









Дидактическая игра «Кто быстрее достигнет звездочки»


«Подниматься» по лесенке можно одному ученику, можно командой – 5 ступенек – 5 человек. Ошибочно вычислили – упали со ступеньки. Заменяют игрока. Участвуют две команды. Какая команда доберется до звездочки первой?

По лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоем. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.


Сказка «Простые и составные числа».

12 января число 12 решило пригласить в гости всех своих делителей, которые меньше его по величине. Первой пришла единица, за ней пришла двойка.
Задание: Запишите весь список гостей. (Дети называют всех гостей: Д (12) = 1, 2, 3, 4, 6)

Когда все гости собрались, число 12 увидело, что их немного. Оно огорчилось и предложило, чтобы каждый из гостей привел своих делителей.
Задание: Сколько придет новых гостей? (Ответ детей: 0)

Единица объяснила, что новые гости к нему не придут. Ведь если a : b, а b : c, то a : c.

Задание: проверьте это утверждение при а = 30.

Наступило 13 января и число 13 тоже решило пригласить в гости своих делителей, которые меньше его по величине. Первой пришла единица.
Задание: Кто еще пришел в гости к числу 13? (Ответ обучающихся: никто).

Такие числа называются простыми.

Дальше даю строгие математические определения простых и составных чисел.
Задание: Какой гость был у всех чисел? (Ответ: единица). Какое число не дождалось гостей? (Ответ: единица)

Единица – особое число. Оно не является ни простым, ни составным.

Дидактическая игра «Мельница»

В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны действия. Нужно выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Ответ в одном из кружков внизу.


Дидактическая игра «Математический букет»

Дидактическая цель: отработать навыки устного счета.

Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, настойчивость, умение доводить дело до конца.

Учитель раздает обучающимся корзины, вырезанные из плотной бумаги, и набор разноцветных цветов с цифрами — ответами на примеры устного счета, которые учитель подготовил к уроку. Услышав пример, дети устно вычисляют ответ, находят его ответ на цветке, и цветок с правильным ответом «кладут в корзину». Учитель, проходя между рядами, наблюдает, кто из обучающихся правильно вычислил, указывает на ошибки.

Игра позволяет отследить работу каждого обучающегося, способствует воспитанию трудолюбия, осознанию каждым обучающимся того, что все нужно делать самостоятельно и идти до конца; во время игры тренируется скорость вычислений, внимательность, сообразительность.


Приложение 2.

Дидактическая игра «Математическое лото»

Тема: Умножение и деление натуральных чисел (5 класс).

Цель: создать условия для обобщения знаний и умений умножать и делить натуральные числа.

ХОД ИГРЫ

В специальном конверте обучающимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7—8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Обучающийся достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы. Приведем пример карточек и большой карты.

22 385

780

205

630

5

8928

Дидактическая игра «Числовой лабиринт»

Тема: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (6 класс).

Цель: создать условия для формирования умений выполнять действия сложения и вычитания целых чисел, сравнивать их.

ХОД ИГРЫ

На каждый стол выдается карточка с лабиринтом. При наличии кодоскопа или проектора лабиринт проецируется на экран, и работу можно вести на два варианта.

Первоначально фишку (монетку, пуговицу и т. п.) ставят в кружок на линии старта. При переходе из одного кружка в другой надо прибавлять число, написанное в кружочке, на который передвигается фишка.


Задание:

I вариант

В результате вычислений получить на линии финиша наибольшее число.

II вариант

В результате вычислений получить на линии финиша наименьшее число.

В ходе игры, ученики кроме закрепления навыка сложения, учатся выбирать наибольшее (наименьшее) среди положительных и отрицательных чисел.



Кроссворд «Лягушка»

Тема: Распределительный закон умножения относительно сложения .

Цель: формирование самостоятельной творческой познавательной активности; повышение интереса к предмету.

Класс делится на две команды. Первая команда разгадывает вопросы по горизонтали, а вторая команда по вертикали. Кроссворд весит на доске, а вопросы учитель задает по очереди каждой команде. Та команда, которая больше разгадала вопросов – выигрывает.

I команде:

По горизонтали:

2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Сумма длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.12.Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а+в=в+а

II команде:

По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения: (а+в)с=ас+вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица массы, равная 1000 кг. 14. Третий разряд любого класса.

Игра «Меткий стрелок»

Дидактическая цель: закрепить навыки рациональных приемов вычисления, совершенствовать навыки вычисления примеров на все действия.

Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, навыки самостоятельной работы.

Каждому обучающемуся выдается карточка на которой начерчена «мишень» и написаны примеры для решения в порядке возрастания их сложности. Обучающимся предлагается решить примеры и записать ответы в «мишени».


Лучший счетчик

Цель: Совершенствование устных вычислительных навыков, повышение интереса к предмету.

Учитель объявляет, что на следующем занятии будет проходить игра в начале урока под названием «Лучший счетчик». Дома каждый обучающийся должен подобрать по данной теме 3-4 примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «счетчик», который будет защищать честь своего коллектива.

Примеры для устного счета предлагают «счетчику» члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет другой ученик из той же команды, и игра продолжается. Число «счетчиков» для одного тура определяется по договоренности. Побеждает команда, в которой было наименьшие число «счетчиков», решивших наибольшие число примеров. Среди счетчиков устанавливается также личное первенство. Такая игра проводится обычно в начале урока и служит своеобразной разминкой для дальнейшей работы.

Приложение 3.

Урок игра «Волшебное число»

Тема: Умножение натуральных чисел. Переместительный закон умножения. (1ч).

Цель: повышение интереса, формирование навыков самоконтроля, закрепление нового материала, чувства взаимопомощи.

Игра ведется на основе сказки об Иване – царевиче и Кощее Бессмертном.

Класс делится на три команды.

Учитель начинает рассказ: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену.

Иван- царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны три примера (с указанием номера команды):

Запиши в виде произведения:

27+27+27+27 (I),

451+451+451 (II),

n+n+n+n+n+n+n+n (III).

Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу». К доске вызываются по одному ученику от каждой команды, которые решают примеры.

Иван-царевич, капитан одной из команд, решает уравнение вместе с членом своей команды. На следующем этапе пути его сменит капитан другой команды.

Преодоление первой преграды приносит очки командам. Учитывается скорость и правильность решения. Учащиеся на местах решают примеры своей команды и могут помочь при необходимости своему игроку, только при условии, что представят учителю решения примеров и двух других команд.

Учитель продолжает: «Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его войны решат шесть примеров, написанных на стенах избушки».

Первые четыре ученика садятся на место, а семь других (по два из каждой команды и один из капитанов) идут к доске.

I команда II команда III команда

а) 4•3 а) 6•2 а) а•3

б) 3•4 б) 2•6 б) 5•4

Проведя итоги работы на втором этапе.

«Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе произведения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнести вслух «произведение». Мигом исполнится.

Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на шесть замков».

К доске идут новые семь обучающихся. На доске записаны новые 6 примеров». Узкие подземелья» решают их. Заняты работой и члены команд, готовые прийти на помощь своим «воинам».

Найди значение выражения:

I команде: а•5, при а=2; 5

8•m, при m=0;1

II команде: 3•b, при b =1; 7

n •6, при n=0; 1

III команде: 2•с, при с=5; 6

d•3, при d=0; 1.

Проводятся итоги третьего тура.

«Иван-царевич произнес «волшебные слова», назвал все ответы предложенных и решенных примеров. Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано: «Назови два числа, произведение которых равно: 1) 0; 2) 1; 3) 2». Устно решил его Иван-царевич. Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой проведали его сестриц, приехали домой и стали жить-поживать да добра наживать».

Подводятся итоги всей игры. Устанавливается команда-победитель. Часть обучающихся получают оценки в журнале.




Урок - игра «Счастливый случай»

Цель: формирование интереса к математике, развитие кругозора.

Задачи: Развивать внимание, тренировать память, учить обучающихся быстро думать и принимать правильное решение, воспитывать чувство взаимовыручки.

1 гейм

Вопросы каждой команде задаются по очереди.

1. Как найти неизвестное делимое? Как найти неизвестный делитель?

2. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5км. Сколько проехал ямщик? (5км.)

Шла старуха в Москву. Навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха).

З.Чему равна 1/4 часть часа? (15мин.)

Какую часть часа составляют 20минут? (1/3).

4. Как называют 1 кубометр воды? (тонна)

Как называют объем 1кг воды? (литр)

2 гейм

Кто вперед из команд ответит на вопрос?

1 .Чему равен угол в квадрате? (90)

2.Единица измерения скорости на море (узел)

З.Что легче: 1кг ваты или 1кг железа? (одинаково) 4.Число разрядов в классе (три)

5.Найти 1 процент рубля (1 коп)

6.Прибор для построения окружностей (циркуль)

7.К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число? (в 1000)

8.Как называется первая координата точки на плоскости? (абсцисса)

9.Наименьшее натуральное число. (1) 10.Наименьшее простое число. (2)

3 гейм Ты мне - я тебе

Обучающиеся готовят дома заранее вопрос и ответ.

4 гейм

Темная лошадка.

Вытягивают номера вопросов из мешка. Номер 7 - счастливый случай.

1 .Дайте определение понятию «процент».

2.К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во

сколько раз увеличилось число? ( Ответ: в 11)

3.Число, обращающее уравнение в верное числовое равенство (Ответ: корень

уравнения).

4.Отрезок, соединяющий точку окружности с центром (Ответ: радиус)

5.Площадь прямоугольника 36 кв.см. Чему равна сторона квадрата с такой же площадью? (Ответ: 6см).

6.Разделите сто на половину.(Ответ: 200).

7. Счастливый случай.

8.Формула площади прямоугольника со сторонами х и у.

5 гейм. Дальше - дальше.

За одну минуту надо дать как можно больше правильных ответов.

1 .Первая буква греческого алфавита (Ответ: альфа)

2. Может ли при умножении получиться ноль? (Ответ: да)

З. Чему равно 13*25*0*0,7? (Ответ: 0).

4. Единица массы драгоценных камней (Ответ: карат).

5. Прибор для измерения углов (Ответ: транспортир).

6. Чему равна сумма углов квадрата? (Ответ: 360).

7. Как называется вторая координата точки на плоскости? (Ответ: ордината).

8. Чему равна длина окружности?

9. В чем измеряются углы? (Ответ: в градусах).

10. Равенство, содержащее букву (Ответ: уравнение).

11. 9*8=? (Ответ: 72).

12. Чему равен 1 пуд? (Ответ: 16кг).

13. Одно яйцо вкрутую варится 5 минут, а 5 яиц? (Ответ: 5мин)

14.0,25* 100=? (Ответ: 25).

15. Как называются отрезки, которые никогда не пересекаются? (Ответ: параллельные).

16. Каким действием находится дробь от числа? (Ответ: умножением).

17. Может ли при делении получиться ноль? (Ответ: да).

18. Дано 8. Найти ему противоположное (Ответ: -8).

19. Назвать число, обратное 12.(Ответ: 1/12)

20. Что такое разность чисел? (Ответ: результат вычитания).

21. Назвать самое меньшее число, кратное 7.(Ответ: 7).

22 .Как называются прямые, пересекающиеся под углом 90 градусов? (Ответ: перпендикулярные).

23. Что такое пропорция? (Ответ: равенство двух отношений.)

24. Что называют подобными слагаемыми? (Ответ: Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть.)

25. Сколько граней у куба? (Ответ: 6)

26. Сколько сторон у треугольника? (Ответ: три).

27. Чему равен развернутый угол? (Ответ: 180).

28. Чему равна сумма углов треугольника?

(Ответ:180).

29. Как называют число, которое складывают? (Ответ: слагаемое).

30. Луч, который делит угол пополам (Ответ: биссектриса).

Подведение итогов. Слово жюри.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Рябцева Ирина Михайловна

Дата: 03.02.2017

Номер свидетельства: 387436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему: " Действия с дробями,нахождение НОК и НОД". "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dieistviia-s-drobiami-nakhozhdieniie-nok-i-nod"
    ["file_id"] => string(6) "129330"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415689599"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства