Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Перспектива"
Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Перспектива"
Данная статья поможет вам понять основы УМК "Перспектива". Здесь вы ознакомитесь с принципами образовательно-воспитательного процесса УМК "Перспектива".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Перспектива"»
Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Перспектива"
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, обеспечивающее «ведение постоянной методической поддержки педагога, получение оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использование инновационного опыта других образовательных учреждений…»
УМК « Перспектива» создан под руководством канд. пед. наук Климановой Л.Ф, и представляет собой разработку из современных достижений в психологии и педагогике, сохраняя при этом связь с традициями классического школьного образования, а так же к плюсам программы относятся: доступность и качественное усвоение материала, многостороннее развитие школьника, учитывая его возрастные особенности.
«Перспектива» предлагает новый подход в педагогике, где у детей всегда есть мотивация к познанию окружающего мира и людей посредством общения, вопросов. Отсюда ключевая фраза программы: «Я общаюсь, значит, я учусь». Процесс познавания состоит из потока действий, и образование здесь помогает реализовать себя в окружающем мире, а не просто приспособиться к этому миру.
Комплект создавался одновременно с разработками Федеральных государственных стандартов (ФГОС), тесно сотрудничая с разработчиками этих стандартов.
Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:
- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников
- обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.
Принципы образовательно - воспитательного процесса в УМК « Перспектива»:
1) Гуманистический. Создание благоприятных условий для жизни и обучения, забота о благе ребенка. Защита прав школьников, уважение к ним, значимость каждого ребенка в независимости от уровня знаний и материальной его обеспеченности. Нравственные нормы и обязанности, которые ученики должны усвоить в отношении к окружающим людям. Равноправие в общении между детьми и взрослыми, со сверстниками, при этом в основе - свобода высказывания и уважение к собеседнику.
2) Историзм. Предметные дисциплины изучаются в культурно - историческом контексте. Содержание учебного предмета структурируют, учитывая логику и историю развития предмета. Взаимосвязь и взаимопроникновение культур, единство культурного пространства в образовании. Персонификация знаний с учетом жизненного опыта школьника.
3) Коммуникативный. Общение - предмет специфического изучения, где важное место уделяют устной и письменной речи, умение слушать партнера по разговору, уметь договариваться и разрешать споры. Организационный аспект речи - все учебные цели и задачи ученики решают совместно между собой, и сотрудничая с учителем.
4) Творческая активность. Поощряют инициаторство учеников в постановке новых задач к познаванию и художественному творчеству.
УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Формирование личностных УУД в УМК «Перспектива»
Одними из самых сложных для формирования в учебном процессе являются личностные универсальные учебные действия. Учителя часто пытаются оценить личность ребенка, сказать, как надо делать, или запретить что-то. Но всегда ли это понятно ученику? Приведем пример: «Скажите, драться, это хорошо или плохо?» Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Конечно, все зависит от ситуации. Вспомним стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», в котором на конкретных примерах ребенку демонстрируется, что одно и то же действие в разных ситуациях оценивается по-разному. В процессе обучения учитель редко говорит с детьми на уроке о чувствах и эмоциях, которые испытывают дети (да и сам учитель) в разных ситуациях и о способах их проявления, принятых в обществе. Это очень важно, т.к. ребенок не всегда понимает, почему его поведение ругают или одобряют. Этот прием позволяет учителю говорить о поступках, в которых проявляются личностные качества ученика.
Примеры формирования личностных УУД при обучении по УМК «Перспектива».
В учебнике «Окружающий мир. 1 класс» делается акцент на формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру. Например, при изучении темы «Мир города и села», на которую отводится 13 часов, значительное внимание уделяется формированию личного позитивного эмоционального отношения к месту, в котором родился и живет ученик, к малой родине.
Формирование регулятивных УУД в УМК «Перспектива»
Одной из задач начального обучение является освоение нового вида деятельности – учебной, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно. Для взрослого человека часто сложно ответить на вопрос, как пересказать текст или как составить план, как отличить вопрос задачи от условия и т.д., поэтому учителю бывает сложно понять, почему ребенок испытывает затруднение при выполнении задания. Одной из причин неуспеваемости ребенка становиться не непонимание материала, а неумение с ним работать.
Приведем практический пример: вы взяли рецепт нового блюда, в нем записаны не только продукты, которые нужны для него, но и обязательно способ (алгоритм) приготовления. Успех приготовления зависит от того, насколько подробно и четко будет описан способ приготовления и последовательность действий, а после нескольких раз вы будете готовить его без подсказки. То же происходит и в учебном процессе. Чем четче и подробнее мы будем объяснять, как выполняется задание, тем лучше наши ученики будут его выполнять. В учебниках УМК «Перспектива» много внимания уделяется осмыслению и формированию различных способов учебной деятельности (различным способам вычисления, способам пересказа текста, способов охраны здоровья).
При изучении темы «Согласные звуки и буквы» ставится задача освоения способов выделения согласного звука и его фонетического анализа. Используется «Азбука», стр.78-96, часть 1, а также прописи № 2,3. Как уже было сказано ранее, учитель формулирует цель выполнения задания, объясняет способ выполнения задания, последовательность действий; затем учащимся предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно и обязательно оценить полученный результат – таким образом, формируются регулятивные УУД.
При изучении темы «Множества», на которую отводится 9 часов, к формированию регулятивных УУД относится освоение способов объединения предметов и выделение их из группы по определенным признакам. Используется учебник «Математика. 1 класс» ч. 1 и «Рабочая тетрадь № 1».
Примеры использования учебника математики при формировании регулятивных УУД:
Учебник «Математика. 1 класс» часть 1, стр. 9, стр. 30, 32, 26. Сначала дети знакомятся критериями, по которым можно объединять предметы в множества. Затем детям предлагается самостоятельно определить признаки объединения в множества и объяснить их значимость с различных точек зрения (по бытовым признакам — игрушки для мальчиков и девочек, посуда, по математическим признакам — имеют определенную формы, размер).
Учебник«Математика: 1 класс» часть 1 стр. 15 № 1 — определяем последовательность расположения объектов на рисунке:
¾ какие животные идут по правой дорожке;
¾ кто идет между черепахой и ежиком (впереди, позади и т.д.);
¾ кто придет в школу позже всех и почему?
Формирование познавательных УУД В УМК «Перспектива»
Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Как уже было сказано, осмысление текстов, заданий, умение сравнивать, различать и обобщать, относятся к формированию познавательных УУД.
Математика
Познавательные и знаково-символические действия:
Умение использовать модель (символы, знаки) для решения задачи:
Учебник: Математика:1 класс: 1 ч. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. стр. 37;
Формирование умения классифицировать:
Учебник: Математика:1 класс: 1 ч. Дорофеев Г.В. ,Миракова Т.Н. стр. 30, 33, 35:
¾ с. 33 (игра «Третий лишний»),
¾ с. 35 (разбей множество на части),
¾ с. 30. (выделение части множества).
Сериаризация: Учебник: Математика:1 класс: 2 ч. Дорофеев Г.В.,Миракова Т.Н. стр. 23, № 6 (выделение признака при изменении его в ряду предметов, фигур);
Учебник: Математика: 1 класс: 1 ч. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. стр. 16, 33, 35, 37, 43, 57 (построение фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах).
Список литературы:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.
Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. – практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С.46-54.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М., 2002.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2008.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000» / под. ред. Л. Г. Петерсон. – М., 2010.